Складывание социально-политической системы единого государства.




Образование и развитие Русского государства

Во второй половине XV – XVI вв.

Формирование территории Русского государства во второй половине XV – XVI вв.

Складывание социально-политической системы единого государства.

Развитие русского государства в царствование Ивана IV.

Решающие события в процессе превращения северо-восточных русских земель в единое государство пришлись на время правления князей Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). В общих чертах складывается территория государства за счет того, что самые крупные ранее независимые земли признали над собой «государство» московского князя, т.е. стали составными частями Московского государства. В 1478 г. – Новгородская земля, в 1485 – Тверское княжество, в 1510 – Псковская земля, в 1514 – Смоленское, в 1521 – последнее независимое княжество Рязанское. Некоторые ранее независимые государства-княжества были включены в состав единого государства мирным путем. Так было в случае Ярославского княжества, где имела место коллективная продажа князьями своих владельческих прав, Рязанского княжества, которое находилось под контролем московских князей еще с середины XV в. Силовые методы и военные действия понадобились при присоединении Новгородской земли, где была многочисленная и влиятельная политическая группа, ориентировавшаяся на союз с Литвой. Решающая битва произошла в 1471 г. на р. Шелони, когда многочисленное новгородское войско потерпело поражение от меньшего по численности, но хорошо организованного московского. Для присоединения Твери также был организован военный поход, но город сдался без боя, благодаря поддержке части ориентировавшегося на Москву боярства.

Конечно, включение независимых княжеств в состав единого государства не означало их немедленной интеграции и полного стирания реальных границ между ними – хозяйственных, социально-политических. В целом, в состав Московского государства вошли практически все земли на северо-востоке, заселенные русскими. Территория Московского государства за этот период увеличилась в 6 раз. В дальнейшем, рост территории государства происходил за счет территорий, населенных другими этносами. Необходимо отметить важную особенность геополитического положения нового государства – большую протяженность и открытость границ, незащищенных никакими естественными преградами. Это обстоятельство оказало определяющее влияние на характер государства – необходимость иметь большую и сильную армию для охраны границ, как следствие – отвлечение материальных ресурсов общества. С этим же обстоятельством связана необходимость создания сильной централизованной государственной власти, способной эффективно контролировать и удерживать значительное пространство. Превращение России со временем в полиэтническое и поликонфессиональное государства усилило эту необходимость.

Складывание социально-политической системы единого государства.

Внутри этой территории происходит становление государственных структур, оформляются единые органы власти, устанавливаются общие юридические нормы и судопроизводство. Этому способствовало принятие в 1497 г. первого общерусского Судебника – свода законов. Были сделаны шаги к формированию единой денежной системы – князья, признававшие государство московское, теряли право печатать свою монету, и повсюду имела хождение монета московского князя. Были заложены основы общерусского войска и служилого сословия. Основой их формирования стала поместная система. От слова «помещать» возникли понятия «поместье», «помещик». Так назывался процесс раздачи слугам московского князя населенных крестьянами имений – бывших вотчин новгородских, тверских и др. бояр. Это обычно происходило сразу после присоединения очередного княжества к московскому государству. Поместье в отличие от вотчины не являлось собственностью владельца, но давалось на условии военной службы. Таким образом московский князь лишал боярство экономической основы его независимости и создавал новое сословие служилых людей, обязанных своим высоким положением княжеской службе. Так формировалось дворянское ополчение.

Бывшие независимые князья также переходили на службу московскому князю, часто получая территории своих бывших владений уже в качестве пожалования. Так они становились служилыми князьями, занимая высшую ступеньку в московской иерархии. Это была титулованная знать. На второй ступени оказались старомосковские бояре, чьи предки издавна служили московским князьям. Бояре бывших независимых князей, составлявшие элиту своих княжеств, становились теперь московскими боярами, войдя в единое привилегированное сословие. Все они составляли государев двор - своего рода кадровый резерв.

