ЧИТАТЕЛЮ О КНИГЕ Н.А.ЗАЙЦЕВА




Заведующий лабораторией нейрофизиологии ребенка Института им. И.М.Сеченова РАН, доктор медицинских наук, профессор А.Н. Шеповальников

Один из парадоксов нашего времени: знать и уметь надо неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возмож­ности организма человека остаются неизменными со времен Древнего Рима.

Что делать? Может быть, повысить интенсивность обуче­ния детей? Но они и так, бедняги, обессилены школьной нагрузкой, еле вечером добираются до кровати. Разукруп­нить классы, повысить качество обучения, резко улучшить и разнообразить учебные пособия, привлечь талантливых пе­дагогов? Потребуются огромные средства. Это нереально. Забота о детях чаще пока декларируется, чем реализуется. Еще одна проблема — прогрессирующее ухудшение здоро­вья населения, особенно детей. У 80% школьников отмечаются отклонения от нормы. При строгой поверке, проведенной Пе­тербургским Педиатрическим Институтом, лишь 0,7% школь­ников оказались безупречно здоровы. Менее 10% юношей, при­званных в армию, более или менее терпимо подготовлены к службе по своему физическому состоянию. Угрожающе растет количество детей и взрослых, заболевших туберкулезом.

Да и откуда взяться здоровым детям, когда только одна беременная женщина из четырех не имеет существенных на­рушений, связанных с заболеваниями той или иной системы организма. Прогрессирующее пьянство опять же не способ­ствует улучшению генофонда. Неблагоприятные экологичес­кие факторы, хронически неполноценное питание во многих обедневших семьях, напряженная социальная обстановка, от­вратительные условия обучения в переполненных и подчас едва обогреваемых классах под руководством задерганных, нередко полуголодных учителей — все это плохие помощни­ки для формирования полноценной и гармонично развитой личности.

Однако, все родители хотят, чтобы их дети выросли здоро­выми, умными, добрыми, счастливыми. Даже, если природа не подарила им богатырского здоровья, а окружающий мир суров и скуп на житейские блага.

Как же быть? Могут ли рядовые (но не равнодушные!)

учителя, воспитатели, пытливые родители при скудных сред­ствах достигнуть впечатляющих результатов в раннем разви­тии способностей ребенка к счету, чтению, письму? А если этот ребенок, к тому же, явно отстает от сверстников по своим способностям или имеет серьезные физические дефекты? Как было бы хорошо, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, самоутверждения, полу­чали положительный эмоциональный заряд, которые дарит увлекательная игра.

Мечты? Нет, реальность! Реальность, проверенная опытом тысяч поклонников удивительной методики Н.А. Зайцева. Подробное описание основных методических приемов вы най­дете в этой увлекательной книге, написанной живым и понят­ным языком, изобилующей яркими примерами, дополненной многочисленными иллюстрациями.

Недавно я посетил занятия для детей, страдающих задерж­кой развития речи, которые проводит замечательный знаток своего дела Н. Е. Старосельская. Случается, что к ней при­водят 6-7-летних детей, которые совсем не умеют говорить. Родители в отчаянии. Однако, после цикла занятий эти дети нередко демонстрируют великолепные результаты. Один из методов, используемых Н.Е. Старосельской, — «звучащие КУбики Зайцева». Подчас ее маленькие пациенты, в сущности тяжело больные дети, настолько успешно обучаются речи, чтению и письму, что обгоняют здоровых сверстников, а все это в значительной степени благодаря использованию «Куби­ков Зайцева».

Откуда такие чудеса? Не вредно ли интенсивное обучение маленькому ребенку, тем более хронически больному? Нет! Более того — весьма полезно как для его психического здоро­вья, так и для физического развития (конечно, при ПРАВИЛЬ­НОМ применении методики, ибо любую хорошую идею можно довести до абсурда). Да и не чудо это. Метод «Кубиков» (точнее весь комплекс оригинальных методических приемов, разрабо­танных за 30 лет планомерной творческой деятельности президента Ассоциации педагогов-новаторов Н.А. Зайцева) в сущ­ности базируется на работах классиков отечественной науки о человеке - исследованиях И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М.Бехтерева, Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.И. Леонтьева

Коренным свойством «нервной организации» И.М. Сече­нов считал «возможность РАСЧЛЕНЕНИЯ слитных ощу­щений и связывание расчлененного в группы или ряды». Временное расположение психических актов в сознании он объяснял расчленением моментов восприятия на отдельные звенья посредством ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ. Эта идея И.М. Сеченова, изложенная им еще в 1878 г. в замечатель­ной книге «Элементы мысли», основана не на реальных наблюдениях и исследованиях, а только на основании умо­зрительных построений. Однако он, рассматривая пути за­рождения и формирования психики ребенка, логично и убедительно обосновывает свою мысль о важнейшей роли членения сенсорного потока и решающем значении двига­тельных реакций.

Метод «Кубиков Зайцева» — прямая практическая реали­зация мыслей и рекомендаций отца русской физиологии. Сен­сорный поток четко дробится на своеобразные «кванты ин­формации», операции с ними сопровождаются ритмически­ми движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. Плюс полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые маленькому ребенку, плюс постоянно из­меняющаяся интересная игровая ситуация, плюс элементы соревнования плюс радость от явных и быстрых достиже­ний. И вот он — успех! Ребенок счастлив: у него получается, он не хуже сверстников, он их даже обгоняет, он уже может читать, считать, писать!

Большая нагрузка? Может быть, вредно? Отнюдь. Если игра интересна, подвижна, разнообразна — энергия ребенка поисти­не неиссякаема. Впрочем, не надо иметь большого педагогичес­кого опыта, чтобы согласиться с утверждением, что первокласс­ник (тем более воспитанник детского сада) значительно меньше устанет, если будет интенсивно играть, обучаясь, чем просто чинно и неподвижно сидеть, сложив руки и устремив взор на опостылевшую доску.

Кстати, не в этом ли — в двигательной скованности, в уду­шающей регламентации поведения и в общей скуке — основные причины крушения праздничного настроения первоклассника и столь обычное отсутствие положительной мотивации к учебе, быстро вытесняющее подлинный энтузиазм 6-7-летних детей, вначале с нетерпением рвущихся в школу?..

Итак, оказывается с кубиками учиться-то весело, интересно и полезно. «А как гордятся моими успехами родители!», — размышляет малыш, — «Мало кто из моих друзей, сверстни­ков-четырехлеток, может так быстро и правильно прочитать вывеску на магазине, а я могу!».

О, как важен, как нужен успех маленькому человеку! Осо­бенно, если он и ростом, и красотой, и силой не вышел. А вот здесьи у него — получается, это интересно и полезно. Успех рождает радость. Стойкие положительные эмоции — пре­красный фон для нормализации и активации всех функцио


нальных систем организма ребенка, это — верный путь к здоровью. Речь идет не только о нервной системе.

Доказано болезнетворное влияние стойких отрицательных эмоций и на другие важные системы жизнедеятельности ре­бенка — пищеварительную, сердечно- сосудистую, выдели­тельную. Отсюда — гастриты, вегето- сосудистая дистония, пиэлиты и прочие «прелести» из арсенала детской поликли­ники. А в основе, как правило, — повторные спазмы, стойкое перевозбуждение, утомление. Положительные эмоции, на­оборот, помогают организму бороться с воздействием разно­образных неблагоприятных воздействий внешней среды.

Другая группа оздоровительных факторов — это ритмиза­ция деятельности. Она проявляется и в основном — складовом принципе обучения, и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны обучающего, и в ритмических дви­гательных ответах детей, и в дозируемых по определенному правилу моторно-эмоциональных акцентах, и в ритмических движениях кисти ребенка (покачивание кубиков) для опозна­ния «железных», «деревянных», «золотых»..Ритмы, синхрони­зируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют своеобразному функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами развития. Вот почему метод «Кубиков» столь эффективен при работе с олигофренами и во многих других случаях задержек или «перекосов» развития

психики ребенка.

Наконец, важные достоинства учебных приемов Н. А. Зайце­ва — это формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правиль­ная фиксация взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения ИНДИ­ВИДУАЛЬНЫХ способностей ребенка, — в противовес еще одной беде нашего традиционного образования, строго ориенти­рованного на некоего безликого среднестатистического учени­ка, к тому же среднего пола»

Таким образом, использование методик, предлагаемых НА. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребенка, его биологическим потребностям, на­целенным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества. Отсюда — столь впечатляющие положительные результаты тех специалистов, которые по-настоящему, творчески, а не формально овладевают мето­дом «Кубиков Зайцева». Можно не сомневаться, что дальнейший анализ результатов широкого внедрения методов и методик Н.А. Зайцева для развития и обучения детей с серьезными нарушениями раз­вития позволит выявить их новые достоинства и расширить границы применения. Однако имеется еще одно неоспоримое и универсальное преимущество, которое просматривается пока в неявном виде и заставляет еще раз вспомнить о недостатках нашего школьного образования.

Дело в том, что традиционное школьное образование жест­ко ориентировано на развитие у детей вербально- логического мышления, т.е. способствует формированию функций, свой­ственных, главным образом, левому полушарию головного мозга. При этом правое полушарие, для которого характерна образность, целостность, яркость восприятия событий, ана­лиз тонких эмоциональных компонентов речи, остается недо­статочно востребованным и отстает в развитии.

«В школе мы воспитываем болтунов», — так с огорчением говорила проф. Н.Н. Трауготт, выдающийся врач и педагог, которую знают, любят и помнят едва ли не все специалисты, имеющие отношение к проблеме формирования речевых функ­ций у детей в норме и при патологии. А это, оказывается, совсем не безобидная вещь — любовь к болтовне, потому что оборотная ее сторона — эмоциональная тупость.

Много ли вы видели школьников, испытывающих наслажде­ние от прекрасных стихов, музыки, произведений изобрази­тельного искусства? Насколько успешно наша школа способст­вует развитию этих «правополушарных» способностей? Увы!.. Отсюда огорчительно часто всречающаяся, подчас пугающе выраженная, эмоциональная тупость детей и подростков. Пе­чальное «и почти неизбежное следствие этого — склонность к жестокости, насилию, неустойчивость к токсикомании, к нарко­тикам, пьянству, как к неосознанному средству компенсации внутренней пустоты. Так укоренившиеся дефекты обучения и воспитания оборачиваются серьезнейшей социальной проб­лемой.

Да, совершенствовать обучение крайне необходимо. Но стоит ли в наш динамичный век ЭВМ морочить голову примитивными кубиками, не лучше ли порадовать свое чадо роскошным ком­пьютером, снабженным великолепными обучающими програм­мами, которые насыщены интересными картинками и мульти­пликацией?!

Родители и учителя! Будьте бдительны. Обучение детей с помощью компьютеров — палка о двух концах. Дело не в пре­словутом утомлении зрения или опасных (или якобы опасных) излучениях от экрана дисплея. Эти вредные влияния можно существенно уменьшить. Значительно серьезнее коварные пси хологические аспекты проблемы: диалог с экраном несет в себе опасности, еще не вполне познанные наукой, но безус­ловно небезразличные для организма человека и откровенно вредные для маленького ребенка.

На днях я познакомился с интересной статьей, опублико­ванной в строгом академическом журнале «Физиология чело­века». Там описаны сравнительные результаты биохимичес­ких и физиологических исследований двух групп детей-шес­тилеток, воспитанников детского сада. Одна группа изучала начальный курс математики с помощью традиционных при­емов обучения, а вторая — с помощью ЭВМ, в течение всего 10 мин в день, по 2-3 раза в неделю, но продолжительное время. Так вот, различия оказались угрожающе большими. Грубые функциональные сдвиги, которые были выявлены у детей второй группы (т.е. обучавшихся на ЭВМ) должны насторожить специалистов, не всегда достаточно обдуманно пытающихся использовать компьютеры для обучения детей столь раннего возраста.

Не торопитесь! Форсированное применение компьютеров для обучения в детском саду и младших классах школы может иметь весьма негативные последствия, это опасность серьезная и ре­альная.

А милые добрые кубики? Пусть они найдут широкую дорогу к детям и взрослым. Эта книга — верный и мудрый помощник каждому, кто желает освоить методику раннего и интенсивного обучения по Н.А. Зайцеву. Она опирается на опыт обучения тысяч маленьких детей, детей часто не вполне здоровых, но достигших прекрасных результатов в обучении и улучшивших при этом свое здоровье. Книга написана увлекательно, опыт­ным и талантливым Учителем, подлинным патриотом педагоги­ческой науки.

Я глубоко убежден, что книга сослужит добрую службу в обучении и воспитании детей, родившихся в наше трудное время на пороге XXI века, детей, которые должны стать умными, сильными, честными, добрыми и счастливыми, чтобы не повторять трагических ошибок нашего поколения и вос­славить Россию.

Заведующий лабораторией философии образования Инсти­тута теории образования и педагогики, доктор педаго­гических наук Я. С. Турбовской

Книги бывают разные: плохие и хорошие, талантливые и бесталанные, полезные и, скажем помягче, не очень. Но бывают особые, удивительные в своей уникальности. Книга Николая Александровича Зайцева — из таких.

Адресована она массовому читателю, и каждый, прочитав ее, сможет не только узнать, что собой представляет новая методи­ка обучения чтению, письму и счету, но и понять, как надо действовать, чтобы полученными знаниями воспользоваться на практике. В книге не только излагаются основные идеи автора и необходимые для объяснения примеры, но и последователь­но — шаг за шагом! — раскрывается, ЧТО и КАК нужно де­лать. И независимо от того, кто Вы — профессиональный вос­питатель, учитель, гувернер, просто родитель или только гото­вящий себя к этой великой миссии, независимо от уровня обра­зованности и полученной специальности — книга поможет Вам в обеспечении интеллектуального, физического и эмоциональ­ного развития ребенка.

Уже давно был найден ответ, что одним из мощнейших средств развития ребенка является ИГРА. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения многими учебными умениями, как это сделал Зайцев. У него ребенок играючи и в удивительно короткие сроки осваивает то, что с таким трудом дается, а то и совсем не дается ему в общеобразовательной школе.

Нельзя не отметить, в какое время предложена семье и школе эта книга. Повсеместно отмечается падение интереса к чтению. И те, кто еще не забыл, как непросто было в раннем возрасте складывать слова из букв, просить взрослых дочитать сказку, сразу поймут, каким удивительным помощником при обучении детей может стать книга Зайцева. Чтение, как и любое успешно освоенное дело, благодаря новой методике превращается в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.

Все добрые слова в адрес этой книги — не преувеличение. Но действительная ее уникальность не столько в том, чему она нас учит, что можно благодаря ей сделать, а ПОЧЕМУ надо так делать и КАК удается достигать таких удивительных результатов.

ния именно этих возможностей, по мнению Зайцева, приво­дит не к опережению в развитии, а к замедлению его.

Нельзя не задаться вопросом: есть ли у книги недостатки. Есть, конечно. Но это, как говорится, недостатки, обусловленные ее достоинствами. В книге, по-моему, есть критические, порой очень резкие, ярлыковые оценки работ других авторов. При понятном стремлении как молено быстрее изменить поло­жение в обучении, избавить детей от плохих, по мнению автора. учебников, пособий, методик можно было бы - нужно даже! находить менее обидные для известных методистов выражения. И здесь оправданием может служить только ощущаемая чита­телем страстная обеспокоенность автора судьбой нашего образования.

Найдя столь нужные для развития ребенка методические реше­ния, строя его познавательную деятельность на игре, Н. А. Зайцев требует от воспитателя, и притом достаточно жестко, внутренней готовности к довольно непростой, интеллектуально и физически напряженной деятельности.

Зайцевская игра будет игрой только для ребенка! Для взрос­лого - достаточно жесткой системой приемов, рекомендаций и требований.

Но это уже не относится к недостаткам книги. К ним можно отнести местами не вполне подробные и развернутые объяс­нения. Не стоит забывать, что книга может попасть в руки человека, никогда не слышавшего выступлений автора или его многочисленных последователей.

Думаю, что от прочитавших книгу Н.А.Зайцев получит мно­жество благодарных писем, в которых найдут место и какие-то конкретные пожелания по тексту. Не сомневаюсь, что в после­дующих изданиях этой замечательной книги он их учтет.

А сейчас нам — семье и школе — нужно поздравить себя с представлением методики, использование которой принесет огромную радость учителям, родителям, детям, заставит заду­маться (в том числе и тех, от кого это зависит), как уже сегодня начать применять все это, а также о том, какой должна стать школа, в которой будут учиться дети, подготовленные по мето­дике Н.А.Зайцева.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: