Представления о прощении во взаимосвязи с уровнем толерантности, эмоционального интеллекта и эмпатии




Литвиненко А.В.

Магистрант 2 курса Академии Педагогики и Психологии

Научный руководитель – к.б.н., профессор каф.общ. и педагогической психологии Васильева О.С.

Каждому человеку знакомо чувство обиды. Это далеко не самое приятное чувство, к тому же, оно вредно для здоровья. Особенно вредна обида для тех людей, которые не умеют прощать. А что же такое прощение? Содержание данного феномена весьма неоднозначно.

В трудах психологов мы находим понимание прощения как личностного смысла (В. Франкл), исцеления (Эрик Фромм), принятия другого (Ю.М. Орлов), нравственного акта (А.А. Родионова), как активного преодоления негативной ориентации по отношению к обидчику и развития по отношению к нему позитивной ориентации (Р. Энрайт, Э. Гассин). В нашей стране исследования феномена прощения носят фрагментарный характер, в основном, в русле психологии обиды (О.А. Апуневич, Ю.М. Орлов), психологии семьи (А.А. Родионова).

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность определили цель и задачи исследования. Цель нашего исследования: изучить представления о прощении во взаимосвязи с уровнем толерантности, эмоционального интеллекта и эмпатии.

В основу исследования мы положили гипотезы: 1) Чем сильнее развита у человека эмпатия, тем легче ему прощать. 2) Уровни толерантности и эмоционального интеллекта влияют на способность даровать прощение.

Эмпатия – это переживание человеком тех чувств, которые испытывает другой человек так, как если бы они были его собственными. Можно сказать, что эмпатия связана с умением человека «проникать» в мир чувств другого индивида, понимать его на основе сопереживания. Мы использовали тест И.М. Юсупова для исследования у респондентов умения поставить себя на место другого человека и способности к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей; методику уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

Методика эмоционального коэффициента (Н. Холл) показывает, как респонденты используют эмоции в своей обыденной и профессиональной жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: эмоциональную осведомлённость, распознавание эмоций других людей, эмпатию, самомотивацию и управление своими эмоциями. Хочется сказать, что уже является неоспоримым фактом то, что эмоциональный интеллект не менее, и даже более, чем классический IQ, способствует успеху и психофизическому благополучию человека.

С помощью методики «Интол» (Л.Г. Почебут) мы определили уровень толерантности у респондентов. Толерантность – это проявление терпения и уважения к мнению другого человека, сохранение при этом устойчивости по отношению к неприемлемому или манипулятивному влиянию.

Специально разработанная нами Анкета «Представления о прощении» помогла нам выяснить у респондентов, что может повлиять на их способность прощать, что сложнее простить, а что люди вообще не в силах простить, можно ли научиться прощать; как повлияло прощение на личностные качества тех, кому пришлось в сложной жизненной ситуации простить другого.

Прощение - это, прежде всего, внутренняя работа над собой, переосмысление ситуации, готовность освободиться от обиды. Большинство респондентов считает, что уметь прощать – это способность не помнить нанесённых обид и не держать зла на обидчика. Все опрошенные имеют правильное представление о феномене прощения. Не нашлось ни одного человека, кому было бы не знакомо это понятие и не ясна его суть. Только вот процесс прощения бывает очень длительным. Многие склонны считать, что «душевная боль со временем притупляется» («время лечит»), и через какой-то промежуток времени человек вдруг осознаёт, что в его душе больше нет обиды.

Нами было установлено, что респонденты довольно чётко разграничивают для себя то, что можно, и, что нельзя простить. Прощение легче и чаще даруется в тех ситуациях, которые доступны для рационального объяснения и понимания, которые наносят меньшее психотравмирующее воздействие. Респонденты менее всего ориентируются на мнение других людей, для них гораздо более важным является осознание вины. Очень мал процент тех, кто утверждает, что можно простить всё. В эту группу попали люди, уже имеющие большой жизненный опыт.

Кто-то сравнил прощение со спасательным кругом, который в ситуации обиды не даёт утонуть в потоке гнева, злобы, агрессии, и избавляет от несения через всю жизнь тяжких мук обид. Очень разнообразны у опрошенных ассоциации на слово «прощение»: спокойствие, принятие, раскаяние, облегчение, безмятежность, солнечное настроение, радость, понимание, мир, гармония, исцеление, милосердие, миролюбие.

Человек, умеющий прощать, по мнению респондентов, обладает следующими особенностями: доброта, открытость, жизнерадостность, милосердие, чуткость, коммуникабельность, общительность, миролюбие. Для не умеющего же прощать человека присущи совсем другие особенности: недоверие, подозрительность, замкнутость, жёсткость, злость, мстительность, внутренняя агрессивность, категоричность, непримиримость.

Мы выяснили, что большинство респондентов считает, что можно научиться прощать, если есть осознанное желание это осуществить. Только вот многие признались в том, что ничего не знают о техниках прощения, и ещё меньшее количество применяет их в своей жизни.

Так как прощение оказывает влияние на психическое и физическое здоровье человека, то важно, чтобы и наше исследование внесло свой вклад в дальнейшее расширение представлений о прощении, чтобы у людей возникало желание быстрее освобождаться от негативных эмоций через прощание с архетипом жертвы, который держит человека в плену у прошлого, чтобы появлялось осознанное желание культивировать в себе принципы всеприятия и всепрощения. Ведь у людей, которые умеют прощать, усиливается эмоциональное позитивное состояние, потому что прощение возвращает им контроль над своими эмоциями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения магистерской диссертации могут выступать базой для разработки рекомендаций, направленных на обучение конструктивному поведению в ситуации межличностного конфликта, и технологий по выражению и поиску прощения. Результаты эмпирического исследования могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов социальной психологии, психологии общения, психологии конфликта, психологии семьи, и психологии здоровья.

Собранные данные нашего исследования ещё находятся в стадии обработки, выяснения взаимосвязей и закономерностей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: