1918 год начался в монастыре обыском и описью имущества, часть зданий заняли красноармейцы и склад. Однако еще нескольких лет после этого в Спасском соборе совершались богослужения, действовала часовня в селе Прилуки. Чтобы избежать осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон настоятель организовал при монастыре церковную общину из местных жителей. В 1919 году началось изъятие из монастырских храмов церковной утвари и убранства икон для сдачи в Госфонд, в помощь голодающим Поволжья, продолжавшееся до 1923 года. В один из дней вывезли более двух пудов серебра. Вскоре уездный исполком принимает решение о выселении из монастыря архимандрита Нифонта (Курсина), семи монахов и восьми послушников. Начавшееся закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму.
В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное – различным учреждениям. С середины 20-х гг. ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола, в 1927 - 1928 годах, был устроен кино-клуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.
За годы гонений на Православную Церковь не угасла вера вологжан в помощь преподобного Димитрия Прилуцкого. Предваряя открытие монастыря, жители Вологды 16 июня 1990 года, в день праздника Сретения иконы святого Димитрия, совершили Крестный ход по городу до Лазаревского кладбищенского храма - первый после долгого перерыва. Уже в августе 1990 года были переданы церковной общине надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году открыт мужской епархиальный монастырь. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь.
|
В 1992 году отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. 13-14 августа Прилуцкий монастырь посетил и возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. На престольный праздник Всемилостивого Спаса Святейший совершил Всенощное Бдение и Божественную Литургию в нижнем храме Спасского собора, водосвятный молебен на реке Вологде, возглавил Крестный ход вокруг обители, после чего был освящен первый большой колокол на монастырской колокольне.
В последнее десятилетие ХХ века после проведенных ремонтов обитель начала благоукрашаться. В храмах устроены иконостасы, освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделали медные и железные кровли.
3.3. Святыни монастыря
В Спасо-Прилуцком монастыре, в нижнем храме собора почивают под спудом мощи святого покровителя Вологды преподобного Димитрия Прилуцкого и святых благоверных князей Угличских - Игнатия и Димитрия, игуменский посох; близ алтаря Спасского собора находится колодец, ископанный, по преданию, преподобным Димитрием.
|
В Вологодском государственном историко-археологическом и художественном музее-заповеднике хранятся такие монастырские святыни, как: икона преподобного Димитрия, написанная Дионисием между 1485 и 1503 гг.. Киликиевский запрестольный крест и икона Божией Матери "Страстная", чудотворная икона Божией Матери "Казанская", 2 покрова с мощей преподобного Димитрия (XVI и XVII вв.), покров с мощей преподобного Игнатия.
Икона «Дмитрий Прилуцкий», великолепная по своему живописному мастерству, почти единственный свидетель работ Дионисия в Спасо-Прилуцком монастыре.
Так называемый Киликиевский большой запрестольный крест, деревянный двусторонний восьмиконечный, украшен медной золоченой басмой и 84 резными костяными иконками. По преданию, в XIV веке он был принесен Дмитрием Прилуцким из Переславля и водружен на место будущего Спасо-Прилуцкого монастыря [1, стр.113].
Икона Божией Матери "Страстная" написана иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия. Пречистая Богородица явила помощь афонским инокам в ХШ веке, во время нападения пиратов на монастырь. Благодаря вмешательству Божией Матери, он стал невидим в тумане и избежал разорения, а икона Её получила название «Фовера Простасиа» - «Страшная Защита».
3.4. Перспективы развития паломнического туризма в монастыре
Паломнический туризм – совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество – это странствие людей для поклонения святым местам. По русским православным канонам, паломничество – поездка продолжительностью более 10 дней. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, поэтому паломники обычно выдвигают меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения.
|
В качестве центров паломнического туризма рассматриваются религиозные места и архитектурные ансамбли. Объектами паломнического туризма являются:
- культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, часовни);
- религиозные природные объекты (святые места, святые источники, колодцы, горы, водоемы, рощи);
- небольшие объекты культа (придорожные кресты и др.).
Паломнический тур включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения, совершения молитвенного правила утром и вечером, перед и после трапезы, в начале и конце пути. Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-познавательного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.
Хотелось бы отметить, что в области слабо развито такое перспективное направление как паломнический туризм. В работе хочется обратить на него свое внимание, так как в области есть все предпосылки для успешного развития паломнического туризма.
Основными объектами паломничества в Вологодской области являются следующие:
· Свято-Успенский Кирилло-Белозерский мужской монастырь – г. Кириллов;
· Ферапонтов мужской монастырь – с. Ферапонтово Кирилловского района;
· Горицкий Воскресенский женский монастырь – с. Горицы Кирилловского района;
· Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь – г. Вологда, п. Прилуки.
Особое место в паломническом туризме занимает Спасо-Прилуцкий монастырь.
При Спасо-Прилуцком монастыре действуют столярная, слесарная, свечная, литейная, пошивочная, художественно- реставрационная и иконописная мастерские. В монастыре изготавливают просфоры и восковые свечи для своих нужд и храмов епархии. Имеется библиотека. Вологодское епархиальное Древлехранилище рассказывает о жизни Вологодской епархии. На территории обители располагается Вологодское православное духовное училище, из стен которого выходят будущие пастыри Церкви Христовой. Также имеется воскресная школа для мальчиков.
В Спасо-Прилуцком монастыре несколько лет действует епархиальный церковно-археологический музей, который рассказывает о разных сторонах церковной, прежде всего монашеской жизни. Самый интересный экспонат - вериги (цепи), которые, вероятно, носил основатель монастыря св. преп. Димитрий Прилуцкий. Рядом лежит его же верижный пояс. Общий вес вериг и пояса - 9,5 кг, носить их было нелегко. Преп. Димитрий Прилуцкий и спал в них, и делал тяжелую работу.
При Спасо-Прилуцком монастыре работает экскурсионно-паломническая служба и странноприимный дом для размещения паломников.
В курсовой работе предлагается разработанный мною паломнический маршрут «По святым местам Вологодчины».
Этот маршрут особенно интересен для знакомства с христианской культурой севера России, с историей монашества, с духовным опытом великих православных подвижников, с местами жизни и упокоения основателей монастырей: Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Спасо-Прилуцкого.
Маршрут предназначен для паломников, которые могут довольствоваться минимальными условиями для проживания и питания.
Программа маршрута «По святым местам Вологодчины»
9 дней /8 ночей
1 день | Встреча группы на ж/д вокзале г. Вологды. Переезд ж/д вокзал – п. Прилуки. По пути обзорная экскурсия по городу. Обед в паломнической трапезной. Знакомство со Спасо-Прилуцким монастырем. Вечернее богослужение (17.00). Размещение в странноприимном доме Спасо-Прилуцкого монастыря (по богословению). Ужин в трапезной. |
2 день | Утреннее богослужение. Переезд Вологда – Кириллов-Ферапонтово. Ферапонтово: Собор Рождества Богородицы (1490 г.). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1531 г.). Церковь преподобного Мартиниана (мощи преподобного Мартиниана). Надвратная церковь Богоявления Пресвятой Богородицы с приделом прп.Ферапонта (1650 г.). Экскурсия в музей Фресок Дионисия. Кириллов: Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (Св.мощи под спудом преподобного Кирилла Белозерского). Церковь Иоанна Предтечи Надвратный храм Преображения Господня. Церковь прп. Евфимия. Церковь Ризположения. Святые врата и церковь Иоанна Лествичника. Вечернее богослужение в церкви преподобного Кирилла на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Ужин в трапезной. Переезд Кириллов-Вологда. Ночлег в странноприимном доме. |
3 день | Утреннее богослужение. Чай в трапезной. Экскурсия: Собор во имя Всемилостивого Спаса (1542 г.). Нижняя церковь преподобного Димитрия Прилуцкого (Св.мощи преподобного Димитрия Прилуцкого и святых благоверных князей Угличских - Игнатия и Димитрия – под спудом в нижнем храме собора). Список с чудотворной иконы преподобного Димитрия Прилуцкого. Кладезь, выкопанный преподобным Димитрием. Обед в трапезной. Послушания в монастыре (помощь, работа). Вечернее богослужение. Ужин в трапезной. Ночлег в странноприимном доме. |
4 день | Утреннее богослужение. Чай в трапезной. Экскурсия в Вологодский государственный историко-археологический и художественный музей-заповедник, где хранятся монастырские святыни: - икона преподобного Димитрия (1503 г.), написанная Дионисием; - Киликийский запрестольный крест; - икона Божией Матери "Страстная"; - чудотворная икона Божией Матери "Казанская"; - 2 покрова с мощей преподобного Димитрия (XVI и XVII вв.), покров с мощей преподобного Игнатия. Обед в трапезной. Послушания в монастыре. Вечернее богослужение. Ужин в трапезной. Ночлег. |
5 день | Утреннее богослужение. Чай в трапезной. Послушания в монастыре. Обед в трапезной. Экскурсия в Церковно-археологический музей. Вечернее богослужение. Ужин в трапезной. Ночлег. |
6-9 дни | Утреннее богослужение. Чай в трапезной. Послушания в монастыре. Обед в трапезной. Послушания в монастыре. Вечернее богослужение. Ужин в трапезной. Ночлег. На 9-й день отъезд. |
В программу тура входит:
- питание по монастырскому уставу (мясных продуктов в меню нет, среда, пятница – постные дни);
- проживание в странноприимном доме при Спасо-Прилуцком монастыре;
- поездка в Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский монастыри;
- посещение богослужений во время поездки происходит по желанию паломников.
В Спасо-Прилуцком монастыре регулярно совершается суточный круг богослужений:
в будни - в 5.00 (Утреня и 1-й час,3-й, 6-й часы и Литургия), вечером - в 17.00 (9-й час, Вечерня и братский молебен прп. Димитрию Прилуцкому, в пятницу - молебен Пресвятой Богородице перед Её иконой "Скоропослушница".
в воскресные и праздничные дни - литургия в 9.00, накануне Всенощное бдение с 17.00. По воскресеньям вечером служится молебен с акафистом преподобному Димитрию.
При посещении действующих храмов и территории внутреннего каре монастыря мужчины должны быть без головных уборов, женщины должны иметь юбки и головной убор. Не разрешается посещение монастыря в спортивной и открытой одежде.
Заключение
Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.
Их были десятки и сотни - больших и малых, бедных и богатых, стоявших вблизи городов и уединившихся в лесах и на островах озер. И все они в одинаковой степени заключали в себе неразгаданную тайну, притягивавшую тысячи паломников.
Храмы и монастыри Вологодской области – величайшее достояние региона. Все большее количество туристов привлекают памятники истории и архитектуры Вологодчины. И особое место должен занимать паломнический туризм. А Вологодская область выступать как центр православия на русском Севере.
Спасо-Прилуцкий монастырь – как центр паломнического туризма, один из красивейших и наиболее сохранившихся монастырей Вологодской епархии –первый действующий монастырь Русской Фиваиды. Он является интереснейшим архитектурным ансамблем, в котором отдельные памятники, сохраняя самостоятельное историко-художественное значение, образуют вместе с тем неповторимое сочетание, подчеркивающее единство эстетического идеала нескольких поколений зодчих.
Список литературы:
1. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, Издательство «Искусство», Москва 1969. - 295с., ил.;
2. Житие Преподобного Димитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца, Вологда, 1992г.-95с.;
3. Камкин А.В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992.-164с.;
4. Малков М.В. По земле Вологодской, Вологодское отделение Северо-Западного книжного издательства, Вологда, 1968г.-399с.,ил.;
5. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, изд. исправленное и дополненное Н. И. Суворовым. Вологда. 1902 г., 95с.;
6. Путеводитель по Вологодской области. Сост. Лаврушина Ю.Р. – Издательство «Порт –Апрель», Череповец, 2007. – 96с., илл.
7. Соколов В.А. Вологда. История строительства и благоустройства города, Архангельск. Сев.-Зап. книжное издательство. 1977 г., 78с.;
8. Справочник «Вологодская область», под ред. профессора Г.В. Судакова, АНО «Деловой и культурно-информационный центр поддержки и развития межрегиональных связей Вологодской области», 2004г., 347с.
9. Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Н.В.Ягодынская, С.А. Малышкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.-272с.
10. www.vologda-oblast.ru
11. https://vologdatourinfo.ru
12. https:// www.cultinfo.ru
13. https://spas-priluku.ortlodoxy.ru
14. https://vologda-eparhia.ru