Процесс социально-политической интеграции выразился также в ликвидации так называемых уделов. Практика раздачи уделов – наследственных владений - младшим родственникам московского князя сложилась еще в XIVв. Удельные князья в своих владениях были практически государями. Они имели свой двор, боярство, войско, право суда над населением своих уделов и т.д. Удельную систему можно считать подобием европейского феодализма. Московские князья периодически то отбирали у своих родственников уделы, то раздавали новые. В начале княжения Ивана III существовало 8 уделов, к концу правления ему удалось ликвидировать все кроме одного.

В процессе превращения Московского княжества в Русское государство большое значение имел внешнеполитический аспект. В начале своего правления Иван был данником золотоордынского хана. Около 1472 г. он, видимо, перестал платить дань в Орду. По-видимому, к этому решению его подтолкнуло несколько обстоятельств. В 1471 г. он совершил успешный военный поход на Новгород, практически подчинив его Московскому государству. Это произошло вопреки воле хана Большой Орды Ахмата, который на правах сюзерена вознамерился передать Новгородские земли под власть литовских князей, что противоречило давней политической традиции. В следующем году Ахмат лично возглавил поход на Московского князя, но не решился вступить в бой против его основных сил и отступил, испытав по словам русского летописца «страх и трепет». В том же 1472 году Иван III женился вторым браком на Зое Палеолог – племяннице последнего византийского императора. Таким образом, после гибели Византийской империи московские князья стали претендовать на роль приемников власти императоров. Однако претензии на этот статус не могли быть признаны, пока московские князья оставались вассалами ханов Орды.

В последующих дипломатических документах Иван демонстрирует отношение к хану не как к сюзерену, а как к врагу и неудобному соседу, чьи владения находятся непосредственно у границ Московского княжества, и, кочуя поблизости, он представляет опасность. О значении возникшего конфликта в отношениях между Москвой и Ордой свидетельствует тот факт, что хан возглавил антимосковский поход лично, чего до сих пор никогда не случалось, за исключением похода Тохтамыша 1382 г. А в 1476 г. он вызвал Ивана в Орду, опять же, впервые со времен Тохтамыша. Московский князь не поехал. А в 1480 г., как известно из летописи, Ахмат высказывал Ивану III недовольство по поводу неуплаты дани уже девятый год.

Заключив союз с Литвой, он попытался восстановить зависимость Руси и летом этого года организовал поход против Московского княжества. Но в последний момент литовский князь не оказал военную поддержку хану. Обе армии несколько недель простояли друг против друга на разных берегах реки Угры, войска хана предприняли несколько попыток переправиться на русский берег, но были разбиты. Наконец в ноябре Ахмат отвел свои войска, после чего отказался от дальнейших претензий на дань. Этот эпизод, получивший название «стояние на Угре», положил конец зависимости Руси от Орды. Только после этого Иван получил законные основания называть себя государем. Более того, в деловой переписке он начинает именовать себя царем.

Этот титул имел особый смысл и символику. Во-первых, символика титула была основана на библейской традиции: в Ветхом Завете Бог избирает для израильского народа царей, которые одновременно являются первосвященниками, отвечают перед Богом за моральное состояние народа, его веру и т.д. Таким образом, речь идет об особой ответственности царя за свой народ перед Богом.

Во-вторых, представление о значении царского титула опирается на византийскую традицию. Царское достоинство равно императорскому – искаженное от имени Цезарь (кесарь). Царями называли римских и византийских императоров. А в Византии царь был одновременно и главой церкви, он утверждал кандидатуру патриарха, а не наоборот. Характерно, что в эти же годы из Византийской империи заимствованы герб – двуглавый орел, и знаки царской власти – скипетр, держава, бармы. Это не случайно. Присвоение царского титула имело и внешнеполитический аспект. Царями также называли ханов Золотой Орды – по отношению к русским князьям они обладали высшим суверенитетом, поэтом право именовать себя царями московские князья обрели только после ликвидации зависимости от ханов. Таким образом они демонстрировали равный с ними статус. А за несколько десятилетий до этого – в 1453 г. Византийская империя была завоевана турками-османами, последний византийский император был убит. И московские князья позиционировали себя как преемников византийских царей, а Московское царство – как новый центр православного мира, последнее независимое православное царство. Это утверждение преемственности подкреплялось фактом женитьбы Ивана на племяннице последнего императора – Софье Палеолог (1472 г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: