Реклама, определенно, имеет большое значение в экономической сфере, а с развитием постиндустриального общества реклама стала частью культурной и социальной сферы жизни человека. Художественная ценность многочисленных выразительных средств рекламы воспитывает и улучшает вкусы потребителей, воздействует на эстетическую сторону жизни, на развитие культуры. Лучшие образцы рекламных обращений со времен древности до наших дней можно считать произведениями искусства (проявление эстетической подфункции).
В качестве примера таких рекламных обращений можно привести рекламные плакаты времен СССР, которые на то время оказали ощутимую роль в становлении советской экономики, пропаганде определенных видов товара и здорового образа жизни. Создателями большинства таких плакатов являлись художник А.Родченко и поэт В.Маяковский.
В ходе своего развития реклама становится очень важным социокультурным фактором в обществе. Как верно подмечает Н.В. Орлова «С возникновением массового производства в задачи рекламы стало входить не только информирование о предложениях рынков (характерное для рекламы до конца XIX - начала XX века), но и проведение культурно-идеологической обработки потенциального потребителя, с тем чтобы закрепить ценности и порядок массового потребления и тем самым решить проблему сбыта излишков товаров, ставшую актуальной в связи с растущей продуктивностью экономической системы». [2]
Многие исследователи также отмечают то, что реклама оказывает воздействие на формирование ориентаций общества. Ю.А. Запесоцкий отмечает: «Фактически реклама во многом формирует нового человека, меняя представления о его нормативном социокультурном поведении. С формальной точки зрения реклама – это способ информирования населения о продуктах и услугах, предлагаемых продавцом, в действительности же реклама незаметно внедряется в сознание населения, начинает влиять на ценностные ориентиры, приоритеты, жизненную позицию» [3]. Л.И. Харченкова говорит о том, что «реклама содействует формированию общественного мнения как по поводу рекламируемых товаров и услуг, так и связанных с ними потребностей, стремлений, поведенческих и установок» [4].
Глава 3
Практическая часть
Я обработала данные социологического опроса и оформила их в виде диаграммы. Всего в опросе приняло участие 30 человек.
1.«По вашему мнению, современная реклама внушает приобретение товара или информирует о его качествах и т.п.?» [1]
Результаты опроса:
«Внушает» - 22 чел – 73%
«Информирует» - 8 чел – 27%
2.«Возникала ли у вас мнимая потребность в товаре/услуге после столкновения с рекламой данного товара/услуги?»[2]
Результаты опроса:
«Да» - 21 чел – 70%
«Нет» - 9 чел – 30%
Результаты данного опроса доказывают, что реклама способна навязывать не существовавшую ранее потребность и лишать потребителей возможности сознательного выбора. Это подтверждает возможность рекламы внедряться в сознание общества, оказывать управленческое воздействие и влиять на ценностные ориентиры и другие сферы жизнедеятельности человека.
Заключение
Я разобрала сущность рекламы, рассмотрела ее основные функции, а также подфункции. Изучила воздействие рекламы на потребителя и рассмотрела мнения исследователей на счет рекламы как социально-культурного явления.
Большинство исследователей рекламной сферы считают, что реклама действительно является не только явлением, способствующим развитию торговли и экономики в целом, но и явлением социально-культурным. Социокультурный подход к пониманию рекламы позволяет рассматривать ее как механизм, который тесно связан с культурными традициями и влияет на формирование ценностей и мировоззрения современного общества потребления. Проведя социологический опрос, мы увидели, что реклама формирует предпочтения потребителя, тем самым стандартизируя общественное сознание. Реклама воспитывает человека, формирует определённую культуру с набором норм, представлений, ценностей.
Все это позволяет сказать, что роль рекламы в современном обществе огромна. Помимо экономической, реклама выполняет еще множество функций: маркетинговую, коммуникационную, социальную, психологическую, эстетическую и т.д. Колоссальная роль рекламы в обществе, позволяет ее назвать всепроникающей, отнести к массовой культуре. Более того, многие исследователи считают, что реклама сегодня влияет на систему ценностных ориентаций.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что роль рекламы в обществе будет только увеличиваться. Слияние рекламы с социокультурной сферой будет порождать новые способы, формы и смыслы рекламных сообщений.
Таким образом, моя гипотеза: «Сегодня реклама, проникая в жизнь общества, определяет ее не только как массированный поток информации об услуге или продукте, но и как социокультурный феномен способствующий формированию ценностных ориентаций человека» оказалась верна. В дальнейшем я бы хотела изучать этот вопрос на более глубоком уровне.
Библиография
1. Боев Е. И. Реклама как социокультурное явление в системе социальной коммуникации.
2. https://kakzarabativat.ru
3. Орлова Наталья Викторовна Феномен рекламного пространства: социокультурный аспект // Вестник СГТУ. 2006. №1 С.280-284.
4. Запесоцкий Ю.А. Реклама как фактор трансформации российской культуры / Ю.А. Запесоцкий // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 12 февраля 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2011. – С. 47-49.
5. Харченкова Л.И. Реклама как социокультурный феномен / Л.И. Харченкова // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 12 февраля 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2011. С. 19-23.
Приложение