Бах. Органное творчество
Бах был величайшим органистом своего времени, виртуозом-импровизатором. Именно как органист – виртуоз-импровизатор он был знаменит при жизни. Органная музыка в Германии ко времени Баха обладала богатыми национальными традициями (Пахельбель, Бём, Рейнкен, Букстехуде – с некоторыми из знаменитых органистов Бах был знаком лично).
В эпоху Баха орган был именно тем инструментом, через который композитор мог донести до широкой аудитории свои мысли и эмоции.
Произведения для органа Бах писал в течение всей жизни, однако наиболее значительные органные произведения были написаны Бахом в Веймаре.
Интересы Баха были сосредоточены вокруг двух основных видов органных сочинений:
- Циклы «Прелюдия (фантазия, токката) – фуга». Именно в творчестве Баха выкристаллизовался двухчастный цикл, состоящий из композиций импровизационного и имитационного стиля. У предшественников Баха чаще всего в пределах одной пространной композиции встречались как те, так и другие эпизоды.
Особенности:
- Объем органных фуг Баха, как правило, значительно превышает объем клавирных фуг. Развертывание материала как наслоение больших пластов музыки в сочетании с непрерывностью музыкального развития (предварение симфонического развития в стилях инструментальной музыки 18 в.).
- Концертность. Больше «крупного плана», наподобие фрескового письма. Приподнятый драматизм образов.
- Хоральные прелюдии. Хоральные прелюдии представляют собой обработку того или иного протестантского хорала (одноголосная церковная песня для общинного пения в протестантском богослужении). Как правило, обработка была четырехголосной.
Хоральные прелюдии чаще всего трактованы в камерном плане и представляют собой лирику Баха. Были возможны разные способы обработки тем: иногда основной напев хорала «прятался» в середину и оплетался другими мелодиями, иногда основной напев господствовал над другими голосами.
|
- Образы и темы: размышления о человеческих радостях и горестях, о нравственном долге, о возвышенном религиозном чувстве.
Бах мастерски использовал технические особенности органа, в частности, выразительные сочетания регистров.
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА ЛЯ МИНОР BWV 543
В основе сочинения – один музыкальный образ. Прелюдия и фуга явно тематически связаны, что является редким случаем у Баха.
Прелюдия – два крупных раздела, каждый из которых обладает своей линией внутреннего развития и кульминацией.
Тема фуги звучит более строго по сравнению с прелюдией. Созерцательно-спокойный характер. В коде фуги суммируется весь процесс развития. Возвращается импровизационности стиля прелюдии.
ФАНТАЗИЯ И ФУГА СОЛЬ МИНОР BWV 542
Фантазия и фуга данного цикла весьма контрастны. В целом создается впечатление раскрытие многогранности чувств, переживаний и мыслей.
В самой фантазии – две эмоциональные сферы: патетика и возвышенная лирика. В дальнейшем Бах их полностью сближает. Тема фуги неожиданно удивляет некоторой скерцозностью, однако с каждым новым появлением темы и наслоением голосов звуковое пространство раздвигается и устремленность движения становится все более неудержимой. Форму фуги можно рассматривать как репризную трехчастную.
ТОККАТА И ФУГА РЕ МИНОР BWV 565
|
Самое популярное органное произведение Баха.
Музыкальный материал токкаты максимально насыщен драматическими элементами, легко воспринимаемыми. Аккордовый склад фуги близок к гомофонному. В коде фуги возвращается импровизационность.
ТОККАТА, АДАЖИО И ФУГА ДО МАЖОР BWV 564
Данный цикл по сравнению с традиционным для Баха расширен за счет введения медленной части в ля миноре. Между Адажио и Фугой имеется также раздел Grave. Фуга со своей танцевальной темой вначале воспринимается как отдых после патетической атмосферы первых частей, но затем черты танцевальности в фуге постепенно стираются.
ХОРАЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯ Ich ruf’ zu dir, Herr («Я взываю к тебе, Господи») BWV 639
Здесь мелодия хорала помещена сверху и господствует, Бах только гармонизовал ее и создал фактуру аккомпанемента. Тем удивительнее мастерство Баха в раскрытии всей глубины этой темы. Стоит обратить внимание на мелодико-гармоническую фигурацию в среднем голосе, которая поначалу кажется просто общей формой движения.
ХОРАЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯ Wachet auf, ruft uns die Stimme («Проснитесь, голос нас сзывает») BWV 645
Тема хорала появляется не сразу, а когда появляется, излагается в среднем голосе. Направленность развития пьесы – утверждение светлого чувства.
ХОРАЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯ Nun komm’ der Heiden Heiland («Грядет язычников спаситель») BWV 659
Основной напев имеет скованный и скорбный характер, которому Бах противопоставляет собственный, патетического характера. Можно, однако, увидеть, что новый мотив – лишь вариант старого. Взаимодействие мотивов составляет содержание прелюдии. Под конец прелюдии, после кульминации, возвращается строгое, «немногословное» начало произведения.