Хронотоп и символика цвета в рассказе И.А.Бунина «Безумный художник»




Рассказ «Безумный художник» был написан в 1921 году в Париже. Данное произведение интересно не только необычной интерпретацией романтической традиции, но и оригинальными средствами передачи авторского замысла.

Хронотоп является неотъемлемой и важной частью художественного произведения. Более того, он определяет жанровые разновидности. Тем не менее, в данной статье мы хотим обратить внимание на такие функции хронотопа, как раскрытие образа героя и передачу авторской точки зрения.

Пространство в рассказе «Безумный художник» символично. Оно не столько отражает действительность предреволюционного года, сколько передает воспоминания автора о родной стране, пережившей годы страшных потрясений и перемен, тоску по утраченной культуре. Пространство представляет собой древний русский провинциальный город. Это подчеркивается деталями описания быта: «Узнаю тебя, Русь! – громко говорил художник, шагая по площади и глядя на туго подпоясанных, толсто одетых бодрых торговцев и торговок, прокрикивающих возле своих лотков с самодельными деревянными игрушками и большими белыми пряниками в виде коней, петухов, рыб»; а также эпитетами, которые автор использует в самом начале рассказа: «древний русский город», «в старой большой гостинице» [1]. Зимний пейзаж, на наш взгляд, также имеет символическое значение, так как зима и снег зачастую ассоциируются с самим образом России. Нельзя также не отметить такую деталь пространства, как часовня. Храм – является неотъемлемой частью традиционного русского уклада жизни. Таким образом, Бунин при описании пространства города обращает внимание на сложенный исстари уклад жителей города.

Очевидно, что главный герой выделяется на фоне этого пространства, контрастирует с ним. Этот факт находит выражение в речевой характеристике персонажа и его поведении. Ярким примером этому является эпизод, когда герой спрашивает извозчика: «Как называется эта пьяцца?». Художник использует в речи заимствованную лексику, что порождает непонимание собеседника и, в свою очередь, вызывает у героя раздражение. На уровне хронотопа данный контраст проявляется в описании внешнего вида художника: «господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете, из-под которого падали зеленоватые кудри, и в длинной дохе блестящего каштанового меха». Детали его костюма, торжественный внешний вид, неестественный оттенок волос, подчеркнутый автором в нескольких эпизодах, – все намекает то, что герою чужда культура и обычаи места, в которое он прибыл. Следовательно, художник возвращается на Родину, «узнает» ее, но в то же время этот не изменившийся мир является ему чуждым, что говорит об изменении мировосприятия самого героя. Еще одна деталь, подтверждающая наше утверждение, проявилась в сцене ожидания художником коридорного со стаканом воды для акварели: «Бледное и худое лицо его было похоже на алебастровую маску». В этом описании автор подчеркивает «искусственность» внешнего облика главного героя. Эффект театральности, ощущение неестественности также отразилось в репликах и в жестах художника: «доха его распахнулась, волочилась по снегу, глаза страдальчески и растерянно блуждали по сторонам…», «художник встрепенулся и с преувеличенной вежливостью поднял свой берет: Ах, простите ради бога! Вы правы, тысячу раз правы!». С помощью данных средств Бунин создает образ героя, попавшего под влияние чуждых его культуре идей (стоит также подчеркнуть тот факт, что герой приезжает из заграницы), которые воплощаются в жизни в таких жутких явлениях и влекут за собой трагические последствия. В контексте данных рассуждений, на наш взгляд, можно провести параллель с трагедией героя и судьбой России, пережившей революцию.

Что касается времени, то в самом начале рассказа указывается, что события, описанные в произведении, происходят в канун Рождества. Выделение этой детали хронотопа является важным и организующим, так это один из главных православных праздников, связанный с началом новой жизни, с надеждой на будущее. Атмосферу праздника передает и пространство: как природа («легкое утро с легким морозом и инеем»), так и городские жители («на площади толпился целый лес густых темно-зеленых елок») все в ожидании Рождества, за исключением главного героя. Он приезжает в город с, казалось бы, благостными намерениями – написать картину Рождества Христова, тем не менее, его внутреннее состояние противоречит его стремлениям: он одержим своей идеей, не может совладать с собой. Его настроение чуждо атмосфере, царящей в городе. Очень важно то, что история, случившаяся с художником, разворачивается во время этого светлого праздника, в то время, когда все люди идут в церковь на службу в ожидании великого чуда. Кроме того, в рассказе есть указание о продолжающейся войне, однако в описании города нет никаких указаний на это. И лишь художник несет на себе печать этих страшных событий.

«Двадцать четвертое декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года!» - говорит герой коридорному в гостинице. Так, в первой части рассказа акцентируются события, происходящие в настоящем времени. Во второй же части в повествование (с наступлением ночи) начинают вторгаться страшные картины из прошлого героя - описание фотографии, на которой изображены погибшие жена и ребенок в часовне, воспоминания героя: «А меж тем именно из-за этого дня мы и предприняли нашу страшную Одиссею. Представь себе, каково было ей, беременной на восьмом месяце! Мы прошли через тысячу всяческих рогаток, не спали, не ели почти шесть недель! А этот постоянный страх, что, того гляди взлетишь на воздух!». Кроме того, вторая часть рассказа обозначена не только включением прошлого в событийную канву рассказа, но и в целом переходом с описания внешнего мира к внутреннему миру художника, в том числе и посредством деталей пространства, что будет описано нами ниже.

