УДК: 378.147
М.И.Ковальская, кандидат экономических наук, доцент
Кафедры «Логистика и управление цепями поставок» ИУИТ
ОПЫТ Применения google в учебном процессе
Ключевые слова: Google, электронные ресурсы, авторский контент, учебный блог, высшее образование, блоггер, blogspot.ru.
Аннотация: Как без финансовых вложений и общедоступными средствами обеспечить современное преподавание учебных дисциплин в высшей школе? Попыталась ответить на этот вопрос, реализовать и внедрить в учебную практику. Делюсь 10-летним опытом.
Когда вы создаёте физические вещи, вы опираетесь на тысячелетний человеческий опыт...Мы посмотрели на всё наше программное обеспечение и спросили себя, из чего оно сделано?
Джон Вайли, главный по дизайну поиска Google
Начиная свою преподавательскую деятельность в 2007 году, первоначально применяя традиционные формы обучения, я столкнулась с рядом проблем, которые захотелось решить современными методами и подходами к образовательному процессу (особо отмечу, что не являюсь специалистом в области IT –технологий).
Наиболее важной и очевидной для меня была проблема оперативной передачи и распространения актуальных учебных материалов среди студентов, обучающихся по каждой из дисциплин, которые велись мною в то время.
Именно поэтому я задалась целью «пойти навстречу» студентам, сократить путь от момента написания необходимого учебного пособия до возможности пользоваться им в процессе обучения. По моему мнению, важно не ждать достаточно длительное время, когда учебный материал будет издан на бумажном носителе, а внедрять «горяченьким» в образовательный процесс. В наше скоростное время знания быстро устаревают, в особенности в сфере экономики и управления. Кроме того, одно другому не мешает. Таким образом, и начался поиск путей создания и размещения учебного контента в сети Интернет.
|
Цель поставлена, но при ее реализации каждый столкнётся с целым рядом ограничений. В частности, полное отсутствие средств на приобретение платных Интернет-ресурсов, необходимых для воплощения «мечты». В данной ситуации выход один – минимизировать затраты своего личного времени, а также свети к нулю все ожидаемые и возможные материальные затраты.
Какие решения я применила, излагаю коротко в данной статье. Не претендую на то, что выбранные мною средства достижения поставленной цели, - наилучшие, вместе с тем, все работает вот уже десять лет. Конечно, по мере внедрения и применения накапливала опыт, расширяла и совершенствовала свои разработки, зачастую подстраивалась под изменения, которые вводили авторы используемых мною Интернет ресурсов, ведь ничто и никто не стоят на месте.
Современные технологии образовательного процесса предполагают обязательное использование информационных компьютерных технологий, электронных средств обучения.
Мировой опыт показывает на целесообразность применения в процессе обучения cloud computing «облачных вычислений» и «облачных хранилищ». Популярный в настоящее время термин «облачные вычисления» употребляется в мире компьютинга[1] с 2008 года. Сюда относятся бесплатные хостинги файлов для учащихся и преподавателей, в частности, инновационные IT – приложения Google –сервисы.
Сетевым технологиям и использованию сетевых сервисов Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных и зарубежных авторов, как это будет видно из дальнейшего краткого обзора. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, для группового взаимодействия. Такие сервисы целесообразно использовать в образовательном процессе и самоподготовке студентов.
|
Совсем ещё недавно педагоги использовали Интернет исключительно для поиска информации, необходимой для подготовки лекций и указаний к практическим работам. В настоящее время явно имеет место другая тенденция развития образовательного Интернета: разработка преподавателем собственного электронного контента – собственных ресурсов, создание авторских электронных образовательных объектов, обмен ими и предоставление их учащимся для обучения. Все шире применяются электронные средств, дистанционные и частично дистанционные программы обучения.
Введение новых образовательных стандартов потребовало переориентацию на индивидуальную образовательную траекторию студента и расширение всей образовательной среды.
Рассмотрим, как Google может быть использован и используется в МГУПС МИИТ для формирования образовательного пространства, в котором обучающиеся и преподаватель выполняют совместную учебную деятельность. Ведь технологии Google предоставляют возможности для того, чтобы учащийся не только потреблял образовательный контент, но и стал активным его создателем, способствуют тому, чтобы обучаемый оказался в центре образовательного процесса.