Тема 3. Организации как объекты управления
1. Понятие, признаки и виды организаций.
2. Внутренняя среда организации.
3. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.
4. Жизненный цикл и культура организации.
5. Типы организаций в Украине.
Понятие, признаки и виды организаций.
При изучении первого вопроса студент должен уяснить, что в процессе производственно-хозяйственной деятельности работники объединяются с целью выполнения миссии, целей и задач организации. Именно это обеспечивает эффективное использование деловых качеств каждого человека.
Организация – группа лиц, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели |
В украинском законодательстве организации, имеющие статус юридического лица, называют предприятиями, обществами, ассоциациями, объединениями и др. На практике используют термины «фирма», «корпорация» и др.
Чтобы считаться организацией группа людей должна соответствовать следующим требованиям:
1) наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
2) наличие хотя бы одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;
3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Организации классифицируют по различным признакам: по количеству целей, по способу и целям образования, в зависимости от особенностей взаимодействия отдельных элементов.
1. По количеству целей:
· простые организации – имеют только одну цель.
· сложные организации – ставят перед собой комплекс взаимозависимых целей.
2. По способу и цели образования
· формальные организации – создаются для решения конкретных производственных, хозяйственных и иных задач. Являются юридически узаконенными, существующие в определенном правовом пространстве, а их деятельность регулируется соответствующими правовыми актами. В таких организациях существуют два типа отношений: официальные – между должностями и неофициальные (неформальные) – между живыми людьми, личностями.
· неформальные организации – возникают стихийно и существуют как совокупность юридически не зафиксированных в основном неслужебных контактов между людьми, преследующими определенные личные цели, достижение которых не обеспечивается их членством в официальных организациях. Чаще всего они входят в состав формальной организации, создаются на основе совместных интересов.
Таблица 4.1 - Сравнительная характеристика формальных и неформальных организаций
Классификационные признаки | Формальные | Неформальные |
1. Особенности возникновения | По правовому акту | Правовая незакрепленность |
2. Субъекты | Должность | Личность |
3. Характер связей | В соответствии с должностными инструкциями | Свободный межличностный |
4. Основы регулирования | Правовые нормы | Традиции, обычаи |
5. Причины создания | Достижение официальных целей, в соответствии с потребностями организации | Удовлетворение личных потребностей участников в поддержке, общении, информации, не удовлетворяемых официальной организацией |
3. Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов:
· Механическая (бюрократическая) организация характеризуется большой сложностью, особенно большим числом подразделений по горизонтали; высокой степенью формализации; преобладанием жестких «вертикальных» связей; официальным характером отношений; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений. Такие организации требуют безусловной лояльности, ограничивают свободу действий, игнорируют мнения людей, саму их личность.
· Органическая(адаптивная) организация является более гибкой. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций; большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях; широкая информационная сеть; наличие неформальных коммуникаций.
Организации, независимо от их специфики, характеризуются такими общими особенностями:
1. Определение миссии и целей.
2. Наличие ресурсов (человеческих, материальных, технологических, финансовых, информационных).
3. Разделение труда:
- горизонтальное разделение труда – разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, что обусловливает создание соответствующих подразделений и служб;
- вертикальное разделение труда – направлено на координацию работы, т.е. на осуществление процесса управления.
Таблица 4.2 - Общие черты и различия механических и органических
Организаций
Классификационные признаки | Механические | Органические |
1. Структура и границы | Неизменные | Гибкие и меняющиеся |
2. Связи между элементами | Жесткие вертикальные | Вертикальные и горизонтальные |
3. Самостоятельность элементов | Ограниченная | Высокая |
4. Специализация | Узкая | Широкая |
5. Иерархичность | Сильная | Слабая |
6. Сферы деятельности | Традиционные | Инновационные |
7. Размеры | Крупные и средние | Средние и малые |
4. Зависимость от внешней среды (экономических и правовых условий, общественных организаций, международных событий, законодательных актов, конкурентов, техники, менталитета общества и др.).
5. Наличие определенного структурного построения и необходимости управления.
6. Наличие формальные и неформальных групп.
7. Осуществление определенных видов деятельности в соответствии с поставленными целями.
Организация является системой, то есть совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, которые составляют целостное образование, наделенное свойствами, отличными от свойств его составляющих.
Любая организация – это единство двух систем: управляемой и управляющий. Управляющая (субъект) – орган или лицо, которое осуществляет управляющее действие. Объект управления (управляемая система) – отдельная структура или организации организация в целом, на котором направленное управляющее действие. Одна и та же структура может маты и субъектом и объектом управления.
Закрытая система
Командная информация Информация обратной связи
(директивные указания) (о выполнении указаний)
|
На западе эта же схема предполагается в немного другой редакции. ПУ рассматривается не только как взаимодействие субъекта и объекта, а, прежде всего, как самоуправление организацией.
В отличие от закрытой системы, системы открытого типа имеют входные и исходные каналы, которые разрешают ей взаимодействовать с внешней средой.
Таблица 4.3 – Характеристика элементов системы
Наименование элемента | Характеристика элемента | Роль менеджера |
Вход | Информация, материалы, трудовые ресурсы | Привлечение новых материальных и трудовых ресурсов, материалов и технологий |
Процесс | Обработка и преобразование входа | Получение новых комбинаций материалов, исследований, разработок |
Выход | Продукция, услуги, прибыль | Достижение внешних изменений в функционировании системы, получении лучшего продукта через изменения в технологии или продукции, услугах через изменения в спросе |
На современном этапе все организации рассматриваются как открытые системы, то есть системы, внутренние элементы которых взаимодействуют не только между собою, но и с внешней средой.
Открытая система характеризуется:
- целостностью – замена одной составляющей обуславливает изменение других;
- обособленностью – каждую составляющую можно рассматривать в отдельности;
- независимостью – возможное отделение подсистем;
- перспективностью – развитие в направлении совершенствования;
- специализацией – способность выполнять определенные работы;
- преобразованием входных элементов на исходные;
- централизацией – одна с составляющих становится доминирующей;
- ростом – тяготение к расширению, увеличению;
- цикличностью развития;
- равновесие;
- непредвиденностью причин возможных нарушений.
В процессе функционирования системы образуется эффект синергии (рост совокупной эффективности управленческой деятельности вследствие объединения, интеграции и взаимодействия управляющей и управляемой систем). Синергия создает условия, при которых общий эффект превышает сумму показателей отдачи отдельных подсистем организации, которые действуют независимо.
Внутренняя среда организации
Приступая к изучению второго вопроса данной темы, студент должен запомнить, что внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации.
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, ее культура и ресурсы, в составе которых главная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.
К основным переменным в организации относятся: цели; структура; задачи; технология; люди.
Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат.
Цель всегда предшествует осознанной деятельности людей, является мотивом, который побуждает их к деятельности, поскольку формируется на основе их потребностей и интересов. Цель выбирают, конструируют в виде идеальной модели состояния системы в будущем, возможность достижения которой оценивают руководители с учетом разных факторов – личных (уровень профессионализма, соотношение мотивов и стимулов) и факторов внешней среды)ресурсные и институциональные ограничения).
Цели существенно отличаются в зависимости от типа организации. Например: организация, занимающаяся бизнесом, концентрирует внимание на таких экономических показателях, как прибыль, рентабельность, производительность. Некоммерческие организации не стремятся к получению прибыли – их больше волнуют затраты. Эти отличия влияют на набор целей, которые формулирует руководство.
Структура — это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, которые позволяют наиболее эффективно достигать цели организации.
Разделение труда, на котором основывается построение структуры организации, может касаться работы с машинами, людьми и информацией. В зависимости от вида работ, взятых за основу разделения труда, соответственно выделяют производственную структуру, структуру аппарата управления и организационную структуру управления.
Производственная структура – группировка конкретных заданий в пределах производственных подразделений (цехов, участков), которые между собой связаны единой технологической цепью.
Структура аппарата управления – распределение власти и ответственности между управленческими работниками. Она основывается на вертикальном разделении труда, вследствие которого устанавливается количество уровней управления, строится управленческая вертикаль и формируются скалярные цепи, по которым осуществляется руководство или передается информация на высшие уровни управления.
Организационная структура управления – объединяет производственную структуру и структуру аппарата управления. При ее построении прежде всего определяют функции персонала организации. Если масштабы деятельности организации большие, то работников, которые выполняют работу в пределах одной функции, объединяют в специализированные отделы. Особенность организационной структуры управления состоит в том, что в ее пределах осуществляется группировка задач управления и распределение полномочий между подразделениям, а не отдельными должностными лицами, т.е. распределяются полномочия, а не власть.
Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, предметами труда, информацией.
С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Влияние технологии на управление определилось тремя крупными переворотами в технологии:
1) промышленной революцией;
2) стандартизацией и механизацией производственного процесса;
3) применением конвейеров;
4) информатизация.
Основная характеристика современных технологий – изменчивость. Так, в сфере информационных технологий изменения происходят на протяжении нескольких месяцев. Изменения технологии требуют изменений внутренней среды организации:
- использование новой технологии обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции (по качеству и затратам на ее изготовление). Поэтому организация должна своевременно изменить существующую технологию, чтобы не ослабить свои конкурентные позиции;
- внедрение новой технологии предусматривает новые знания работников, что обусловливает необходимость их обучения и переподготовки;
- новая технология может значительно изменить состав и способы решения управленческих заданий, что повлечет за собой перераспределение функций и изменение организационной структуры.
Классификация технологии по Вудворд. (Джоан Вудворд британская исследовательница управления). В основе классификации лежит повторяемость и технология выполнения операций, связанных с предметами и средствами труда.
1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное производство — изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий (эффективно при условии, когда для потребителя главным критерием является качество и уникальность товара). Например: компьютеры IBM, уникальное медицинское оборудование, мебель или одежда по индивидуальному заказу.
2. Массовое или крупносерийное производство — изготавливается большое количество изделий идентичных или очень похожих друг на друга. Эффективно, когда доминирующим критерием является качество и дешевизна, а уникальность не важна. Например: практически все потребительские товары изготовляются на базе технологии массового производства.
3. Непрерывное производство — круглосуточное использование автоматизированного оборудования. Эффективны при необходимости непрерывно изготовлять одинаковый по характеристикам продукт в больших объемах (крекинг нефти, производство электроэнергии).
Классификация технологии по Томпсону. (Джеймс Томпсон — социолог и теоретик организаций). В основе классификации лежит технология решения управленческих задач, связанных с людьми и информацией.
1. Многозвенные технологии — характеризуются серией взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно (производство автомобиля).
2. Посреднические технологии — характеризуются относительной самостоятельностью выполнения работ отдельными подразделениями организации. Например: банковское дело связывает вкладчиков и тех, кто берез займы в банках; бюро по трудоустройству – продавцов и покупателей рабочей силы.
3. Интенсивная технология — предусматривают разносторонние связи между исполнителями с целью уточнения выполняемой работы. Например: в больницах на «пятиминутках» рассматривают сложные случаи лечения пациентов, при необходимости созывают консилиум.
Персонал. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сочетания индивидуальных характеристик личности, к которым относятся:
а) способности;
б) предрасположенность, одарённость — это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо работы;
в) потребности — недостаток чего-либо;
г) ожидания — люди формируют их относительно результатов своего поведения;
д) восприятие — это интеллектуальное собрание стимулов, получаемых от ощущений. Восприятие у двух людей всегда разное;
е) точка зрения;
ж) ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или безразлично в жизни
Основное усилие менеджмента в организациях направлено на людей.
Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, так как они имеют два компонента: социальный компонент — людей и технический компонент — внутренние переменные.
Взаимосвязь внутренних переменных организации
Технология
Люди Цели Структура
Задачи
Рис. 4.1 – Взаимосвязь внутренних переменных организации