1. Объясните сущность заработной платы с позиции простого воспроизводсвта рабочей силы.
2. Объясните сущность заработной платы с позиции расширенного воспроизводсвта рабочей силы.
3. Раскройте условия, при которых которых рапсределение оплаты труда происходит по коэффициенту трудового участия (КТУ).
4. Рассмотрите, в каких случаях эффективна сдельная оплата труда.
5. Представьте сравнительную характеристику систем заработной, заполнив табл. 10.
Система | Условия | Преимущества | Недостатки |
Нормативная | |||
Тарифная | |||
Бестарифная | |||
Сдельная | |||
Повременная | |||
Премирование |
6. Представим, что рыночная оплата одного часа труда переводчика экономических статей равна 300 ден. ед. Стоимость затрат на один час труда переводчика Петрова равна 400 ден. ед., Иванова – 250 ден. ед. Перечислите возможные факторы, по которым стоимость трудовых затрат Петрова превышает рыночную стоимоть оплаты труда по данной профессии. Предложите варианты действий для снижения трудовых затрат переводчику Петрову.
7. Разработайте модель оплаты труда помощника руководителя в коммерческой
Тема 9. Развитие человеческих ресурсов
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Виды компетенций. Управление компетенциями персонала.
2. Выявление потребностей в обучении.
3. Методы профессионального обучения вне рабочего места: лекции; программированные курсы обучения; конфернции; семинары; решение конкретных задач из производсвтенной практики; деловые игры; построение моделей; кружки качества.
4. Технологии развития персонала на рабочем месте: направленное приобретение опыта, инструктаж, консультирование, наставничество, коучинг, ротация, делегирование полномочий, использование работников в качеств ассистентов, стажеров, обогащение труда, количественное расширение трудовых функций.
|
5. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.
6. Неформальное обучение как фактор развития персонала и повышения производительности труда.
7. Управление карьерой как метод стимулирования персонала.
8. Экономическая эффективность системы профессионального обучения.
Контент практических заданий
Задание для самостоятельной работы:
1) Выявите отличие между общими и профессиональными компетенциями.
2) Охарактеризуйте виды профессионального обучения:
- Профессиональная подготовка;
- Повышение квалификации;
- Переподготовка.
3) Охарактеризуйте методы профессионального обучения вне рабочего места, заполнив таблицу.
№ п/п | Методы профессионального обучения | Характеристика |
Лекции | ||
Программированный курс обучения | ||
Семинары | ||
Конференции | ||
Решение конкретных задач из производсвтенной практики | ||
Деловые игры | ||
Построение моделей | ||
Кружки качества | ||
Стажировка |
4) Охарактеризуйте методы профессионального обучения на рабочем месте.
5) Перечислите факторы эффективного делегирования полномочий.
6) Приведите пример гибкого разделения труда на основе распределения заданий по приниципу взаимодополняющих компетенций.
7) Прочитайте статью «Арчибальд Патт и «Успешный технократ» (Стрельцов А. Арчибальд Патт и «Успешный технократ». // Управление персоналом. – 2012. – 23(297). – с. 34 – 51.) и ответьте на вопросы:
|
- Почему некоторые специалисты не стремятся к занятию руководящей должности;
- Почему профессионалы развиваются до уровня своей некомпетентности.
Контент-тест
1. Систематический обучающий процесс, в ходе которого работники приобретают или изменяют навыки, умения, знания, называется:
a) Профессиональным обучением;
b) Профессиональным развитием;
c) Профессиональной подготовкой;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – a)
2. Метод обучения, представляющий собой разъяснение и демонстрацию приемов работы на рабочем месте, называется:
a) консультирование;
b) инструктаж;
c) наставничество;
d) инструктаж и консультирование.
Правильный ответ – d)
3. В качестве пассивных методов обучения можно выделить:
a) чтение лекций;
b) Конференции, семинары;
c) тренинги;
d) стажировку.
Правильный ответ – a)
4. Основная задача коучинга заключается в том, чтобы:
a) Стимулировать профессиональное обучение вне рабочего места;
b) Стимулировать более жесткую дисциплину труда;
c) Стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – с)
5. Для эффективного делегирования полномочий необходимо соблюдение следующих условий:
a) Четкой организации труда;
b) Компетентности менеджера;
c) Стремления персонала к профессиональному развитию, его готовности выполнять новые или качественно более сложные трудовые функции;
|
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
6. Потребность в обучении выявляется на основе:
a) Профессионального несоответствия персонала занимаемой должности;
b) Отсутствия стремления персонала к профессиональному развитию;
c) Более высокого профессионального уровня персонала по сравнениюс занимаемой должностью;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – a)
7. Эффективное делегирование полномочий предполагает:
a) Распределение полномочий в соответствии с профессиональным уровнем персонала;
b) Распределение полномочий ниже профессионального уровня персонала;
c) Распределение полномочий выше профессионального уровня персонала;
d) Одновременное развитие персонала и повышение производительности или качества труда.
Правильный ответ – d)
8. В соответствии с европейским стандартом высшего профессионального образования вуз подготавливает:
a) Бакалавров;
b) Специалистов;
c) Инженеров;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a)
9. Обогащение труда как метод развития персонала предполагает:
a) Распределение дополнительных полномочий персоналу ниже его профессионального уровня;
b) Вложение крупных инвестиций в обучение;
c) Качественное усложнение трудовых функций, делегирование новых обязанностей, модификация содержательной стороны труда;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – c)
10. Неформальное обучение персонала характеризуется:
a) Самообучением работников;
b) Обучением на рабочем месте посредством обогащения труда, делегирования более сложных обязанностей и т.п.;
c) Отсутствием документа по завершении учебного процесса;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
Шкалы оценивания