Особое выражение получил в рассказе любимый бунинский прием - цветопись. Надо сказать, что вся бунинская проза живописна. Наряду с описаниями форм, запахов, тактильных ощущений, цветопись в его произведениях способствует объемному восприятию предметного мира читателем. Однако, помимо этого, в рассказе «Безумный художник» цвет несет символическую нагрузку. Рассмотрим это подробнее.

Если проследить в рассказе все детали пространства с указанием оттенков, то мы увидим четкое разделение структуры рассказа на две части. Стоит отметить, что мы исключаем оттенки при описании внешности персонажа.

1 часть (До заката) 2 часть (Начиная с сумерек)
«Золотилось солнце», «за туманной синью лесов», «за белой снежной низменностью», «рыжий бородач на козлах», «янтарно от солнца», «золотыечасы», «стало совсем солнечно», «иней на телеграфных проволоках рисовался по голубому небу нежно и сизо», «лес густых темно-зеленых елок», «белые пряники», «золоченые багеты» «Иней на окнах посерел, стал скучный», «обилие огней», «свечи отражались в зеркале, бросая яркий золотойсвет», «окна почернели», «за окнами чернела зимняя морозная ночь», «свечи пылали, дрожа огнями», «белый бархатный альбом», «вперяя глаз в зеркало, светлый туман которого был полон дрожащими цветистыми огнями», «схватив синий карандаш», «мрачные дьявольские наваждения жизни, чернымиволнами заливавшие его воображение», «черно-синее небо», «пылало пожарами, кровавым пламенем», «виселицы с удавленниками чернели на огненном фоне»

В первой части рассказа доминируют синий, золотой, белый цвета и их оттенки. Во второй же части – черные, синие, красные сочетания. Символика цвета сильно зависит от сочетаемости: во-первых, с другими цветами, во-вторых, с другими символами. Так, многие цвета, некоторые цвета в разных частях рассказа отражают разные, порой противоречивые друг другу символы. Остановимся на семантике преобладающих в тексте цветов.

Синий (голубой, сизый, лазурный и другие оттенки) цвет в словаре символов Д.Тресиддера означает: «Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь». Кроме того, он связан с небесами, с божественным началом. В. Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет: «Синий есть цвет торжественности, духовной углубленности. Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному. Это типично небесный цвет, цвет покоя. Погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали, рока. Чем светлее – тем более далекий и безразличный, безмолвный покой символизирует» [3]. У Бунина синий цвет фигурирует и в сочетании с белым цветом, главным образом, при описании пространства окружающего мира в первой части. В данном случае синий символизирует покой, чистоту, жизнь.

Синий цвет в сочетании с черным также присутствует в рассказе, но уже в завершении, в последнем его абзаце и при этом можно отметить, что несет в себе семантику рока, роковой гибели, так как черный, как правило, – символизирует смерть. Таким образом, синий цвет в рассказе имеет двойственную символику: так, в первой части рассказа в сочетании с белыми и золотыми оттенками он символизирует покой, религиозное чувство, а также, в контексте рассказа, предрождественскую атмосферу города, ожидание чуда; во-второй же части, синий выступает либо в сочетании с черным цветом, либо рядом с инфернальными символами, как, например, в описании замысла художника, речь о котором пойдет ниже.

Что касается белого цвета, преобладающего в первой части произведения, Наталья Витальевна Злыднева, доктор искусствоведения, в своей статье «Белый цвет в культуре 20 века» пишет: «традиционные противопоставления, которые белый цвет образует с черным и красным, отсылают к основным моделирующим пространственно-временной космос человека диадам жизнь/смерть, свет/ тьма, добро/зло, чистота/нечистота, небо/земля, женское/мужское и пр., где за белым закреплено преимущественное значение жизни, света, добра, чистоты, неба, женского начала». Белый цвет несколько раз фигурирует при описании пространства самостоятельно и в сочетании с другими оттенками. В рассказе Бунина он отражает символику жизни, чистоты, что соответствует атмосфере светлого праздника Рождества. Кроме того, Н.В.Злыднева указывает: «Белое в русской традиции выступало как предикат России в целом: в словаре В. Даля мы находим: Белая Русь как Святая Русь (эквивалентные словосочетания)» [4]. Эта семантика дополняет описание уездного города, символически воплощающего традиционную русскую культуру, лирический и отчасти идеализированный образ России.

Золотой цвет также имеет двойственную символику. При описании пейзажа он отражает скорее положительные символы, так как относится к природным явлениям, описывает утренний солнечный свет. Во второй части повествования также встречается золотой цвет, однако он иного свойства. Золотой свет исходит от свечей, от огня ­­­- от искусственных источников света; он отражается в зеркалах, создавая ощущение тумана. В Энциклопедии символов, знаков и эмблем указано: «Согласно библейской традиции, золотой цвет — знак идолопоклонства. Мифологема о "золотом тельце" отражала историческое противопоставление внешней привлекательности золотой семантики идола и внутренней духовной красоты новых монотеистских учений» [5]. Золотой цвет, который появляется во второй части рассказа тяготеет к этой символике. Это связано с содержанием рассказа, с образом главного героя, отдаляющегося от истинной веры, страстно увлеченным идеей создания картины. Данную семантику золотого могла отражать в первой части такая деталь, как золотые часы, принадлежащие художнику, что также сигнализирует об отступлении от веры.

Во второй части появляются черный цвет, символизирующий присутствие неких инфернальных сил, которое подтверждается следующими примерами: «комната приняла странный, праздничный, но и зловещий вид», «свечи пылали, дрожа огнями», «лицо его исказилось ужасом», «он яростно схватил с дивана картон», «от напряжения вздулись жилы на шее». Черный цвет в Энциклопедии символов, знаков и эмблем - «антипод белого, символ хаоса, смерти, мрака, ночи» [3]. Так, в рассказе с описания пространства, в котором преобладает белый цвет, внимание автора смещается на описание внутреннего помещения, номера художника, где появляются черные оттенки. При этом внимание повествователя как бы смещается с описания пространства на самого художника, на его внутренний мир «горячечное вдохновение художника», «дьявольские наваждения жизни, черными волнами заливавшие его воображение», в котором также появляется черный цвет.

Красный цвет, как указано нами выше, преобладает во второй части рассказа. Он представлен не только прямыми указаниями названия оттенков, но и в образах, традиционно ассоциирующихся с этим цветом, а именно образы огня, пожара, а также встречается эпитет «кровавый», что также косвенно отсылает нас к красному цвету. Красный традиционно символизирует кровь, гнев, страсть. Надо отметить, что в данном произведении, наряду с черным этот цвет не несет двойственной символики. Эти цвета появляются ближе к концу произведения и несут смысловую нагрузку, так как развязка действия у Бунина большей частью выражена через описания (описание пространства номера, описание грез художника, описание созданной им картины). Выбирая красный и черный цвета в качестве доминирующих, автор создает напряженную нагнетающую атмосферу, что обычно в повествовании создается стремительной сменой действия или появлением неизвестного ранее знания.

Колорит описания грез художника, его замысла картины во второй части рассказа, казалось бы, выбивается из нашей структуры. Однако в данном описании присутствует такая черта, которая заставляет усомниться в источнике таких видений: «небеса, млеющие эдемской лазурью и клубящиеся дивными, хотя и смутными облаками». Вследствие этого и сочетание голубых и белых оттенков, символизирующих чистоту и божественное начало, находясь рядом с такими эпитетами, как «млеющие», «клубящиеся», «смутные» становятся символами мнимой, кажущейся чистоты и покоя. Все эти детали указывают на то, что художником движет инфернальная сила. Так, автор использует сочетания оттенков, несущих положительную семантику, рядом с различными символами, создавая мотив ложных представлений, заблуждения героя.

В завершении представлено описание того, во что воплотились эти ложные представления и «страстные мечты» художника. На картине изображены страшные сцены апокалипсиса: «небо до зенита пылало пожарами, кровавым пламенем дымных, разрушающихся храмов, дворцов и жилищ». Образ смерти, вонзающей трезубец в сердце «страдальца», отсылает нас к истории распятия Христа, что ярко противоположно замыслу героя – изобразить Рождество Христово. Колорит изображения также противопоставлен замыслу героя, однако семантика цветовых сочетаний вместе с другими деталями не противоречит воссозданной идее, а логически предшествует ей.

Таким образом, хронотоп в рассказе «Безумный художник» является важной частью смысловой организации текста. В начале произведения пространство и время описаны в противопоставлении главному персонажу, а с заходом солнца, с пробуждением героя пространство начинает выполнять другую функцию – раскрытия внутреннего состояния героя. Время, в свою очередь, во второй части представляется в некоторых отрывках ретроспективно, что отсутствует в первой части. С помощью цветописи Бунин мастерски расставляет акценты, выражающие его отношение к герою и его действиям. Оттенки рядом с деталями предметного мира передают чуждость героя окружающему миру, указывают на истинные и ложные идеи и ярко передают его внутреннее состояние, выражающееся посредством описания пространства комнаты. При помощи цветовых доминант происходит развитие действия, в конце рассказа создается напряженная атмосфера развязки. Так, описание пространства и времени в произведении Бунина «перетягивает» на себя функцию передачи авторского замысла и выдвигается наряду с сюжетной составляющей на первый план, что характерно для стиля писателя.

Список литературы

1. Бунин И.А.

2. Тресиддер Д. Словарь символов https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/JekTresidder/535.php (дата обращения: 24. 12. 2015)

3. Кандинский В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. – Ленинград, 1989, – с. 40-41, с.485

4. Н. В. Злыднева Белый цвет в русской культуре XX века Признаковое пространство культуры / Отв. ред. С.М. Толстая. - М.: Индрик, 2002, с. 424-431

5. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999, - с.195

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: