ТЕМА 2. Общество как социальная система.




Цель: раскрыть понятие «общество» и «социальная система», а также проиллюстрировать каким образом индивид участвует в её формировании.

 

Общество как система. Институциональный подход к анализ. Социальный институт. Сущность системного и социокультурного подхода к осмыслению общества. Сферы общественной жизни: экономическая, духовная, политическая. Социальная подсистема общества, ее элементы и структуры: личность, группа (общность, объединение, коллектив).

Литература.

[1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 9, 10, 12, 16]

 

ТЕМА 3. Социальные группы и общности.

 

Цель: раскрыть место и влияние социальных групп в жизни общества и их влияние на общественную жизнедеятельность и поведение человека.

 

Виды социальных общностей. Сущность социальной общности. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Типология социальных групп. Групповое членство и групповая идентификация членов групп.

 

Литература

[1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16]

 

ТЕМА 4. Социальная организация общества.

 

Цель: раскрыть сущность системы общественного неравенства и возможность перемещения в ней индивида.

 

Социальная организация. Социальная структура и системность общества. Социальная дифференциация и социальное неравенство в обществе как основа стратификации. Социальная стратификация и социальная мобильность. П.А. Сорокин о социальной мобильности. Виды социальной мобильности. Понятие социального статуса. Понятие социальной роли личности. Социальные роли, ролевые ожидания и исполнения.

 

Литература.

[1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 18, 19, 20]

 

ТЕМА 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения.

 

Цель: показать значение социального взаимодействия как способа воспроизводства общественных отношений и поддержания стабильности общества.

 

Сущность социального взаимодействия. Трактовка социального взаимодействия в социологических теориях. Виды социальных взаимодействий. Становление теории социального воспроизводства. Факторы социального воспроизводства. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений. Социальное взаимодействие как интегрирующий фактор образования малых групп. Понятие гражданского общества. Общественное мнение как институт гражданского общества.

 

Литература.

[1, 3, 4, 5, 7, 9, 13, 18, 19, 20, 25, 26, 27]

 

 

ТЕМА 6. Социология культуры

 

Цель: раскрыть социальную сущность культуры, её многообразие и значение в общественной жизнедеятельности. Сформировать чувство сопричастности студентов к отечественной культуре.

 

Культура как социальный феномен. Культура как фактор социальных изменений. Социальные функции культуры. Историческое и национальное разнообразие культурных форм. Проблема формирования субкультур и контркультур в рамках отдельных социальных групп и слоев населения. Массовая и элитарная культура. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

 

Литература.

[1, 3, 4, 5, 7, 9, 13, 18, 19, 20, 25, 26, 27]

 

ТЕМА 7. Социология личности.

Цель: раскрыть понятие «личность» и раскрыть факторы влияющие на её формирование, продемонстрировать социальную сущность данного феномена.

 

Личность как социальный тип. Понятие "личности" в социологии. Личность как объект и субъект общественных отношений. Проблема соотношения и взаимодействия личности и общества. Личность как деятельностный субъект. Социальный статус личности. Социализация личности как процесс ее формирования: механизмы, этапы, противоречия.

 

Литература по теме.

[1, 3, 4, 5, 7, 9, 13, 18, 19, 20, 25, 26, 27]

 

ТЕМА 8. Социальный контроль и девиация.

 

Цель: раскрыть сущность социального контроля и причины возникновения девиации, обсудить формальные и неформальные регуляторы и их использование в социальной практике.

 

Понятие социального контроля, понятие девиации. Сущность и формы социального контроля. Механизмы осуществления социального контроля. Девиация как тип социального поведения. Виды девиантного поведения. Причины социальных девиаций. Понятие социальной аномии. Уровень девиации как критерий оценки состояния общества.

 

 

Литература.

[1, 3, 4, 5, 7, 9, 13, 18, 19, 20, 25, 26, 27]

 

ТЕМА 9. Современная мировая социальная система

 

Цель: раскрыть специфику современного международного положения и роль России, показать влияние международных процессов на общественную жизнь россиян, укрепить (сформировать) чувство патриотизма у студентов.

 

Формирование мировой системы. Противопоставление «Востока» и «Запада». Международные отношения как вид социальных отношений. Место России в мировом сообществе. Глобальные революции как ускорители действия cоциально-экономических законов. Индустриальное и постиндустриальное общество. Мировая система и глобализация.

 

 

Литература.

[1, 3, 4, 5, 7, 9, 13, 18, 19, 20, 25, 26, 27]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: