РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В
ТЕХНИКЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАННОГО
ОБЪЕМА РАБОТ
Цель работы: Расчет потребности предприятия в технике для выполнения заданного объема работ.
ЗАДАНИЕ
1. Обосновать типаж комплекта машин для производства заданного объема работ;
2. Определение режима работы техники;
3. Определение производительности машин выбранных комплектов;
4. Определение парка машин для производства заданного объема работ.
Объемы работ
Годовой объем работ по строительству участка дороги А км в том числе:
а) Снятие растительного слоя грунта со всей площади с перемещением в отвал на расстояние Б м с объемом работ В тыс. м3;
б) Разработка грунта II категории с перемещением в отвал на расстояние Г м и объемом работ Д тыс. м3;
в) Разработка грунта II категории под водопропускные сооружения Е тыс. м3 и транспортирование грунта на Ж км.
Варианты
Вар. | ||||||||||
А | ||||||||||
Б | ||||||||||
В | ||||||||||
Г | ||||||||||
Д | ||||||||||
Е | ||||||||||
Ж | 5,5 | 6,5 | 7,5 | 8,5 | 9,5 |
Методические указания к работе
Весь комплекс дорожно-строительных работ можно подразделить на подготовительные, земляные, заготовительные, транспортные, строительно-монтажные. Для выполнения этих видов работ применяют соответствующие средства механизации.
Формированиепарка машин производят в два этапа: сначала определяют номенклатуру средств механизации (по видам), необходимых для выполнения всего комплекса работ, предусмотренных производственными планами предприятия; затем производят расчет и обоснование потребности предприятия в средствах механизации по количеству с учетом их технико-экономических характеристик (производительности, мощности, себестоимости машино-часа и т. д.)
Обоснование структуры парка машин для каждой организации производят с учетом ее профиля, программы и объемов выполняемых работ. Выбор конкретных марок машин осуществляют с учетом областей их рационального применения, определяемых по существующим рекомендациям.
Расчет потребности предприятия в технике для выполнения заданного объема работ производят методом прямого счета, в основу которого положено выражение [1]
,
где – число основных машин каждой марки; – продолжительность работы машины за планируемый период (в течение года); – объем работ -й машины; – часовая эксплуатационная производительность машины -й марки; – число типов (марок) машин.
Режимы работы дорожно-строительных машин
При решении задач по организации эксплуатации дорожно-строительной техники необходимо учитывать режимы работы машинного парка.
Различают сменный, суточный и годовой режимы работы машин.
Сменный режим работы машины характеризуется соотношением времени, затраченного на выполнение полезной работы в течение смены, и продолжительности смены.
Количественную оценку сменного режима работы машины производят с помощью коэффициента использования машин по времени в течение смены
,
где – суммарное время, затраченное в течение смены на выполнение полезной работы; – продолжительность смены.
При определении полезного рабочего времени машины учитывают не только чистое время , фактически затраченное на выполнение полезной работы, но и перерывы, вызванные технологическими и конструктивными причинами, а также обусловленные принятой формой организации труда
.
Чистое время работы машины в течениесмены
,
где – потери времени по организационным причинам (из-за отсутствия фронта работ, строительных или эксплуатационных материалов, устранения мелких неисправностей и т. д.); – простои по метеорологическим причинам.
Суточный режим работы машин оценивают с помощью коэффициента сменности
,
где – средняя продолжительность работы среднесписочной машины в сутки; – продолжительность смены, ч, ( = 8,2ч). Для основных типов машин (экскаваторов, бульдозеров) достижимые в настоящее время значения коэффициента сменности в парках машин 1,4…1,6.
Для оценки годового режима работы определяют продолжительность работы машины в течение года [2]
где – число рабочих дней машины в году; – число календарных дней в году; – число праздничных и выходных дней за год; – число нерабочих дней из-за метеоусловий; – число нерабочих дней по организационным причинам (не должно превышать 1,5…5% ); – число дней простоев в ремонте и периодическом ТО; – число нерабочих дней из-за перебазировки машины с одного объекта на другой (составляет 4…6% от разности и ).
Значение определяется из выражения [1]
.
где – удельные простои в воздействиях, планируемых по наработке, соответственно для дорожно-строительных машин и автомобилей, дни/мото-ч или дни/тыс. км. Для дорожно-строительных машин удельные простои определяются
,
– коэффициент, учитывающий специализацию парка и количество машин (0,85…1,05); – коэффициент, учитывающий природно-климатические условия (1…1,1); – нормативные простои машины соответственно в ТО-1, ТО-2, текущем (включая ТО-3) и капитальном ремонтах, дни; – периодичности проведения соответственно ТО-1, ТО-2, текущих ремонтов, мото-ч; [3]; – число дней, затрачиваемых на транспортирование машины на ремонтное предприятие и обратно, можно принять = 1…2 дня.