Августовская конференция 2020: «Воспитание в цифровом мире: сохраняя прошлое, создаем будущее»
Докладчик: Кузнецова Елена Фёдоровна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад комбинированного вида Ёлочка» г. Абакан
Особенности физкультурно-коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности ДОУ.
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности с ОВЗ во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения развития и здоровья. Понимая значимость совершенствования процесса физического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в целях наилучшей реализации оздоровительной и коррекционно-развивающей направленности физического развития дошкольников, определяется основная коррекционно-педагогическая задача – это создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения его в коллектив сверстников и социум.
Одной из основных задач организации работы в компенсирующих группах является создание условий для правильного физического развития ребёнка, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определённых двигательных умений, приобщение к здоровому образу жизни.
|
Организация деятельности в группах компенсирующей направленности
1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья организуются группы компенсирующей направленности для осуществления квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии.
2. Устройство, содержание и организация работы ДОУ и групп компенсирующей направленности должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1. 3049.13 (X10.1-10.18).
3. Группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения и детей с нарушением интеллекта открываются по решению учредителя (комитет по образованию) на основании приказа руководителя МДОУ, при наличии необходимых материально - технических условий и кадрового обеспечения.
4. Группы организуются на основании заключения ПМПК (психолого -медико-педагогической комиссии) по результатам обследования ребенка и согласия родителей (законных представителей).
5. Группы компенсирующей направленности открываются в МДОУ, отвечающим требованиям санитарных норм и правилам пожарной безопасности.
6. Группы оборудуются инвентарем, пособиями согласно требованиям по организации образовательного процесса СанПиН 2.4.1.3049-13.
7. Режим работы групп компенсирующей направленности устанавливается согласно Уставу МДОУ.
8. Диагностика и коррекция детей осуществляется штатными педагогами МДОУ.
|
9. Контроль результатов работы групп компенсирующей направленности осуществляется администрацией МДОУ и родителями (законными представителями).
10. Отношения между МДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
Нормативно-правовые документы, на основании которых строится работа по физическому развитию детей с ОВЗ
· Федеральный закон № 27 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 г.);
· Конвенция ООН о правах ребёнка;
· Всемирная декларация об обеспечиванию выживания, защиты и развития детей;
· Декларация прав ребёнка;
· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049-13.
· Рабочая программа по физической культуре, спроектированная с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Содержание коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников должно полностью соответствовать содержанию образовательной области «Физическое развитие».
Организация образовательного процесса
1. Общеобразовательный процесс организуется в соответствии с основной образовательной программой МДОУ, разработанной самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГТ (федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
|
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для нормально развивающихся детей, и детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, содержание и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
3. Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно -ориентированное развитие детей с ОВЗ и выполнение государственного стандарта.
4. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом состояния здоровья детей с ОВЗ.
5. В конце каждого года обучения по результатам обследования психолого-медико-психологического консилиума МДОУ и ПМПК воспитанников даются рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка с ОВЗ.
Организация работы инструктора по ФК
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни.
Работа по физическому развитию детей с ОВЗ предполагает решение как общеобразовательных, так и коррекционных – специальных задач, направленных на укрепление здоровья ребёнка.
Общеобразовательные задачи.
1. Охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка.
2. Закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.
3. Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.
4. Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических).
5. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
6. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.
7. Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
8. Формирование широкого круга игровых действий.
9. Ежедневное использование таких форм работы по физическому развитию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игр, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы – таких, как игры-соревнования и эстафеты.
Специальные задачи (коррекционные):
1. Развитие речевого дыхания.
2. Развитие звукопроизношения.
3. Развитие выразительных движений.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие ориентировки в пространстве.
6. Развитие коммуникативных функций.
7. Развитие музыкальных способностей.
При этом инструктор по физической культуре направляет своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование двигательной активности.
Работа в группах компенсирующей направленности
В группе компенсирующей направленности организация работы инструктора по физической культуре предусматривает:
· проведение образовательной деятельности (в т.ч. совместно с другими специалистами) с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
·планирование совместной деятельности воспитанников групп
компенсирующей направленности;
·подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений, досугов;
·оказание консультативной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
·регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОУ)
физической нагрузки на воспитанников;
·ведение необходимой документации.
Основной формой работы, в соответствии с рабочей программой, является игровая деятельность. Физкультурные занятия носят игровой и развивающий характер, содержат разнообразные подвижные игры и игровые упражнения различной интенсивности и направленности.
Рабочая Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты (целевые ориентиры), содержание и организацию педагогического процесса физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ОЗВ.
Таким образом, моя работа как инструктора по физической культуре в группах компенсирующей направленности выстроена системно и последовательно, что позволяет добиться высоких результатов в работе.