Планы семинарских занятий по предмету «Социология»




Планы семинарских занятий по предмету «Социология»

Раздел. СОЦИОЛОГИЯ как наука

Тема: Социология как наука. Объект и предмет социологии.

1.Предпосылки возникновения и развитие социологии как самостоятельной науки.

2. Объект и предмет социологии.

3. Отрасли социологического знания.

4. Социология и другие науки об обществе.

5. Функции социологии.

6. Категории и законы социологии.

Тема: Методология и методика социологического исследования

1. Методология и методика социологического исследования. Основные этапы исследования.

2. Программа исследования.

3. Измерение социальных характеристик. Надежность измерения социологической информации. Статистическая обработка результатов измерения.

4. Выборка в исследовании. Репрезентативность.

5. Виды социологических исследований.

6. Методы сбора социальной информации.

7. Обработка собранной информации. Анализ и обобщение. Представление и использование результатов исследования в управлении социальными процессами.

 

2 раздел. История социологии как науки

Тема: История социологии

1.Исторические предпосылки возникновения социологии.

2.Создание социологии О.Контом и Г.Спенсером.

3. Концепция теории общества Гегеля.

4. Социальная теория К.Маркса.

5. Позитивизм и социология.

6. Органическая школа.

7. Социал-дарвинизм.

8. Социологизм Э.Дюркгейма.

9.Понимающая социология М.Вебера.

10. Современные социологические парадигмы: структурная, конфликтная, интерпретивная.

11. Социология в России.

Раздел. Специальные социологические теории

Тема: Общество как целостная система. Системный подход к общественной жизни.

1.Понятие общества. Общество как целостная система. Основные концепции. Общество и природа.

2.Общество как социальный институт. Основные подсистемы общества.

3.Понятие социального института и его характерные черты.

4.Типология социальных институтов.

5.Функции и дисфункции социальных институтов.

6.Основные институты Российского общества.

7.Семья как важнейший социальный институт.

Тема: Культура как социальное явление

1. Культура как форма общественного развития.

2. Социальные ценности и нормы.

3. Типы и взаимодействие культур.

4. Социальные функции культуры.

5. Социология культуры. Подходы к исследованию культуры.

6. Социокультурный прогноз на 21 век.

Тема: Личность и общество. Социализация личности

1.Социальная среда и формирование личности.

2.Социальная структура и типы личности.

3. Статусы и роли как функции общественного труда.

4. Права, обязанности, ответственность, деятельность.

5. Социальная роль и её структура.

6. Конфликты при выполнении ролей.

7.Формирование личности в процессе социализации.

 

Тема: Социальная структура и стратификация

1. Формирование концепции социальной стратификации.

2. Гетерогеность и нравственно-базовые характеристики общества.

3. Социальные страты, социальные слои, классы.

4. Социально-классовая модель общества.

5. Маргинализация индивидов и групп.

6. Марксистское учение о классах.

7. Западные социологические теории социальной стратификации.

 

Тема: Социальные общности и социальные группы.

1.Социальные группы и их виды.

2. Групповая динамика.

3. Этнические общности.

4. Социальные общности.

Тема: Социальные организации и самоорганизации.

1.Понятие организации, механизм образования, характерные черты.

2.Структура организации.

3.Социальные свойства организации.

4.Функционирование организаций.

5.Особенности социальных организаций в России.

6.Государство и гражданское общество.

Тема: Социальные конфликты. Социальный контроль.

1.Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.

2.Виды и формы протекания социальных конфликтов в России.

3.Понятие конфликта.

 

 

Самостоятельная работа студента

1. Самостоятельный поиск и отбор определений к основным социологическим понятиям из словарей, учебников, энциклопедий. Овладение содержанием понятий.

На семинаре проводится устный групповой анализ понятий, сравнение, дополнение. На следующем семинаре проводится опрос в форме коллоквиума или контрольная работа по понятиям коллоквиума в течение 20-30 минут. Она имеет несколько вариантов. Каждый студент получает вопросы на письменной контрольной работе и показывает уровень усвоения понятий. После трактовки определения необходимо придумать примеры из «реальной жизни общества».

2. Составление электронных презентаций по темам курса.

3. Анализ публикаций периодической печати по темам курса.

4. Моделирование и анализ социологических ситуаций.

5. Обзор статей из журналов «Социологические исследования» за последний год. Выбор статьи для качественного анализа по плану:

· Обоснование выбора статьи (актуальность, значимость)

· Проблема исследования

· Цель и задачи исследователей

· Общенаучные методы исследования, используемые в статье (например: исторический метод, сравнительный метод…)

· Респонденты, информанты.

· Специальные социологические методы, используемые в статье (интервьюирование, опрос…)

· Результаты исследования

· Собственное мнение студента о социальной значимости исследования

6. Провести количественный анализ документов на тему «Особенности социальных конфликтов современной России».

Выбрать по одной статье, с описанием разных видов конфликта, из журналов «Социологические исследования» и «Социально – гуманитарные знания» последних 2 - лет. Провести анализ по предлагаемому плану:

· Обоснование выбора статьи (обосновать наличие ситуации социального конфликта в выбранной статье по наличию признаков конфликта)

· Описание инцидента и механизма конфликта

· Типологизация конфликта по следующим основаниям:

- по субъекту

- по предмету

- по степени напряженности

- по сфере общества

- по форме проявления

·Описание результатов конфликта. Каковы позитивные и негативные функции конфликта. Выбор возможных методов разрешения

7. Самостоятельное составление таблицы на тему «Подходы к определению личности в отечественных и западных гуманитарных науках: социологии, психологии, философии». Обсуждение и сравнение таблиц студентов на семинаре.

Определение личности Зарубежные подходы Отечественные подходы
Социология    
Философия    
Психология    

 

8. Составить генеалогическое дерево cвоей семьи (до седьмого поколения).

9. Подготовить эссе на тему «Профессиональная адаптация молодёжи на рынке труда».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: