Заведующий лабораторией нейрофизиологии ребенка Института им. И.М.Сеченова РАН, доктор медицинских наук, профессор А.Н. Шеповальников
Один из парадоксов нашего времени: знать и уметь надо неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времен Древнего Рима.
Что делать? Может быть, повысить интенсивность обучения детей? Но они и так, бедняги, обессилены школьной нагрузкой, еле вечером добираются до кровати. Разукрупнить классы, повысить качество обучения, резко улучшить и разнообразить учебные пособия, привлечь талантливых педагогов? Потребуются огромные средства. Это нереально. Забота о детях чаще пока декларируется, чем реализуется. Еще одна проблема — прогрессирующее ухудшение здоровья населения, особенно детей. У 80% школьников отмечаются отклонения от нормы. При строгой поверке, проведенной Петербургским Педиатрическим Институтом, лишь 0,7% школьников оказались безупречно здоровы. Менее 10% юношей, призванных в армию, более или менее терпимо подготовлены к службе по своему физическому состоянию. Угрожающе растет количество детей и взрослых, заболевших туберкулезом.
Да и откуда взяться здоровым детям, когда только одна беременная женщина из четырех не имеет существенных нарушений, связанных с заболеваниями той или иной системы организма. Прогрессирующее пьянство опять же не способствует улучшению генофонда. Неблагоприятные экологические факторы, хронически неполноценное питание во многих обедневших семьях, напряженная социальная обстановка, отвратительные условия обучения в переполненных и подчас едва обогреваемых классах под руководством задерганных, нередко полуголодных учителей — все это плохие помощники для формирования полноценной и гармонично развитой личности.
Однако, все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными, добрыми, счастливыми. Даже, если природа не подарила им богатырского здоровья, а окружающий мир суров и скуп на житейские блага.
Как же быть? Могут ли рядовые (но не равнодушные!)
учителя, воспитатели, пытливые родители при скудных средствах достигнуть впечатляющих результатов в раннем развитии способностей ребенка к счету, чтению, письму? А если этот ребенок, к тому же, явно отстает от сверстников по своим способностям или имеет серьезные физические дефекты? Как было бы хорошо, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, самоутверждения, получали положительный эмоциональный заряд, которые дарит увлекательная игра.
Мечты? Нет, реальность! Реальность, проверенная опытом тысяч поклонников удивительной методики Н.А. Зайцева. Подробное описание основных методических приемов вы найдете в этой увлекательной книге, написанной живым и понятным языком, изобилующей яркими примерами, дополненной многочисленными иллюстрациями.
Недавно я посетил занятия для детей, страдающих задержкой развития речи, которые проводит замечательный знаток своего дела Н. Е. Старосельская. Случается, что к ней приводят 6-7-летних детей, которые совсем не умеют говорить. Родители в отчаянии. Однако, после цикла занятий эти дети нередко демонстрируют великолепные результаты. Один из методов, используемых Н.Е. Старосельской, — «звучащие КУбики Зайцева». Подчас ее маленькие пациенты, в сущности тяжело больные дети, настолько успешно обучаются речи, чтению и письму, что обгоняют здоровых сверстников, а все это в значительной степени благодаря использованию «Кубиков Зайцева».
Откуда такие чудеса? Не вредно ли интенсивное обучение маленькому ребенку, тем более хронически больному? Нет! Более того — весьма полезно как для его психического здоровья, так и для физического развития (конечно, при ПРАВИЛЬНОМ применении методики, ибо любую хорошую идею можно довести до абсурда). Да и не чудо это. Метод «Кубиков» (точнее весь комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет планомерной творческой деятельности президента Ассоциации педагогов-новаторов Н.А. Зайцева) в сущности базируется на работах классиков отечественной науки о человеке - исследованиях И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М.Бехтерева, Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.И. Леонтьева
Коренным свойством «нервной организации» И.М. Сеченов считал «возможность РАСЧЛЕНЕНИЯ слитных ощущений и связывание расчлененного в группы или ряды». Временное расположение психических актов в сознании он объяснял расчленением моментов восприятия на отдельные звенья посредством ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ. Эта идея И.М. Сеченова, изложенная им еще в 1878 г. в замечательной книге «Элементы мысли», основана не на реальных наблюдениях и исследованиях, а только на основании умозрительных построений. Однако он, рассматривая пути зарождения и формирования психики ребенка, логично и убедительно обосновывает свою мысль о важнейшей роли членения сенсорного потока и решающем значении двигательных реакций.
Метод «Кубиков Зайцева» — прямая практическая реализация мыслей и рекомендаций отца русской физиологии. Сенсорный поток четко дробится на своеобразные «кванты информации», операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. Плюс полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые маленькому ребенку, плюс постоянно изменяющаяся интересная игровая ситуация, плюс элементы соревнования плюс радость от явных и быстрых достижений. И вот он — успех! Ребенок счастлив: у него получается, он не хуже сверстников, он их даже обгоняет, он уже может читать, считать, писать!
Большая нагрузка? Может быть, вредно? Отнюдь. Если игра интересна, подвижна, разнообразна — энергия ребенка поистине неиссякаема. Впрочем, не надо иметь большого педагогического опыта, чтобы согласиться с утверждением, что первоклассник (тем более воспитанник детского сада) значительно меньше устанет, если будет интенсивно играть, обучаясь, чем просто чинно и неподвижно сидеть, сложив руки и устремив взор на опостылевшую доску.
Кстати, не в этом ли — в двигательной скованности, в удушающей регламентации поведения и в общей скуке — основные причины крушения праздничного настроения первоклассника и столь обычное отсутствие положительной мотивации к учебе, быстро вытесняющее подлинный энтузиазм 6-7-летних детей, вначале с нетерпением рвущихся в школу?..
Итак, оказывается с кубиками учиться-то весело, интересно и полезно. «А как гордятся моими успехами родители!», — размышляет малыш, — «Мало кто из моих друзей, сверстников-четырехлеток, может так быстро и правильно прочитать вывеску на магазине, а я могу!».
О, как важен, как нужен успех маленькому человеку! Особенно, если он и ростом, и красотой, и силой не вышел. А вот здесьи у него — получается, это интересно и полезно. Успех рождает радость. Стойкие положительные эмоции — прекрасный фон для нормализации и активации всех функцио
нальных систем организма ребенка, это — верный путь к здоровью. Речь идет не только о нервной системе.
Доказано болезнетворное влияние стойких отрицательных эмоций и на другие важные системы жизнедеятельности ребенка — пищеварительную, сердечно- сосудистую, выделительную. Отсюда — гастриты, вегето- сосудистая дистония, пиэлиты и прочие «прелести» из арсенала детской поликлиники. А в основе, как правило, — повторные спазмы, стойкое перевозбуждение, утомление. Положительные эмоции, наоборот, помогают организму бороться с воздействием разнообразных неблагоприятных воздействий внешней среды.
Другая группа оздоровительных факторов — это ритмизация деятельности. Она проявляется и в основном — складовом принципе обучения, и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны обучающего, и в ритмических двигательных ответах детей, и в дозируемых по определенному правилу моторно-эмоциональных акцентах, и в ритмических движениях кисти ребенка (покачивание кубиков) для опознания «железных», «деревянных», «золотых»..Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют своеобразному функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами развития. Вот почему метод «Кубиков» столь эффективен при работе с олигофренами и во многих других случаях задержек или «перекосов» развития
психики ребенка.
Наконец, важные достоинства учебных приемов Н. А. Зайцева — это формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения ИНДИВИДУАЛЬНЫХ способностей ребенка, — в противовес еще одной беде нашего традиционного образования, строго ориентированного на некоего безликого среднестатистического ученика, к тому же среднего пола»
Таким образом, использование методик, предлагаемых НА. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества. Отсюда — столь впечатляющие положительные результаты тех специалистов, которые по-настоящему, творчески, а не формально овладевают методом «Кубиков Зайцева». Можно не сомневаться, что дальнейший анализ результатов широкого внедрения методов и методик Н.А. Зайцева для развития и обучения детей с серьезными нарушениями развития позволит выявить их новые достоинства и расширить границы применения. Однако имеется еще одно неоспоримое и универсальное преимущество, которое просматривается пока в неявном виде и заставляет еще раз вспомнить о недостатках нашего школьного образования.
Дело в том, что традиционное школьное образование жестко ориентировано на развитие у детей вербально- логического мышления, т.е. способствует формированию функций, свойственных, главным образом, левому полушарию головного мозга. При этом правое полушарие, для которого характерна образность, целостность, яркость восприятия событий, анализ тонких эмоциональных компонентов речи, остается недостаточно востребованным и отстает в развитии.
«В школе мы воспитываем болтунов», — так с огорчением говорила проф. Н.Н. Трауготт, выдающийся врач и педагог, которую знают, любят и помнят едва ли не все специалисты, имеющие отношение к проблеме формирования речевых функций у детей в норме и при патологии. А это, оказывается, совсем не безобидная вещь — любовь к болтовне, потому что оборотная ее сторона — эмоциональная тупость.
Много ли вы видели школьников, испытывающих наслаждение от прекрасных стихов, музыки, произведений изобразительного искусства? Насколько успешно наша школа способствует развитию этих «правополушарных» способностей? Увы!.. Отсюда огорчительно часто всречающаяся, подчас пугающе выраженная, эмоциональная тупость детей и подростков. Печальное «и почти неизбежное следствие этого — склонность к жестокости, насилию, неустойчивость к токсикомании, к наркотикам, пьянству, как к неосознанному средству компенсации внутренней пустоты. Так укоренившиеся дефекты обучения и воспитания оборачиваются серьезнейшей социальной проблемой.
Да, совершенствовать обучение крайне необходимо. Но стоит ли в наш динамичный век ЭВМ морочить голову примитивными кубиками, не лучше ли порадовать свое чадо роскошным компьютером, снабженным великолепными обучающими программами, которые насыщены интересными картинками и мультипликацией?!
Родители и учителя! Будьте бдительны. Обучение детей с помощью компьютеров — палка о двух концах. Дело не в пресловутом утомлении зрения или опасных (или якобы опасных) излучениях от экрана дисплея. Эти вредные влияния можно существенно уменьшить. Значительно серьезнее коварные пси
хологические аспекты проблемы: диалог с экраном несет в себе опасности, еще не вполне познанные наукой, но безусловно небезразличные для организма человека и откровенно вредные для маленького ребенка.
На днях я познакомился с интересной статьей, опубликованной в строгом академическом журнале «Физиология человека». Там описаны сравнительные результаты биохимических и физиологических исследований двух групп детей-шестилеток, воспитанников детского сада. Одна группа изучала начальный курс математики с помощью традиционных приемов обучения, а вторая — с помощью ЭВМ, в течение всего 10 мин в день, по 2-3 раза в неделю, но продолжительное время. Так вот, различия оказались угрожающе большими. Грубые функциональные сдвиги, которые были выявлены у детей второй группы (т.е. обучавшихся на ЭВМ) должны насторожить специалистов, не всегда достаточно обдуманно пытающихся использовать компьютеры для обучения детей столь раннего возраста.
Не торопитесь! Форсированное применение компьютеров для обучения в детском саду и младших классах школы может иметь весьма негативные последствия, это опасность серьезная и реальная.
А милые добрые кубики? Пусть они найдут широкую дорогу к детям и взрослым. Эта книга — верный и мудрый помощник каждому, кто желает освоить методику раннего и интенсивного обучения по Н.А. Зайцеву. Она опирается на опыт обучения тысяч маленьких детей, детей часто не вполне здоровых, но достигших прекрасных результатов в обучении и улучшивших при этом свое здоровье. Книга написана увлекательно, опытным и талантливым Учителем, подлинным патриотом педагогической науки.
Я глубоко убежден, что книга сослужит добрую службу в обучении и воспитании детей, родившихся в наше трудное время на пороге XXI века, детей, которые должны стать умными, сильными, честными, добрыми и счастливыми, чтобы не повторять трагических ошибок нашего поколения и восславить Россию.
Заведующий лабораторией философии образования Института теории образования и педагогики, доктор педагогических наук Я. С. Турбовской
Книги бывают разные: плохие и хорошие, талантливые и бесталанные, полезные и, скажем помягче, не очень. Но бывают особые, удивительные в своей уникальности. Книга Николая Александровича Зайцева — из таких.
Адресована она массовому читателю, и каждый, прочитав ее, сможет не только узнать, что собой представляет новая методика обучения чтению, письму и счету, но и понять, как надо действовать, чтобы полученными знаниями воспользоваться на практике. В книге не только излагаются основные идеи автора и необходимые для объяснения примеры, но и последовательно — шаг за шагом! — раскрывается, ЧТО и КАК нужно делать. И независимо от того, кто Вы — профессиональный воспитатель, учитель, гувернер, просто родитель или только готовящий себя к этой великой миссии, независимо от уровня образованности и полученной специальности — книга поможет Вам в обеспечении интеллектуального, физического и эмоционального развития ребенка.
Уже давно был найден ответ, что одним из мощнейших средств развития ребенка является ИГРА. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения многими учебными умениями, как это сделал Зайцев. У него ребенок играючи и в удивительно короткие сроки осваивает то, что с таким трудом дается, а то и совсем не дается ему в общеобразовательной школе.
Нельзя не отметить, в какое время предложена семье и школе эта книга. Повсеместно отмечается падение интереса к чтению. И те, кто еще не забыл, как непросто было в раннем возрасте складывать слова из букв, просить взрослых дочитать сказку, сразу поймут, каким удивительным помощником при обучении детей может стать книга Зайцева. Чтение, как и любое успешно освоенное дело, благодаря новой методике превращается в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.
Все добрые слова в адрес этой книги — не преувеличение. Но действительная ее уникальность не столько в том, чему она нас учит, что можно благодаря ей сделать, а ПОЧЕМУ надо так делать и КАК удается достигать таких удивительных результатов.
ния именно этих возможностей, по мнению Зайцева, приводит не к опережению в развитии, а к замедлению его.
Нельзя не задаться вопросом: есть ли у книги недостатки. Есть, конечно. Но это, как говорится, недостатки, обусловленные ее достоинствами. В книге, по-моему, есть критические, порой очень резкие, ярлыковые оценки работ других авторов. При понятном стремлении как молено быстрее изменить положение в обучении, избавить детей от плохих, по мнению автора. учебников, пособий, методик можно было бы - нужно даже! находить менее обидные для известных методистов выражения. И здесь оправданием может служить только ощущаемая читателем страстная обеспокоенность автора судьбой нашего образования.
Найдя столь нужные для развития ребенка методические решения, строя его познавательную деятельность на игре, Н. А. Зайцев требует от воспитателя, и притом достаточно жестко, внутренней готовности к довольно непростой, интеллектуально и физически напряженной деятельности.
Зайцевская игра будет игрой только для ребенка! Для взрослого - достаточно жесткой системой приемов, рекомендаций и требований.
Но это уже не относится к недостаткам книги. К ним можно отнести местами не вполне подробные и развернутые объяснения. Не стоит забывать, что книга может попасть в руки человека, никогда не слышавшего выступлений автора или его многочисленных последователей.
Думаю, что от прочитавших книгу Н.А.Зайцев получит множество благодарных писем, в которых найдут место и какие-то конкретные пожелания по тексту. Не сомневаюсь, что в последующих изданиях этой замечательной книги он их учтет.
А сейчас нам — семье и школе — нужно поздравить себя с представлением методики, использование которой принесет огромную радость учителям, родителям, детям, заставит задуматься (в том числе и тех, от кого это зависит), как уже сегодня начать применять все это, а также о том, какой должна стать школа, в которой будут учиться дети, подготовленные по методике Н.А.Зайцева.