Класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
Цель программы: развитие эмоциональной отзывчивости, обогащение детей художественными впечатлениями.
Задачи:
· формировать музыкально-ритмические движения;
· развивать эмоциональную и двигательную отзывчивость на музыку;
· готовить детей к восприятию музыки.
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка и движение»
Особенностью развития детей с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни. Для коррекции произношения на уроках необходимо проводить певческие упражнения, основанные на материале народных песен. В песенном репертуаре используются песни разных жанров. Чтобы воспитать любовь к музыке, программой предусмотрены произведения для слушания.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Описание места учебного предмета «Музыка и движение»
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 0,5 часа в неделю (индивидуальное домашнее обучение), 17 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты:
· уважительное отношение к окружающим;
· формирование познавательного отношения к предмету;
· умение слушать и понимать речь других людей;
· умение подчинять свое поведение требованиям учителя.
Возможные предметные результаты:
· правильно сидеть или стоять при пении;
· различать веселый и грустный характер музыки;
· беречь певческий голос;
· петь спокойно, без выкриков, ясно выговаривая слова и правильно артикулируя гласные звуки;
· пользоваться приемами игры на музыкальных инструментах;
· знать различные темпы; медленно, быстро.
·
Содержание учебного предмета
Пение
Формирование всех вокально-хоровых навыков. Умение соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус. Постановка артикуляционных гласных звуков как основа работы над певческой дикцией и звукообразованием (в последовательности у, а, а, и, е,э).
Умение четко и коротко произносить согласные. Умение спокойно брать дыхание без поднятия плеч. Формирование у детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности и ровности) с сохранением индивидуальной красоты тембра голоса.
Обучение непринужденному, напевному и льющемуся пению, умеренному по силе. Умение петь спокойно. Без выкриков. Работа над чистотой унисона. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании.
Музыкальный материал для пения:
· «Песня о школе» - муз. М. Иорданского, сл. В. Семеркина
· «Веселый музыкант» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
· «Петушок» - р.н.п.
· «Елочка» - муз. М. Красева, сл. З. Александровой.
· «Песенка друзей» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой.
· «Во поле береза стояла» - р.н.п.
· «Веселые гуси» - укр.н.п.
Слушание музыки
Умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Представление о жанрах: песня, танец, марш. Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: быстрый, медленный.
Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка.
Определение сильной доли в такте: марш, вальс, полька.
Музыкальные произведения для слушания
· «Елочка» - муз. Л. Бекман, сл.Р. Кудашевой
· «Петушок» - р.н.п. обр. М. Красева.
· «Ладушки» - р.н.п., обр. Н. Римского – Корсакова.
· «Детская полька» - муз. М. Глинки.
· «Марш» - музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк».
· «Детский альбом» П. Чайковского
· «Итальянская полька» - муз. С. Рахманинова
Движение под музыку
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.