Сценаристу необходимо владеть искусством монтажа, используя произведения искусства и литературы как составные части. Прием монтажа используется в литературе, театре, живописи. На нем основаны выразительные возможности всех искусств. Слово «монтаж » французского происхождения, синоним слов «сборка», «соединение». В настоящее время в слово «монтаж» вкладывается более широкий смысл, это слово «творческая сборка», «творческий синтез».
О сведении различных элементов воедино в театральном искусстве было замечено еще Аристотелем. Он говорил о синтетическом виде искусства, где сливаются различные компоненты. В своей работе об искусстве поэзии он писал: «Есть некоторые искусства, которые пользуются ритмом, мелодией, метром – это дифирамбическая поэзия, трагедия и комедия. Различая в них то, что одни пользуются всем этим сразу, а другие в отдельных своих частях».
Можно утверждать, что ростки монтажного соединения разнородных компонентов берут начало в народных площадных увеселения, в спектаклях шекспировского театра, карнавалах, мистериальных действах, спектаклях массового агиттеатра. Это народные истоки будущего «монтажа аттракционов».
Искусство построенное по принципу монтажа верно и точно отображает жизнь, дает новый смысл. Сергей Эйзенштейн выявил это в первую очередь в литературе и не только современной, но и классической. Он доказывал, что еще А.С. Пушкин писал монтажно («Руслан и Людмила», «Полтава» и др. произведения) Существование монтажного метода он находил в поэзии других авторов.
В монтаже складываются бесчисленные детали. Ведь принцип чередования деталей и планов, их сочетание, сопоставление построено на точной и ясной мысли, здесь все продумано и находится в полном соответствии с целостностью общего замысла (пример «Руслан и Людмила»).
|
Прием монтажа дает огромные возможности в свободной компоновке материала, не связанный строгим сюжетом, а последовательно развивающейся действенной линией. Монтажным методом в своем творчестве пользовался и Лев Толстой. «Войну и мир» он написал зная силу монтажа, эффект неожиданного сопоставления и сцепления эпизодов. Работая над романом «Война и мир» - он переклеивал эпизоды, менял их местами, часто нарушал хронологическую последовательность, перемешивая события, что придавало роману необычную поэтичность.
Искусство монтажа было особенно распространенным в первые годы революции, агиттеатрах и политических театрах, театрах революционной молодежи и т.д. Первой современной монтажной структурой в театре стала постановка В.Маяковского «Мистерия-Буфф», которая определила новый путь создания современного театрального действа – монтажный.
Появился художественно целостный спектакль, рожденный из множества разнородных элементов, соединенных монтажной структурой. «Мистерия–Буфф» - это не только театральная пьеса – это мастерский монтаж, где сопоставляются различные явления, философские обобщения, балаганные комические трюки и космическая монументальность образов и действия.
В. Маяковский шел к героической теме от площадного народного театра, театра народных масс, где высокий пафос соединялся с буффонадой. В коротких контрастных эпизодах он сталкивает разнородные элементы действия.
|
Принцип героического театра, стремление слить массу исполнителей со зрительской аудиторией, сделать зрителя непосредственным участником действия – все эти устремления привели В.Маяковского к созданию своеобразного жанра – спектакля-митинга, массового действа, эстрадного обозрения. Мейерхольдовская постановка этого спектакля названа критиками как «монтаж эпизодов». «Мистерия-буфф» построена на основе новаторской монтажной конструкции. В.Маяковский и В.Мейерхольд – в агитационном театре вели поиск новой драматургии, основанной на непрерывающейся динамичной структуре действия.
В 20-х - 30-х годах в немецком театре был удачно использован опыт революционных пьес (агиттеатра) советских авторов. Бертольд Брехт создал драматургию нового типа, соединив специфические особенности драмы с широтой приемов агитационного театра. В принципе «эпического театра» Б.Брехта заложена возможность членения действия на самостоятельные эпизоды, вставные номера и авторские отступления. Брехт строит эпическую композицию по принципу монтажа сцен, такая композиция допускает нарушение единой фабулы, ввод в действие вставных сцен, не связанных непосредственно с действием, но несущих важную идейно-тематическую нагрузку. Этот своеобразный «монтаж сцен» соединяет единой мыслью материал, переносит действие в разные места, мгновенно изменяет время действия, драматическую ситуацию и т.д. Все эти компоненты служат одной цели – донести до зрителя мысль автора, его философскую концепцию. Публицистический материал переходит в зримые динамические образы.
|
В эпическом театре создается не пьеса, а философская поэма, где главное не последовательно развивающееся действие, а авторское самовыявление - лирические отступления, монологи, обращение к зрителям и т.д.
Метод монтажа нашел свое воплощение и в концертной эстраде, творчестве Владимира Яхонтова. Знаменитый чтец был великим драматургом. Монтаж для него – это основа драматургии в «театре одного актера». Овладев искусством монтажа, он смог строить различные тематические программы, используя готовую продукцию – стихи и прозу. Он подчинял этот материал единой теме, идее отбирал наиболее цельное, сильное по выражению. Сочетание стихов и прозы создает особую динамичность, вносит разнообразие, изменяет ритм, обостряет внимание.
Монтаж – это волевое выделение смысла заложенного в произведении. «Монтировать» - значит уметь анализировать, уметь искать главное. Монтаж есть результат познания. В монтажной структуре произведение дробится на множество частиц, где каждая является составной частью целого, подчиняется единой мысли, идущей сквозным действием через все самостоятельно существующие законченные номера – эпизоды, объединенные ритмически-смысловым движением к сверхзадаче.
Искусство монтажа состоит в том, что его первый этап – это расчленение на самостоятельные элементы (отдельно законченные эпизоды, блоки, сцены); второй этап – это соединение этих частей в качественно новое целое. Монтажную драматургическую структуру, основанную на прерванном действии нельзя понимать как набор отдельно существующих кусков, сцен, эпизодов. В сценарии массового действа и эстрадного представления отдельные эпизоды и номера объединяются в неразрывное, логически развивающееся действо. Драматургия массового действа соприкасается с кинодраматургией, где стоит та же задача - объединение в целостное произведение отдельных эпизодов.