ТЕМА 10. Методы социологического исследования.




 

Цель: раскрыть методы получения эмпирической информации, объяснить логику и методику проведения социологического исследования и важность практической информации в профессиональной практике.

 

Основные компоненты исследовательской программы. Формулирование темы, цели и задач исследования. Исследовательские гипотезы, правила их формулирования и проверки. Теоретические и эмпирические методы получения социологической информации. Качественные и количественные методы. Опросные методы. Наблюдение и эксперимент. Метод изучения документов. Глубинное интервью, фокус группа как методы получения эмпирической информации. Инновационные методы социологического исследования.

 

Литература.

[2, 4, 5, 8, 9, 10, 13, 16, 23. 24, 26]

 

Практическая часть

 

№ раз-дела Тема Трудоем-кость, час. Характеристика занятия
  Научный статус социологии.   Семинар. 1. Роль НТП и буржуазных революция XVIII-XIXв. в преобразовании европейского общества. 2. Объект и предмет социологии, ее основные функции. 3. Структура и уровни социологического знания. 4. Применения социологического знания в области экономики, политики, права и т.п. Форма контроля – доклады, опрос Средства обучения – ноутбук, проектор
  Общество как социальная структура.   Семинар. 1. Сущность общества как социальной системы. Теории происхождения обществ. 2. Виды обществ их отличительные черты. 3. Социальная стратификация и социальная мобильность. 4. Средний класс как основа стабильности общества. 5. Маргинальные слои и группы населения. 6. Понятие гражданского общества. Форма контроля – доклады, опрос. Средства обучения - ноутбук, проектор  
  Социальные институты.   Семинар 1. Понятие и роль социальных институтов в жизни общества. 2. Роль в жизни общества и структурные элементы социального института семьи. 3. Роль… … института образования. 4. Роль… … института политики. 5. Роль… … института экономики. 6. Роль… … института религии. Форма контроля – доклады, опрос. Средства обучения - ноутбук, проектор
  Социология культуры.   Семинар 1. Культура как социальный феномен. Социальные функции культуры. 2. Определение и сущность понятий «доминантная культура», «субкультура», «контркультура», «массовая» и «элитарная культура». 3. Роль культуры в процессе социальной регуляции. 4. Положительные и негативные особенности современной российской культуры. 5. Субкультура различных общественных движений и групп (криминальная, рок-культура, club-культура, «продвинутой» молодёжи и т.п.). Форма контроля – доклады, опрос. Средства обучения - ноутбук, проектор
  Социология личности.   Семинар. 1. Личность как объект социологического анализа и субъект общественных отношений. 2. Социальный статус личности. Виды социального статуса. 3. Социализация личности как процесс её формирования. 4. Проблемы взаимоотношения личности и общества. 5. Права и свободы личности в современной России.  
  Социальный контроль и девиация.   Семинар. 1. Понятие и сущность социального контроля. 2. Механизмы социального контроля 3. Девиация как тип социального поведения. 4. Виды девиантного поведения. Причины социальных девиаций 5. Социальная норма и социальная аномия.  
7. Современная мировая социальная система.   Семинар 1. Формирование мировой социальной системы. Основные концепции. 2. Международные отношения как вид социальных отношений. 3. Глобализация как социальный процесс. 4. Изменения в мировой системе в конце ХХ – начале XXI века. 5. Международный статус России  

Планирование самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины социология

№ темы Наименование темы Объём час. Форма контроля  
 
 
1. Научный статус социологии   опрос  
2. Общество, как социальная система.   опрос  
3. Социальные институты.   конт/раб.  
4. Социология культуры   опрос  
5. Социальное взаимодействие и социальные отношения.   Тест  
6. Социальные группы и общности.   доклад  
7. Социология личности.   опрос  
8. Социальный контроль и девиация.   доклад  
9. Современная мировая социальная система   доклад  
10. Методы социологического исследования.   Сам. работа  

Тест промежуточного контроля

Задание №1

Два признака, которые характеризуют кастовую принадлежность...

Ответ:

1. от рождения

2. пожизнен

3. в силу особых черт характера

4. из-за внешнего принуждения

Задание №2

Представителем революционной теории социальных изменений является...

Ответ:

1. К. Маркс

2. О. Конт

3. П. Сорокин

4. Ч. Кули

 

Задание №3

Факторы, оказывающие прямое или косвенное влияние на состояние изучаемого объекта в социологическом эксперименте определяются как...

Ответ:

1. переменные

2. постоянные

3. константные

4. стабильные

 

Задание №4

Аристотелем признавалась «правильной» в силу того, что правящие субъекты сдерживаются системой норм и ограничений и действуют в интересах общего блага, такая форма государственного правления как

Ответ:

1. полития

2. олигархия

3. теократия

4. тирания

 

Задание №5

______ утверждал, что общества с социальным равенством его членов никогда не существовало, не существует и не будет существовать.

Ответ:

1. П.А. Сорокин

2. Ф. Энгельс

3. В.И.Ленин

4. К.Маркс

 

Задание №6

Понятие социальной статики и социальной динамики ввёл.

Ответ:

1. О.Конт

2. П.А.Сорокин

3. М.Вебер

4. К.Маркс

Задание №7

Ролевым конфликтом в социологии называют...

Ответ:

1. отсутствие выполняемых человеком социальных функций

2. противоречия, возникающие между функциями, выполняемыми одним человеком

3. явления социальной маргинальности

4. явление большого количества социальных функций у одного человека

 

Задание №8

Чиновник, берущий взятку, оправдывает свое поведение тем, что ему платят несправедливо маленькую зарплату. Это пример такого способа разрешения ролевого конфликта, как...

Ответ:

1. Регулирование ролей

2. Институционализация ролей

3. Разделение ролей

 

Задание №9

Меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий и норм, называются...

Ответ:

1. социальные санкции

2. социальные правила

3. социальные стереотипы

4. социальные ценности

 

Задание №10

В социологии М. Вебера идеальный тип господства, обусловленный обычаями, привычками, верой в законность издревле существующих порядков называется.

Ответ:

1. харизматический

2. традиционный

3. патриархальный

4. легальный

 

Задание №11

К девиантному поведению не относится поведение:

Ответ:

1. зависимое

2. нормальное

3. преступное

4. гениальное

 

Задание №12

Согласно концепции аномии Р. Мертона расхождение между утвердившимися в данном обществе ценностями и институциализированными нормами стимулирует...

Ответ:

1. конформное поведение

2. свободу личности

3. групповую интеграцию

4. девиантное поведение

 

Задание №13

К неорганизованным и наиболее деструктивным формам массового поведения относятся следующие два типа …

Ответ:

1. Демонстрации

2. Суд Линча

3. Погром

4. Забастовки

 

Задание №14

Запрет родителей на ночные прогулки их сына-школьника является примером социальной санкции:

Ответ:

1. неформальной позитивной

2. формальной позитивной

3. неформальной негативной

4. формальной негативной

 

Задание №15

Наиболее емким по содержанию термином, используемым для характеристики отклоняющегося поведения, является понятие.

Ответ:

1. «делинквенция»

2. «девиация»

3. «криминальность»

4. «преступность»

 

Задание №16

Верны ли следующие суждения: А) Нарушение формальных норм, законов называется делинквентным; Б) Нарушение формальных норм называется девиантным.

Ответ:

1. Оба суждения неверны

2. Верно только А

3. Верно только Б

4. Верны оба суждения

 

Задание №17

Исходя из теории Вебера, социальным действием не следует считать.

Ответ:

1. любовь к другому человеку

2. борьбу с врагом

3. сотрудничество с партнером

4. обращение к Богу

 

Задание №18

Элементы, которые включает в себя социальный контроль - это...

Ответ:

1. честь и совесть

2. аппарат принуждения и законы

3. нормы и санкции

4. общественное мнение и СМИ, Интернет

 

Задание №19

Становлению разнообразных социальных связей и социальных отношений способствуют

Ответ:

1. социальная дифференциация

2. социальная структура

3. социальные взаимодействия

4. социальная стратификация

 

Задание №20

Совокупность социальных ролей, закрепляемых за индивидом как членом определенного социального института, - это.

Ответ:

1. ролевой набор

2. ролевая специфика

3. ролевая конфигурация

4. ролевая ориентация

 

Задание №21

Элементом социального института не являются...

Ответ:

1. нормы

2. знания

3. ценности

4. роли

 

Задание №22

Два признака, характерные для современного общества...

Ответ:

1.Неформальное регулирование взаимодействий на основе обычаев

2. Наследственная власть, правление старейшин

3. Секуляризация мировоззрения

4. Сложная система управления

 

Задание №23

Социальные закономерности развития общества и его элементов - это

Ответ:

1. Объект социологии

2. Метод социологии

3. предмет социологии

 

Задание №24

Совокупность социальных ролей, закрепляемых за индивидом как членом определенного социального института, - это.

Ответ:

1. ролевой набор

2. ролевая специфика

3. ролевая конфигурация

4. ролевая ориентация

 

Задание №25

Предпосылкой возникновения любого социального института является...

Ответ:

1. наличие общественного договора

2. возникновение общественной потребности

3. возникновение социальных стереотипов

4. государственное регулирование

Тематика рефератов

 

1. Объект и предмет социологии. Уровни социологии.

2. Место социологии в системе наук об обществе и человеке.

3. Влияние интернет на процессы в современном обществе.

4. Проблема авторитаризма в современной России.

5. Сибирский сепаратизм: реальность или фикция.

6. Отношение населения России к смертной казни: история и современность.

7. Проблема подросткового курения и алкоголизма.

8. Брачное поведение современных россиян.

9. Проблемы стратификации современного российского общества.

10. Социальные институты в современной России: эффективность функционирования.

11. Влияние научно-технического прогресса на социальные отношения.

12. Информационное общество как новая ступень социальной эволюции.

13. Социальный контроль: сущность и механизмы реализации.

14. Социальные конфликт: сущность и модели разрешения.

15. Изменение условий жизни населения в 1991- 1999 гг.

16. Открытое общество: сущность и отличительные особенности

17. Общественное мнение и его роль в жизнедеятельности общества.

18. Семья как социальный институт.

19. Социальная структура и социальное неравенство – проблема взаимосвязи.

20. Социальные конфликты как проявление социальных процессов.

21. Социализация, ее назначение и этапы.

22. Социология девиантного поведения (норма, отклонение, стигма).

23. Проявления глобализации в экономической сфере.

24. Проявления глобализации в политической сфере.

25. Проявления глобализации в социальной сфере.

26. Проявления глобализации в сфере культуры.

27. Антиглобалистские течения: основные виды и формы.

28. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в современном мире.

29. Гражданское общество и государство.

30. Место России в мировом сообществе.

31. Социализация личности.

32. Культура как система ценностей.

33. Мировой кризис 2008-2009 гг.: причины и последствия для глобального мира.

34. Терроризм как глобальная проблема.

35. Взаимодействие общества, государства и СМИ в современном обществе.

36. Неравный доступ в системе образования

37. Новые бедные и "новые богатые" в России.

38. Общественное мнение как форма социального контроля.

39. Интернет как фактор развития образования

40. Бедность как основа международного терроризма.

41. Закрытость и открытость российского общества.

42. Ценностные ориентации среднего класса.

43. Старый и новый средний класс.

44. Теория циркуляции элит.

45. Хроническая и временная бедность.

46. Социальное расслоение в советском и постсоветском обществе.

47. Социально-экономические проблемы молодежи в российском обществе.

Методические указания подготовки рефератов:

Оформление: объём работы составляет 15 стр., шрифт Times New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал 1,5 строки. Поля: левое – 3см., верхнее/нижнее – 2 см., правое – 1,5 см.

Структура работы:

1. обложка (за основу можно взять стандартную обложку реферата);

2. оглавление, должно включать в себя не менее 3 параграфов, не считая введения и заключения. Параграфы в своём названии не должны полностью повторять тему реферата;

3. введение, раскрывает актуальность выбранной темы, изученность данной тематики в современной литературе;

4. основной текст работы (должен быть поделён на абзацы),

5. список литературы (минимум 3 источника). Список литературы оформляется согласно стандартам принятым в академии. Внимание! В качестве источника используется интернет-источники, оформление следующее: ФИО автора Название источника // Прямая ссылка: www…

Если работа оформляется в виде PowerPoint презентации, то следует придерживаться следующих условий:

1. Следует продумать, сколько слайдов необходимо, чтобы уложиться в отведённое для выступления время;

2. В силу особенностей освещённости большинства аудиторий предпочтительней сделать фон слайдов светлым, а представляемый текст – тёмным.

3. Слайды следует пронумеровать, чтобы в случае возникновения вопросов и вам и аудитории было удобней ориентироваться в представляемой информации.

4. Не следует размещать на одном слайде слишком много текста, оптимально 10 – 13 строк. По 3-4 строки в абзаце, между абзацами желателен интервал 1 строка. В связи с этим следует так подобрать размер шрифта, чтобы он не «терялся» на слайде. Наиболее предпочтителен размер в пределах 22 – 26 кегль, заголовок 28 – 32.

5. Повышает эффект презентации использование графиков, диаграмм, фото, графических объектов и т.п.

6. Если в слайде используется только текст, то не следует «вываливать» целиком на экран (при условии, что это не одна фраза или определение). Необходимо организовать его появление по мере озвучивания по абзацам.

7. Если на слайде представлена таблица, то необходимо её обработать, чтобы она раскрывалась построчно или постолбцово для того чтобы аудитория не перегружалась информацией.

8. Если в изложении используются графики или изображения, то они должны иметь пояснения (устные или письменные).

9. Не следует перегружать слайды графическими объектами.

10. Финальный слайд должен содержать выводы по презентации в целом.

11. После создания презентации следует ещё раз просмотреть её целиком, для того, чтобы выявить возможные в тексте, анимации, разметке материала в слайдах.

 

Невзирая на форму работы необходимо постоянно помнить о том, какую темы вы раскрываете и строго её придерживаться. В противном случае это может привести к уходу от темы и снижению оценки за нераскрытие темы.

Вопросы к зачету.

1. Становление и основные этапы развития социологии как науки.

2. Объект и предмет социологии.

3. Структура и функции социологии.

4. Место социологии в структуре современного научного знания.

5. Основные этапы развития социологической мысли.

6. Классические социологические теории.

7. Современные социологические теории.

8. Развитие социологии в России.

9. Понятие личности. Личность и общество.

10. Понятие, формы и институты социализации личности.

11. Причины и социальная сущность девиантного поведения.

12. Модернизация: понятие и основные виды. Специфика модернизации в России.

13. Социокультурное взаимодействие: сущность, структура, формы, субъекты и виды.

14. Социальная деятельность: понятие и виды.

15. Понятие, классификация социальных групп и общностей.

16. Социальные организации и движения.

17. Социальные институты: структура и основные функции.

18. Критерии общественного прогресса.

19. Понятие общества. Типология обществ

20. Социальная система: понятие, сущность и структура.

21. Социальное неравенство: сущность и виды.

22. Социальная мобильность.

23. Социальная сущность структура и функции семьи.

24. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.

25. Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза.

26. Программа и методы эмпирических социологических исследований.

27. Социологическое исследование: цели, этапы и виды

28. «Золотой миллиард»: проблема неравенства в глобальном мире..

29. Методы социологических исследований.

30. Личность как объект и субъект общественных отношений

31. Социальный конфликт и способы его разрешения.

32. Понятие и сущность глобальных проблем современности.

33. Социальная стратификация и социальная мобильность.

34. Социальные статусы и роли личности.

35. Политическая система как социальный институт.

36. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

37. Социальный контроль, формы и виды.

38. Гражданское общество и государство.

39. Массовое дознание и массовое действие Формы массового поведения.

40. Культура как система ценностей.

41. Малая социальная группа: сущность и типология

42. Религия как социальный институт.

43. Социализация личности.

44. Образование как социальный институт.

45. Социальные процессы, сущность, методология анализа.

46. Социальная структура современного российского общества.

47. Место России в мировом сообществе.

48. Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества.

49. Преступность и криминализация общества в России

50. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

51. Социально-экономические проблемы молодежи в российском обществе.

52. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; субкультура и контркультура.

53. Гражданское общество и правовое государство.

54. «Новые русские» и средний класс.

 

Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося. Описывается порядок их выполнения и контроля, даются ссылки на учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины, описанное в разделе стандарта. «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».

Описывается содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. В случае использования балльно-рейтинговой системы контроля, приводится её описание и разъяснения по оценочной шкале.

Тематика эссе, рефератов, курсовых работ, методические указания по курсовому проектированию, контрольные вопросы, практические и тестовые задания для проведения текущего контроля знаний, перечень основных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и др., приводятся в разделе образовательного стандарта учебной дисциплины «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: