Существует много различных подходов к классификации ЭОР. Универсальную классификацию даже предметных образовательных областей для ЭОР определить однозначно почти невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными ЭОР. Если учесть, что классификация должна отражать не только тематику, но и технологию ресурса, то задача становится почти не разрешима в общем случае.
Прежде чем переходить к непосредственной классификации, необходимо выделить основные параметры, характеризующие ЭОР, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев классификации. С точки зрения организации учебного процесса основными подобными параметрами являются:
· тип электронного издания (ресурса);
· предметная образовательная область;
· рекомендуемый уровень образования;
· рекомендуемая форма образовательного процесса;
· специфика аудитории.
С одной стороны, по выполняемым функциям ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и, соответственно, использовать принципы классификации,
используемые для традиционных учебников. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей, многие ЭОР представляют собой программные продукты. В силу многообразия ЭОР на практике удобно проводить классификацию по конкретному определяющему признаку, а именно:
· по типу;
· по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе;
· по организации текста ресурса;
· по характеру представляемой информации;
· по форме изложения;
· по целевому назначению;
|
· по наличию печатного эквивалента;
· по формату (природе) основной информации;
· по технологии распространения;
· по характеру взаимодействия с пользователем.
По типу можно выделить следующие основные группы ЭОР:
· компьютерный учебник (учебное пособие, текст лекций и т.д.);
· электронный справочник;
· компьютерный задачник;
· компьютерный лабораторный практикум (модели, тренажеры и т.д.);
· компьютерная тестирующая система.
Компьютерный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстографическим, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить оптимальную траекторию изучения материала и удобный темп работы, соответствующий особенностям его восприятия.
Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время получить необходимую справочную информацию. В справочник включается информация, как дублирующая, так и дополняющая материал учебника. Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д. Обычно в электронный справочник можно войти из любого раздела курса.
Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
|
Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения. Компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. Компьютерный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.
Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку. Как правило, такие системы обеспечиваются подсистемой подготовки тестов, облегчающей процесс их создания и модификацию. Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования.
|
Компьютерные системы контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.
Примером классификации по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе может являться типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает следующие группы ЭОР:
· программно-методические (учебные планы и учебные программы);
· учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
· обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
· вспомогательные (компьютерные практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);
· компьютерные (тестирующие) системы и базы данных тестов.
В среднем образовании на практике широко используется классификация, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования (предметам, дисциплинам). Кроме того, по организации текста они подразделяются на моноиздания и сборники.
Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Учебные планы, учебные программы, методические указания (руководства) и задания для практических занятий выпускают преимущественно в виде моноизданий.
По характеру представляемой информации можно выделить следующие виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия и др.
По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:
· конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
· программированные учебные издания, которые по существу и представляют собой в этой классификации электронные издания;
· проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;
· комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.
По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на группы по уровню образования:
· общее среднее;
· среднее специальное;
· высшее (с разделением по уровням - бакалавр, специалист, магистр);
· специалисты (для дополнительного образования).
Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:
· электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
· самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.
По формату основной информации выделяются следующие типы ЭОР:
· текстовой - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
· графический - электронное издание, содержащее преимущественно графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
· звуковой - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
· программный - автономный программный продукт, представляющий собой публикацию текста в некоторой автономной программной среде;
· мультимедийный - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует взаимосвязанно для достижения заданных разработчиком дидактических целей.
По технологии распространения можно выделить:
· локальный ЭОР - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
· cетевой ЭОР - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через Интернет или локальную сеть;
· ЭОР комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.
По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР можно выделить две группы:
· детерминированный тип - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;
· недетерминированный тип - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами и целями использования на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных создателем (разработчиком).
ПРИМЕР классификации ЭОР. Учитывая все сказанное, один и тот же ресурс может быть классифицирован следующим образом:
· по типу – компьютерный учебник
· по формату информации – мультимедийный
· по наличию печатного аналога - самостоятельное средство (нет печатного аналога)
· по технологии распространения – сетевой
· по характеру взаимодействия пользователя – детерминированный
· по уровню образования (аудитории) – среднее специальное
· по форме изложения материала – универсальное учебное издание
· по организации текста – моноиздание
· по тематике – история.
Следует обратить внимание, что в различных классификаторах позиции могут быть взимоисключающие или взаимопоглащающие. Например, отнесение ЭОР по формату к мультимедийному типу допускает использование в нем графики и звука, в то время как отнесение ЭОР к вышему образованию исключает его использование по умолчанию в среднем.
Все представленные выше виды и принципы классификации позволяют учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР. На практике можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен являться не совокупностью разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора-преподавателя.
Вопрос 8. Информатизация образования подняла ряд вопросов, касающихся типов и групп электронных ресурсов, которые можно использовать в образовательном процессе. В связи с этим появилось большое количество классификаций их разновидностей, основанных на разных признаках и параметрах. До сих пор не существует единственной принятой классификации, так как каждый ученый в качестве определяющего выбирает свой собственный критерий. Классификация по тому или иному признаку позволяет отобрать ресурсы, которые будут подходить для организации обучения в зависимости от целей учебного занятия, вида обучения, формы его организации, системы обучения, методики обучения и т.д., что, несомненно, влияет на интенсификацию и эффективность образовательного процесса.
Мы постараемся рассмотреть различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, имеющиеся в российской практике.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.83-2001 следует различать:
· электронный документ. Им является документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники;
· электронное издание. Это электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения [1].
Как видим, по классификации, которую предлагает стандарт, первичным является электронный документ, который после необходимой обработки, получает возможность для распространения. Однако в современной науке для классификации ЭОР используется более широкий набор критериев.
О.М. Гуркова [2] предлагает так распределять данные ресурсы:
· программно-методические ЭОР: учебный план, учебная программа;
· обучающие ЭОР: мультимедийный учебник, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде;
· вспомогательные ЭОР: практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, антология, словарь, справочник;
· учебно-методические ЭОР: методические указания, методические рекомендации;
· контролирующие ЭОР: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.
Очевидно, что в этом случае главным параметром является функциональный признак, указывающий на значение и место электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Довольно полная классификация ЭОР приведена в работах Морозовой И.В. [4]. Она предлагает распределять их сразу по нескольким критериям.
По системе обучения выделяются традиционные, которые предназначены для традиционной системы обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования РФ в данной предметной области; факультативные – предназначены для углубленной факультативной работы; домашние репетиторы – предназначены для домашней самостоятельной работы; справочные – предназначены для поиска справочной информации по предмету.
По форме обучения: индивидуальные, которые предназначены для непосредственного взаимодействия обучающего с обучаемым; групповые – предназначены для работы в группах; фронтальные – предназначена для обеспечения работы обучающего сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами; коллективные – предназначена для обеспечения работы обучающего сразу со всеми обучающимися, как с целостным коллективом со своими особенностями взаимодействия; парные – предназначены для работы двух обучающихся.
По методическому назначению: обучающие – сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения; тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала; контролирующие – предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом; информационно-поисковые – сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации; демонстрационные – визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения; имитационные – представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик; моделирующие – позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения; учебно-игровые – предназначены для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме.
По форме организации занятия: лекционные – предназначены для работы на лекциях; лабораторно-практические – предназначены для организации семинаров, лабораторных и практических работ; научно-исследовательские – предназначены для осуществления научно-исследовательской работы; для самообучения – предназначены для самостоятельного обучения; оценочные – предназначены для организации оценочных занятий (зачет, экзамен); для организации конференций – предназначены для организации обучения в рамках конференцсвязи.
По дидактическим целям обучения: формирующие знания – направлены на формирование базовых знаний; сообщающие сведения – носят информативный характер, направлены на сообщение информации; формирующие умения – направлены на формирование умений и навыков; закрепляющие знания – направлены на закрепление базовых знаний; контролирующие уровень обученности – направлены на контроль уровня обученности; обобщающие знания – направлены на процесс обобщения имеющихся знаний; совершенствующие ЗУН – направлены на расширение и углубления имеющихся ЗУН.
На наш взгляд, в данную классификацию необходимо внести несколько изменений и уточнений. Так, являются спорными вопросы о выделении справочных ресурсов в группе классифицируемых по системе обучения, разделении коллективных и групповых ресурсов, выделении в отдельную категорию научно-исследовательских, которые, в принципе, могут использоваться как во время лекций, семинаров, так и в процессе самообучения.
При выполнении проекта по созданию Федерального ресурсного центра по Сибирскому федеральному округу (в рамках ФЦП РЕОИС) группой разработчиков из Томского государственного университета (Демкиным В.П., Можаевой Г.В. и др.) по итогам проведения работ по подготовке, систематизации и классификации различных электронных ресурсов для всех уровней образования была составлена наиболее полная классификация ЭОР, учитывающая практически все аспекты образовательного процесса. Остановимся на ней подробней.
По функциональному признаку ЭОР делятся на программно-методические (учебная программа, учебный план, тематический учебно-производственный план дисциплины); учебно-методические издания (материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения курсовых и дипломных проектов, контрольных работ, организации самостоятельной работы учащихся); обучающие электронные издания (электронный учебник, электронное пособие, учебно-игровые электронные издания); вспомогательно-практические (электронная практика, электронные хрестоматия) и контролирующие (банки контрольных вопросов; тестирующие элементы какого-либо курса; тестирующие оболочки; база данных).
По структуре электронные образовательные ресурсы классифицируются аналогично печатным изданиям: однотомное издание (электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе (мультимедийный курс, электронный учебник, электронное учебное пособие и др.); многотомное издание (электронное издание, состоящее из двух или более частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе и является логическим продолжением предыдущего, электронная серия серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении. Ярким примером может служить разработка фирмы 1С – репетиторы по различным дисциплинам.
По форме изложения выделяются конвекционные учебные издания, программированные учебные издания, проблемные учебные издания, комбинированные, или универсальные учебные издания.
Конвекционное учебное издание соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. При помощи таких изданий реализуется информационная функция обучения.
Программированное учебное издание основано на обучении по системе «стимул-реакция». Имеет форму разветвленной или линейной программы, ориентированной, прежде всего, на самостоятельную работу учащихся.
Проблемное учебное издание базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.
Комбинированное, или универсальное учебное издание содержит отдельные элементы перечисленных моделей.
В качестве критерия, лежащего в основе классификации по целевому назначению, используется аудитория, для которой предназначен тот или иной ресурс, а именно:
· для дошкольников;
· для начальной школы;
· для основного общего образования;
· для среднего полного образования;
· для учреждений коррекционной педагогики;
· для начального и среднего профессионального образования;
· для высшего профессионального образования;
· для послевузовского образования;
· для дополнительного образования.
В последнее время очень актуальным является параметр «технология распространения». На его основе выделяются локальные электронные издания, предназначенные для локального использования и передаваемые на локальных носителях (мультимедиа курсы, аудио-, видеолекции, учебно-методические пособия и т.д.), сетевые, которые передаются по сети Интернет (электронные учебники и учебные пособия, тестирующие программы и др.) и потенциально доступны неограниченному кругу пользователей, и комбинированного распространения.
Следует отметить, что размещение обучающих материалов в сети позволяет более просто организовать доступ к информации, а также осуществлять контроль, если это обусловлено педагогическими требованиями. Предлагаемые в сети электронные учебники могут содержать дополнительные ссылки на сайты Интернет; в качестве учебных и учебно-методических пособий могут выступать и готовые сетевые ресурсы, имеющиеся в Интернет.
Поскольку средства учебного назначения должны быть адаптированы к основному профилю дисциплины или специальности, то их можно разделить и по образовательным отраслям. В связи с этим выделяются ресурсы по трем профилям дисциплин: физико-математические; естественно-научные; гуманитарные и социально-экономические.
Ну и, наконец, исследователи ТГУ предлагают распределить ЭОР по форме организации занятий: лекция, практическое занятие, семинарское занятие, лабораторная работа, самостоятельная работа, контрольное занятие [3].
Действительно, данная классификация является наиболее полной и может служить основой при разработке того или иного электронного образовательного ресурса, а признак, определяющий их место и значение в образовательной среде (функциональный), является оптимальным для определения целей и задач их использования.