Планируемые результаты и критерии их оценки учебной дисциплины
Должен уметь | Критерии оценки | Темы практических занятий | Должен знать | Критерии оценки | Темы теоретической части обучения |
- ориентироваться в направлениях и тенденциях развития зарубежного и отечественного дошкольного образования в историческом плане; - находить в теории дошкольного образования идеи для повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; | - полное заполнение таблицы в соответствии с требуемыми компонентами (дата, страна, представитель, основная идея, формы организации, методы, средства обучения и воспитания детей, отличие системы, использование на современном этапе); - комментирование выполнения всех этапов работы; - предоставление списка литературы и Интернет-ресурсов, использованных в процессе работы; | Разработка сравнительной таблицы анализа зарубежного опыта дошкольного образования. Разработка сравнительной таблицы анализа развития дошкольного образования в России. | - историю развития идеи дошкольного образования за рубежом от античных времен до современности; - взгляды Я.А. Каменского, Р. Оуэна, Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Р. Штайнера и М. Монтессори; - отечественный опыт дошкольного образования: вклад К.Д. Ушинского, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, Ю.И. Фаусек и др.; - особенности и достижения отечественного дошкольного образования в советский период; | - обозначение временного отрезка, страны, представителя и его педагогических трудов; - понимание основной идеи воспитания детей дошкольного возраста; - перечисление форм организации, методов и средств обучения и воспитания детей в конкретной системе дошкольного образования; - определение отличия от других систем; - обоснование возможности использования педагогической идеи на современном этапе; | Становление и развитие дошкольного образования за рубежом. Детские сады Марии Монтессори. Вальдорфский детский сад. Становление и развитие дошкольного образования в России. Развитие отечественного дошкольного образования в советский период. |
- ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, в тенденциях его развития и направлениях реформирования согласно «Концепции дошкольного воспитания» и ФГОС ДО; | - в тексте анализа представлены: 1. Оценка цели документа и проблем. 2. Предложения по обновлению ДО. 3. Оценка учебно-дисциплинарного и личностно-ориентированного подходов на основе сравнения. 4. Собственное мнение о значении данного документа для системы ДО. | Изучение и анализ содержания «Концепции дошкольного воспитания». | - анализ состояния системы дошкольного воспитания в конце 80-х годов 20 века и направления его реформирования в содержании «Концепции дошкольного воспитания»; | - перечисление проблем дошкольного образования в соответствии с содержанием Концепции дошкольного воспитания; - обоснование значения «Концепции дошкольного воспитания» для системы ДО; | Ключевые позиции обновления дошкольного образования в «Концепции дошкольного воспитания». |
- представление основных направлений развития системы ДО на современном этапе; - использование ИКТ при разработке и презентации; - обоснование собственной позиции при выборе приоритетных направлений развития. | Анализ современных тенденций дошкольного образования (защита составленной схемы, таблицы). | - состояние и проблемы дошкольного образования в России на современном этапе; - перспективы совершенствования системы дошкольного образования; | - понимание сути основных понятий (доступность, деидеологизация, гуманизация, самоценность детства, развивающий характер образования, дифференциация и индивидуализация образования, демократизация, диверсификация ДО); | Тенденции современного дошкольного образования. | |
- систематизация информации в соответствии с положением для защиты (цели, принципа, задачи); - аргументация защищаемого положения примерами; - использование ИКТ для поиска и представления информации; | Защита положений ФГОС ДО (цель, принцип, задача – по предложению преподавателя). | - роль ФГОС ДО в повышении качества ДО на современном этапе; | - перечисление принципов, целей и задач дошкольного образования; - понимание значения ФГОС ДО для внедрения положительных изменений в системе ДО; | Значение ФГОС ДО в совершенствовании системы дошкольного образования. | |
- использовать ФГОС ДО в педагогической деятельности; | - четкое представление структуры документа; - представление направлений развития ребенка; - соотнесения целевых ориентиров к конкретной образовательной области; | Разработка модели ФГОС ДО на основе изучения и анализ содержания. | - структуру ФГОС ДО; - основное содержание документа по разделам; | - перечисление разделов ФГОС ДО; - перечисление образовательных областей и структурные компоненты основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО); - перечисление требований к условиям реализации ООП ДО; - понимание сути «целевых ориентиров»; - понимание и обоснование значения ФГОС ДО для системы ДО; | Содержание ФГОС ДО и его особенности. |
- использовать профессиональную терминологию; - анализировать педагогический процесс в ДОО; | - соблюдение заданных требований к оформлению глоссария: полнота, научность, ссылка на авторов и источники; - определение субъектов педагогического процесса; - выявление противоречий и формулирование проблемы; - прогнозирование результатов; - определение способов решения и выбор оптимального; - обоснование решения со ссылкой на принципы педагогического процесса; | Составление словаря терминов по теме «Педагогический процесс в дошкольной образовательной организации». Анализ педагогических ситуаций. | - термины «педагогический процесс» и образовательный процесс ДОО», их отличия. - сущность педагогического процесса и его специфику в системе дошкольного образования; - основные характеристики и принципы педагогического процесса (целенаправленность, целостность, динамичность, двусторонний характер, системность); | - понимание сущности понятия «педагогический процесс», перечисление функций, субъектов и закономерностей; - перечисление принципов педагогического процесса; - понимание сущности понятия «образовательный процесс ДОО» и выделение его особенностей; - обоснование специфики (особенностей) образовательного процесса ДОО в соответствии с ФГОС ДО; | Педагогический процесс в дошкольной образовательной организации. |
- анализировать документы дошкольной образовательной организации и соотносить с требованиями ФГОС ДО; - принимать участие в разработке документов, определяющих содержание образовательного процесса в ДОО; | - выделение структурных компонентов ООП ДО и их соответствия ФГОС ДО; - определение содержания, отражающую специфику ДОО; - освоение алгоритма разработки ООП ДО; - использование нормативных и вспомогательных документов (ФГОС ДО и Методических рекомендаций по разработке ООП ДО); - использование Интернет-ресурсов; - согласование действий внутри группы при выполнении работы; - комментирование выполненной работы; | Анализ ООП ДО конкретной дошкольной образовательной организации (ДОО) на соответствие ФГОС ДО. Моделирование работы рабочей группы по разработке отдельных разделов ООП ДО в конкретной дошкольной образовательной организации. | - структуру ООП ДО; - основное содержание документа по разделам; - алгоритм разработки ООП ДО; | - понимание регламентирующей роли ФГОС ДО при разработке образовательной программы дошкольной образовательной организации; - перечисление образовательных областей и структурных компонентов основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО); - перечисление требований к условиям реализации ООП ДО; - знание основного содержания требований к результатам освоения ООП ДО; - понимание сути «целевых ориентиров»; - понимание роли воспитателя при разработке ООП ДО; - осознание значимости ООП ДО для разработки других документов воспитателя; | Образовательная программа как нормативно-управленческий документ ДОО. Процесс разработки основной образовательной программы дошкольного образования в конкретной дошкольной образовательной организации. |
- ориентироваться в основных общеобразовательных программах дошкольного образования; - анализировать основные общеобразовательные программы дошкольного образования | - полное заполнение таблицы в соответствии с требуемыми компонентами (название, авторы, возрастная категория, уровень применения, концептуальной основы); - содержание презентации отражает все требуемые компоненты (название, авторы, возрастная категория, уровень применения, концептуальной основы) - обозначение цели программы, принципов и подходов к формированию программы; - отражение структуры и особенностей содержательного раздела, особенности реализации программы; - выявление используемых технологий и специфических методов; - наличие приложения. - предоставление списка литературы и Интернет-ресурсов, использованных в процессе работы; - соблюдение требований к оформлению презентации; | Изучение программ дошкольного образования, рекомендованных Федеральным институтом развития образования и разработка сравнительной таблицы. Анализ и презентация конкретной примерной программы (по выбору студента). | - классификацию современных образовательных программ дошкольного образования; - вариативные программы воспитания, обучения и развития детей; - специфические особенности вариативных программ. | - перечисление основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с навигатором на сайте ФИРО; - обозначение вариативных программ воспитания, обучения и развития детей с учетом уровня применения (комплексность, парциальность); - определение отличия одной вариативной программы от других; | Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Выбор вариативных программ дошкольной образовательной организацией. |