,
где – пробег автомобиля до капитального ремонта, тыс. км; пробег автомобиля МАЗ-5335 грузоподъемностью 8 т до капитального ремонта составляет: автомобиль, кузов, кабина, рама, коробка передач, ось передняя, мост задний, рулевой механизм – 320000 км; двигатель – 275000 км. Принимаем
= 275000 км;
– удельный простой автомобиля в ТО и текущем ремонте, дни/тыс. км. Для машин по уборке городских территорий
= 0,5…0,7 дня/тыс. км (или 100 мото-ч работы);
– не более 22 дней. Для грузовых автомобилей грузоподъемностью 5т и выше
= 0,50…0,55 дня/тыс. км;
= 22 дня.
Периодичности, трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и ремонта некоторых дорожных машин представлены в таблице 1.
Производительность дорожно-строительных машин
При оценке эффективности работы парков дорожно-строительных машин важнейшими показателями является производительность работы машин. Под производительностью машины понимают количество продукции или объем строительно-монтажных работ в натуральных измерителях (м3, м2, т, шт. и др.), произведенных ею в единицу времени (час, смену, месяц, год).
Таблица 1
Периодичность, трудоемкость и продолжительность ТО и ремонта
некоторых дорожных машин
Машины и оборудование. | Техническое обслуживание и ремонт. | Трудоемкость выполнения одного ТО и Р, чел.-ч. | Продолжительность одного ТО и Р, рабочие дни. | ||
Вид. | Периодичность, ч. | Число в одном ремонтном цикле | |||
Экскаваторы одноковшовые с гидравлическим приводом | |||||
На базе пневмоколесного трактора с ковшом вместимостью 0,25 м3 | ТО-1 | 0,2 | |||
ТО-2 | 0,5 | ||||
СО | 2 раза в год | ||||
Т | |||||
К | |||||
На пневмоколесном ходу 3-й размерной группы с ковшом вместимостью 0,4…0,65 м3. | ТО-1 | 0,2 | |||
ТО-2 | 0,6 | ||||
СО | 2 раза в год | ||||
Т | |||||
К | |||||
На гусеничном ходу 4-й размерной группы с ковшом вместимостью 0,65…1,25 м3. | ТО-1 | 0,2 | |||
ТО-2 | 0,7 | ||||
СО | 2 раза в год | ||||
Т | |||||
К | |||||
Бульдозеры | |||||
На базе гусеничного трактора класса 3 т. (ДТ-75) | ТО-1 | 0,2 | |||
ТО-2 | 0,5 | ||||
СО | 2 раза в год | ||||
Т | |||||
К | |||||
То же, 10 т. (Т–100 М и Т–130) | ТО-1 | 0,2 | |||
ТО-2 | |||||
СО | 2 раза в год | 1,5 | |||
Т | |||||
К | |||||
То же, 15 т. (Т–180 и Т–180 Г) | ТО-1 | 0,3 | |||
ТО-2 | |||||
СО | 2 раза в год | ||||
Т | |||||
К | |||||
Скреперы | |||||
Гусеничные с ковшом вместимостью 8 м3 с трактором класса 10 (Т–100 М и Т–130) | ТО-1 | 0,3 | |||
ТО-2 | |||||
СО | 2 раза в год | ||||
Т | |||||
К | |||||
То же, 10 м3 с трактором класса 15 (Т–180 и Т–180Г) | ТО-1 | 0,4 | |||
ТО-2 | |||||
СО | 2 раза в год | ||||
Т | |||||
К | |||||
Скреперы самоходные с одноосным тягачом МоАЗ-529Е | ТО-1 | 0,3 | |||
ТО-2 | |||||
СО | 2 раза в год | 0,4 | |||
Т | |||||
К |
Конструктивная производительность – максимально возможная производительность за 1 ч непрерывной работы при полном использовании мощности двигателя и рабочих скоростей.
Техническая производительность – это часовая производительность, которая, помимо конструктивных свойств машины, дополнительно учитывает условия производства работ: снижение эффективной мощности и скоростей рабочих операций, разрыхление или уплотнение материала, степень использования рабочего оборудования (степень наполнения ковша или отвала материалом, потери материала, перекрытие проходов машины).
Для машин цикличного действия техническая производительность (м3/ч)
,
где – объем продукции за 1 цикл, м3 или другие натуральные измерители;
– продолжительность цикла, с;
– коэффициент условий работ.
Для машин непрерывного действия, совмещающих рабочие и холостые операции, главным параметром при определении производительности является скорость продвижения фронта работ (скорость движения материала вместе с лентой на ленточном конвейере, скорость движения роторного экскаватора при отрывке траншеи). В общем виде техническая производительность
,
где – площадь поперечного сечения потока материала, м2;
– указанная скорость, м/с.
Эксплуатационная производительность представляет собой выработку за рабочее время (час, смену, месяц, квартал, год) в конкретных условиях с учетом всех предусмотренных сменным режимом работы неизбежных перерывов.
Часовая эксплуатационная производительность -й машины
,
где – техническая производительность;
– коэффициент использования машин по времени в течение смены.
В основу механизации дорожно-строительных работ положен способ комплексной механизации, при котором все как основные, так и вспомогательные тяжелые и трудоемкие процессы выполняют машины, увязанные между собой по основным параметрам (производительность, грузоподъемность). Совокупность машин, согласованно работающих и взаимно увязанных по производительности и другим параметрам, называют комплектом. В составе комплекта машин обычно имеется одна или несколько ведущих машин, которые выполняют основную операцию технологического процесса и определяют темп и ритм работы. Остальные машины комплекта называют вспомогательными (комплектующими). Как правило, при выборе состава комплектов стремятся полностью реализовать производительность ведущей машины. Поэтому производительность вспомогательных машин должна соответствовать производительности ведущей машины или несколько (на 10... 15 %) превышать ее.
Эксплуатационную производительность бульдозера (м3/ч) рассчитывают по формуле [4]
где – объем призмы волочения, м3;
– поправочный коэффициент к объему призмы волочения, зависящий от соотношения ширины и высоты отвала, а также физико-механических свойств разрабатываемого грунта;
0,8…0,9;
– коэффициент разрыхления грунта,
1,1…1,3.
В таблице 2 приведены значения коэффициентов
Таблица 2
Значение коэффициента
Отношение ![]() | 0,15 | 0,3 | 0,35 | 0,4 | 0,45 |
Коэффициент ![]() | 1,43 0,87 | 1,25 0,83 | 1,18 0,8 | 1,1 0,77 | 1,06 0,67 |
Объем призмы волочения (м3)
где ширина срезаемого слоя (ширина захвата), м;
высота грунта в призме волочения, м.
Продолжительность цикла (с)
где – соответственно время, затрачиваемое на набор грунта, его перемещение и холостой ход бульдозера;
= 20…30 с – дополнительное время, учитывающее затраты на переключение передач, манипуляции с отвалом и т.д.
Продолжительность первых трех этапов цикла (с)
где – длина соответствующего участка, м;
– скорость движения на соответствующем участке, м/с.
В зависимости от условий работы, мощности двигателя и типа отвала набор грунта производят при скорости 2,5…3,5 км/ч для гусеничного и 3,5…5 км/ч для колесного бульдозера, перемещение грунта – при скорости (соответственно) 2,5…5 км/ч и 5…8 км/ч, обратный (холостой) ход – при скорости 5…10 и 10…20 км/ч. Длина пути набора составляет 6…10 м.
Высокие рабочие скорости колесных бульдозеров делают их рентабельными на увеличенных дальностях перемещения – до 120 м.
В таблице 3 приведены параметры бульдозеров
Эксплуатационную производительность скрепера рассчитывают по формуле [4]
где – геометрическая вместимость ковша скрепера, м3;
– коэффициент наполнения ковша грунтом, зависящий от типа грунта и способа наполнения,
0,8…1,2;
= 0,8…0,9;
1,2…1,35.
Продолжительность цикла
где – соответственно продолжительность набора грунта в ковш, движения груженого скрепера, разгрузки скрепера, движения порожнего скрепера, и дополнительных операций, включающих повороты, переключение передач и другие затраты времени (обычно до 60 с).
Продолжительность набора грунта (с), который производят на первой передаче при скорости (км/ч):
Длина пути набора грунта (м)
Таблица 3