Опрос и анализ продуктов деятельности как методы психолого-педагогической диагностики. Ограничения в анкетировании лиц с отклонениями в развитии.




 

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опрос как психодиагностический метод подразделяется на устный и письменный, свободный и стандартизированный. Как понятно из названия самого метода, испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов по поводу изучаемого явления.

Наиболее распространенный вариант письменного опроса — анкета. В отличие от устного опроса анкетирование не позволяет увидеть реакцию отвечающего и изменить вопрос, переформулируя его; в то же время устный опрос более трудоемок и требует от психолога специальной подготовки.

Устный опрос может быть определен как беседа или интервью. Он является более «психологичной» формой опроса, так как здесь имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное социально-психологическим закономерностям, среди которых важнейшее место принадлежит установлению контакта с интервьюируемым.

При свободном опросе перечень и содержание задаваемых вопросов не ограничены жесткими рамками, что позволяет своевременно менять тактику исследования по мере необходимости. Стандартизированный опрос предполагает строгую схему и однозначность задаваемых вопросов и ожидаемых ответов

Под продуктами деятельности понимаются материальные образцы — результаты выполнения испытуемым трудовых (предметных), конструктивных, учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени. В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий. Разработаны специальные схемы такого анализа, например, А. Н. Корнев.

Анализ продуктов деятельности может входить как важная составляющая и в комплексные методики. Так, в методике нейропсихологического исследования детей с аномалией психического развития И. Ф. Марковская выделяет особый блок — «Исследование школьных навыков». В нем оцениваются по общей 5-балльной шкале навыки чтения, письма, счета, решения задач с учетом ступени обучения испытуемого.

Как особая разновидность общего метода в последнее время широко используется метод рисунков. Широкое распространение в диагностике психического развития детей рисуночные тесты получили с середины XX в. Однако их применение предъявляет повышенные требования к психологу, а компетентная трактовка полученной информации требует специального обучения.

Если метод рисунков используется как проективный, то целью является выявление патохарактерологических особенностей личности (агрессивности, страхов, негативизма) или межличностных отношений.

Рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития. Так, в известной методике Керна — Иерасека рисунок является одним из показателей школьной зрелости. Теоретической основой такой интерпретации является исследование В. Лоуэнфелда, выделившего особые стадии развития графических навыков детей начиная с двухлетнего возраста.

Идея о том, что в рисунке можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом — дерево — человек» (Гудинаф — Харрис), «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».

При обследовании детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, зрительного восприятия, с пространственными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лица часто диспропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела (например, при ДЦП) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем. Эти особенности рисунка связаны с нарушением ВПФ вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, то есть проективная значимость такого рисунка отсутствует.

Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегают к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют инструкцию. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм и пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки выражены меньше или больше.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Для них типичны нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность. Для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудности переключения. Дети тратят на рисунок много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, рисунки стереотипны.

Рисунок является одним из важнейших экспериментальных приемов определения уровня развития пространственных представлений, способности испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета. Любая форма дизонтогенеза, как свидетельствует А. В. Семенович, в первую очередь характеризуется тем или иным типом де-фицитарности пространственных представлений — базиса всей совокупности высших психических процессов (письма, счета, чтения, мышления и т.д.).

Более информативной и сензитивной является методика копирования фигур Рея — Остеррица и Тейлора, применимая в работе с детьми уже с 6 лет. К 9—10 годам появляется полноценное выполнение теста.

Помимо диагностических целей рисунок может использоваться и для установления контакта, а также в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения. Еще раз подчеркнем, что при использовании метода рисунков с диагностическими целями очень важны такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.

Основными теоретическими проблемами дальнейшего использования рисунка как проективного метода являются изучение своеобразия отклонений на уровне бессознательного в условиях отклоняющегося развития и исследования изменений психологического механизма проекции при разных формах дизонтогенеза.

АНКЕТИРОВАНИЕ (ОПРОСНИКИ)

Опросниками называются методики, содержащие в качестве материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. В опросниках «открытого» типа ответы даются в свободной форме, в опросниках «закрытого» типа — выбираются из предлагаемых вариантов.

Личностные опросники используются как специальные методики в диагностике личностных особенностей. Среди них выделяются опросники типологические, опросники черт личности, мотивов, ценностей, установок, интересов, например опросники Г. Айзенка, Миннесотский многоаспектный личностный опросник, личностный опросник Р. Кеттелла и др.

При изучении личности подростков и юношей (14—18 лет) широко применяется ПДО — Патохарактерологический диагностический опросник для подростков А. Е. Личко (модифицированный вариант — «Тест личностных акцентуаций» В. П. Дворщенко).

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации, не отражающей непосредственно особенности личности испытуемого. Это могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок и т.п., например выявляющие предпочтительные профессии из предлагаемого набора.

Одна из общих проблем использования опросников в том, что не всегда отвечающий дает достоверную информацию. Опросник обращается к самооценке, самосознанию, но самооценка может быть неадекватной: отвечающий может стараться «угодить» или бояться ответить «не так», и даже благоприятные условия обследования (анонимность, взаимное доверие) не снимают в полной мере неадекватности самопредставления испытуемого.

В связи со сказанным не рекомендуется использовать опросники в работе с аномальными детьми до подросткового возраста. Но и здесь применение опросников вызывает проблемы, связанные с дефектом.

Например, для незрячих необходим перевод на систему Брайля. У глухих возникают проблемы осознания содержания вопросов, они способны отвечать на них лишь на самой высокой ступени владения речью. Трудности в письме могут быть у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако этот метод имеет значительные преимущества при работе с детьми, имеющими дефекты произношения.

При работе с аномальными лицами необходимо обязательно убедиться в адекватности понимания ими поставленных вопросов; оценить реальное значение понятий, используемых в анкете; предусмотреть возможные отличия этих понятий для разных видов дефекта. Неэтично спрашивать слепых о визуальных качествах, глухим следует объяснить все абстрактные понятия (их, как правило, много в анкетах) и т.д.

Особое значение в применении опросников как диагностического метода имеет его техническая сторона, обусловливаемая психофизиологическими особенностями испытуемых: нарушениями зрительного восприятия, моторики, недоразвитием речи. Заполнение анкет и опросников самим психологом со слов испытуемого нарушает конфиденциальность исследования и снижает достоверность полученных ответов. Кроме того, лексические и логико-грамматические параметры вербального материала для многих видов отклоняющегося развития представляют отдельную трудность и требуют либо внесения в них изменений, либо помощи в понимании поставленных вопросов. Эта помощь, в свою очередь, также может искажать содержание ответов.

В целом стандартизированные анкеты, предназначенные для нормальной популяции, лишь в редких случаях можно предлагать аномальным лицам без соответствующей модификации формулировок вербального материала и последующего объяснения.

Особую роль в психолого-педагогическом изучении детей с отклонениями в развитии и поведении выполняют опросники-анкеты, разработанные для родителей или педагогов ребенка, такие, например, как опросник А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» (см. прил. 2). Четкое выделение составляющих поведения, эмоциональных реакций и состояний, характеристик деятельности позволяет родителям и педагогам достаточно подробно и детально проанализировать повседневные, типичные проявления психической жизни ребенка. Данные подобного опросника, во-первых, дают психологу ценную, разнообразную и структурированную информацию, которая не могла бы быть получена в ходе самого обследования; во-вторых, способствуют первичному опосредованному включению родителей (педагога) в диагностико-коррекционный процесс, помогая им глубже понять ребенка и его проблемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: