ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ




С какого возраста нужно начинать обучение грамоте? А грамота у-всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. В 1988 году, когда готовились к выпуску «Кубики Зайцева», обрадовало высказывание мудрого Б.П. Никитина: «Обучение грамоте с двух лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребёнка». После знакомства с «Кубиками» Борис Павлович несколько изменил точку зрения: «А почему бы становление речи и обу­чение чтению не могли идти параллельно, помогая одно друго­му?» Конечно! Только так и должно быть! Родители, наде­лённые тонким педагогическим чутьем, и сотни лет назад на­чинали обучение своих малышей чтению и счёту чуть ли не с пелёнок. Буквочки ещё до года покажут, а пальчики целуют, приговаривая «раз-два-три-четыре-пять...», когда ребёнку и месяца не исполнилось. Обучение грамоте в такой семье уже началось. Многие великие люди научились читать в два-три года. Никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше начали "учить?

Возражения на тему: «А нужно ли начинать обучение чтению так рано?» исходят, в основном, от методистов пединститутов, институтов усовершенствования, Академии педнаук и ее подразделений. Во-первых, обидно, что сами за многие годы ничего путного не придумали, а лишь осложнили обучение безбуквенными уроками, фонематическим анализом, вычерчи­ванием даже родителям1 непонятных схем слова и проч. Во-вторых, потому, что придется самим переучиваться, менять годами накатанные курсы, повторяемые в магнитофонном режиме, иначе обучать студентов, вести переподготовку специ­алистов.

Тысячи подготовленных нами преподавателей успешно рабо­тают по новым технологиям в разных концах страны. Их уже не вернешь к рекомендованным Академией программам. У

многих четырех- пятилетние дети начинают читать через

несколько занятий. Там, где работают по «Кубикам», уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам. Ребя­та поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность — висят на канатах, ползают по шведской стен­ке и... как-то между прочим выучиваются читать. Не ис­портишь осанки — сидеть подолгу не надо; не испортишь зрения — буквы размещаются на кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов — чёрного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе со слабовидящими. Как можно об этом не думать, когда у 63% учеников начальной школы наблюдаются нарушения осанки, половина выпуск­ников нуждается в очках, более половины не подходят по состоянию здоровья к армейской службе? Логопеды сообща­ют, что благодаря «Кубикам» значительно быстрее выправ­ляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитиру­ются к пяти-шести годам дети с диагнозами ЗПР и ОНР- В Ижевске и других местах успешно обучают детей с диагнозом ДЦП. Помогают «Кубики» тугослышащим и глухим. В Краснодаре, Екатеринбурге, Ижевске выучивают даже имбицилов. Многие заметили, что дети, обучающиеся по куби­кам, начинают больше рисовать. Не из одного уже места сообщили, что с помощью «Кубиков» выводят в речь мол­чащих (аутичных?) детей.

Так в чем же сущность новой технологии, ее отличие от прежних?

Как никто и никогда, мы резко отказываемся от фонемного принципа и берём за основу складовой (о котором подробно будет рассказано ниже). Кстати, это оказалось выгодным не только при обучении чтению русскому, но и английскому, французскому, украинскому, казахскому и татарскому. «Не хочется с Вами соглашаться, но, наверное, придется, — первой поняла выдающийся фонетист Л.В.Бондарко. — Фонема при обучении чтению не нужна». «Вы на верном пути», — одобрил Сам Л.Р.Зиндер.

Отвергаем мы и широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научится читать, нужно знать названия букв, алфавит. Взрослые иностранцы любых национальностей, не изучавшие прежде языка, не знающие названий русских букв, не позже, чем через полчаса, склады­вают из наших кубиков, а потом и прочитывают десятки слов вроде: БУМАГА, ГАЗЕТА, РУЧКА, КАРАНДАШ, МЕЛ, ТРЯПКА, СТОЛ, СТУЛ, СТУЛЬЯ, ОКНА, ДВЕРЬ, ДВЕРИ, КНИГА, ТАБЛИЦА, КУБИК, КУБИКИ, РУБАШ­КА, КУРТКА, ПАЛЬТО, СУМКА, ЗОНТИК, ШЛЯПА,


СТАКАН, БУТЫЛКА, ЧАШКА, ЧАЙ, РУКИ, НОГИ и т.п. Я демонстрировал это десятки раз перед различными ауди­ториями в России и США. Делают это и мои ученики. Один из таких уроков с группой иностранцев заснят на видео в Петербургском университете высшей педагогической квали­фикации (бывший ИУУ). «Вы знаете, а мы целый год учи­лись читать, — сказали потрясенные итальянские студенты, изучающие русский язык. — Хотя у нас был русский преподаватель».

Названия букв нужны для быстрого проговаривания алфавита про себя, при поиске слова в словаре или списке слов,,расположенных по алфавиту; для прочитывания аббревиатур. Учиться читать названия букв только мешают. «Тэ-Ё-Тэ-Я. '-Тойота!» — «догадывается» ребенок, озвучив буквы. Когда есть картинки, догадываться о прочитанном легче, но можно попасть и впросак. «Ше-У — Шу, Бэ-А — Ба. — Что получилось? — Тулуп!» «Рэ-А — Ра, Мэ-А — Ма. — Что получилось? - Са­рай». Последние два слова ребёнок отгадывает по изображени­ям предмета меховой верхней одежды и рамы, прислонённой к углу сарая.

Мешают научиться читать и многочисленные азбуки с при­вязкой названий букв к картинкам: аист — А, бегемот — Б, выдра — В, гусь — Г и т.п. Встретив то же слово ШУБА, к примеру, ребенок непременно вспомнит шакала, утку, бегемота и аиста, которых нужно перекодировать в предмет верхней меховой одежды. Для шарады совсем неплохо, но выход в чте­ние значительно оттягивает.

Лишь отвлекают от дела изысканные ассоциации «Букваря XXI века*» психолога А.М.Ильина («Хоть в Петербурге он, а всё ж с душой московской»):

«а — мячик и перевернутая клюшка гиря с отпиленным куском от ручки;

б:— половинка от очков — стекло и дужка, лассо;

в — две книги положены друг на друга, удивлённые глаза; г ё — рот с глазами;

з — цифра три, наручники;

к - антенна, усы, торчащие из-под шкафа;

с — откусанный бублик;

ф — глаза филина, очки, лорнет;

х — козлы для пилки дров, ножницы, противотанковые

ежи;

я — гордый человек, флаг с подпоркой»-.

Московские педагоги и опять же психологи из ШРЧ (Шко­лы рационального чтения) в книге «Курс обучения чтению самых маленьких» мыслят еще тоньше:

«е — рот, в котором прямой язык приставлен к верхней губе-е-е;

ё — рот с глазами, которые мигают и ресницами шлёпа-ют «Шлё — ёпШлёёп »;

3 — наручники, зз-вопко з-з-звенящие;
Р — флаг, тр-Р-репещется на вещ-р-ру;
С — отку-С-ссаный бублик;

X — ножницы «С х-х-хрустом отрезающие бумагу»;

4 — умывальник. Человек; машущий рукой: «Ч-чао»

и т. д. и т.п., «в духе понятном для самых маленьких, для кого и предназначена книга, авторы которой более пятнадцати лет работают над специальными методиками».

Чтобы понять, что такое складовой принцип обучения чтению и что такое склады, рассмотрим наши кубики и таблицы к ним.

В наборе «Кубиков Зайцева» 52 картонки, по навальцованным линиям легко собирающихся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство. Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щ склеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ в наборе по два, чтобы иметь возможность складывать такие слова как БАБУШКА, МАМА, ПАПА, ВОВА, КОШКА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, содержащие склады, расположенные на двух одинаковых кубиках.

Таким образом, общее количество блоков, подлежащих узнава­нию и из которых можно сложить любое слово, равно сорока.

Кубики и таблицы предъявляются двухлеткам, трёхлеткам более старшим детям и взрослым иностранцам сразу всё, сразу всеми кубиками и начинаем оперировать, складывая слова, прописывая их указкой по таблице, с первых занятий. Оттого, что вводятся сразу все буквы, никто еще из наших учащихся с ума не сходил и заикаться не начинал. Заметим: в букваре Эльконина, на наш взгляд, весьма претенциозном и безвкусном,первая буква предъявляется на шестьдесят четвертой странице,

а последняя —. На двухсот пятнадцатой.

Кубики распознаются: 1) по цвету: «золотой» — желтый, «железный» — серый, «деревянный» — светло-коричневый, белый..По сочетаниям цветов: «железно-золотой», «деревянно-золотой», «железно-деревянный». По одно-дву-буквенным складам с буквами трёх цветов: Голубого — Г для Гласных, Синего — С — для Согласных, Зеленого 3 для твёрдого и мягкого Знаков. В целом, по двенадцати цветовым признакам. 2) По объёму: кубики большие и ма­ленькие, большие двойные! (склеенные друг с другом), ма­ленькие двойные — по четырём признакам. 3)По звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков: «золотые», «железные», «деревянные», «железно-деревян­ные», отсутствие звука — по пяти признакам. 4)По вибра­ции-Наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик - по четырем признакам. 5) По весу — десять разли­чий. 6) По сочетаниям признаков — 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:

1) «Большой золотой» А-О-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили «золотые» звуки.

2) «Маленький золотой» Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на жёлтом фоне. Заполняется как и предыдущий, но меньшим количеством наполнителя.

3) «Большие железно-золотые» Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (два кубика); В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два), Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ, 3-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ, Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два), Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Однобуквенные склады располагаются на гранях серого «железного» цвета, двубуквенные на «же­лезно-золотых» гранях. Каждый кубик заполняется шестью крышечками от бутылок из-под лимонада, издающими при встряхивании «железные» звуки.

4) «Большой двойной железно-золотой» Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ-



ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух кубиков таким образом, что на больших плоскостях образовавшихся блоков размешаются по-разному пишущиеся, но одинаково произно­симые Ж и ЖЬ, ЖЕ и ЖО. Каждый из кубиков заполняется так же, как и кубики предыдущего сорта.

5) «Маленькие железно-золотые» БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ (два кубика), ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, НЬ-НЯ-НЁ-ШО-НЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Склады с мягкими знаками размещаются на серых, «железных» гранях, остальные — на «железно-золотых». Каждый кубик заполняется четырьмя «лимонадными» крышечками.

6) «Маленький весь железный» Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняет­ся восемью крышечками, чтобы кубик отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутренне, по звучанию и весу.

7) «Большие деревянно-золотые» П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ИЭ (два кубика), Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ (два), Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, Х-ХА-ХО-ХУ-ХЫ-ХЭ. Однобуквенные склады располагаются на «деревянных» гранях, остальные — на «деревянно-золотых». В кубик закладывается деревяшка диаметром 2,5 см и сантиметра полтора толщиной. «Что там внутри?» — спраши­ваю трёхлеток, встряхивающих кубики. «Деревяшки!» отвечают хором. Можно положить и семь колобашечек сантиметра по два, приготовленных из очищенных от коры прутиков диаметром около сантиметра.

8) «Большие двойные деревянно-золотые» Ш-ШЬ-ША-ШЁ-
ШО-ШУ-ШИ-ШЕ и Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ, склеенные
из двух кубиков (по деревяшке или семь колобашечек в каждом)
таким образом, что по-разному пишущиеся, но одинаково
произносимые Ш-ШЬ, ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫоказываются в одной
плоскости на больших гранях.

9) «Маленькие деревянно-золотые» ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-
ПЕ, ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ТЬ-
ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика), СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, ХЬ-
ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ. В каждый кубик вкладывается деревяшка
диаметром примерно 2 см и чуть больше сантиметра толщиной
или пять колобашечек. Склады с мягкими знаками-— на «де­ревянных» гранях, остальные — на «деревянно-золотых».

10) «Маленькие двойные деревянно-золотые» Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ^ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ и Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ, склеенные из двух кубиков (по маленькой деревяшке или пять колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному пишущиеся,* но одинаково произносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ШЕ-ЩО оказываются в одной плоскости. ;.

11) «Большой железно-деревянный» БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (четырьмя колобашеч-ками) внутри. Есть еще четыре склада с твердыми знаками: ЖЪ — межъевропейский; НЪ — конъюктивит, конъюнктура; РЪ — контръярус; ХЪ — сверхъестественный. Понятно, что при обучении чтению последними четырьмя складами можно пре­небречь. Чуть позже они будут показаны учащим­ся в наших грамматиче­ских таблицах в теме «Приставки».

12) «Маленький
беленький» со знаками

ребята в это время запоминают ваши движения. Скоро сами будут делать так же. А потом и читать начнут.

Дети в разное время начинают говорить, ходить. И никаких особенных трагедий, если это не крайние случаи. Ни одна мама не скажет: «Ах, ты, дрянь такая! Вон, у соседей уже ходит, а

ты еще нет!»

Трагедии начнутся в школе. И для родителей, и для ребенка. Все начали читать, а наш, вроде бы неглупый мальчик, нет. Раньше все похваливали: какой смышленый, молодец, умни­ца, — теперь... Привыкай жить в новом качестве.

Да и не глуп мальчик! Просто реакция ОТТОРЖЕНИЯ на противоестественные, занудные методики, как у многих и

многих других детей.

Раньше нужно начинать! Быстро выявятся дети, которым труднее. Ребёнок 3 — 5 лет намного пластичнее, чем семилетка. В программах дошкольных педучилищ и дошкольных фа­культетов педвузов должно быть: воспитатель детского сада обязан научить детей читать и считать в пределах ста не позже, чем к пяти, а то и к четырём годам.

Тысячи воспитателей уже обгоняют московские програм­мы, стараясь спасти детские сады от закрытия, превратить их
в филиал школы

Теперь обратимся к технологии.


ВИДЫПИСЬМА

1) КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? - КА-ТЯ. Всего два кубика. Конеч­но, рациональнее четырёх К-А-Т-Я. А теперь кубики переверну­ли-перевернули, переставили-переставили. Где твое имя? Вот оно. КА-ТЯ. Опять перепутали-переставили. Где? Нет, это ТЮКА, ты ТЮКА. Двухлетняя девочка смеётся. Начинает шалить. Ты ТИКА. Ты ТЕК. Вот смотри, как надо: КА-ТЯ. Опять перевернули кубики, переставили. Где ты? Ужас какой! Ты КЫТЬ. Ты ТЬКА. КЭТЯ. КУТЯ.

Из двух кубиков — 72 комбинации. Из трёх — 1296. Из четырёх — 11140. Запомнить, какой кубик сначала, какой потом, где верх, где низ букв (помеченный белой полоской), запомнить СВОИ кубики, а на них СВОИ склады, учиться составлять и прочитывать слово слева направо не так-то просто. Но и не так тяжело — со взрослым. С одного-двух-трёх весёлых, непро­должительных занятий Катя научится составлять своё имя, потом находить СВОИ квадратики в таблице, выискивать СВОИ кубики среди сорока семи других.


«С чего начинать?» — годами мучаются академические методисты. После сорока девяти безбуквенных уроков., убив столько времени на умнейшие схемы, вводят, по-научному, самые частотные буквы: А, У, О, Н, С. «Всего» через полсотни с небольшим уроков в чтение вышли: АУ1 — ребята в лесу заблудились. Ребёночек в кроватке сидит: УА! Буратино (теплее) упал (уже смешно) в лужу (га-га-га!) задом (лопнуть

можно) и кричит: О-о-о!

Три первых буквы ввели, четыре первых слова прочита­ли — четыре восклицательных знака увидели. А что подела­ешь — никак без них не обойтись.

Если раньше, при глупых предках, первой фразой из нескольких слов в букваре прочитывали что-нибудь вроде МЫНЕ РАБЫ, РАБЫНЕ МЫили МЫЗА МИР, потом, поумнев, МАМА МЫЛА РАМУ, то, создав УЧЕНИЕ О ЧАСТОТНЫХ БУКВАХ, сложили: У НАС НАСОС. А что из этих букв ещё составишь?

Пять лет при ДК им. Цурюпы в Ленинграде-Петербурге работала группа студентов. Обучали пяти- шестилеток чтению и счёту за двенадцать получасовых занятий, по два раза в неделю. Даже извинялись: «Мы студенты, Николай Алексан­дрович, у нас времени мало, поэтому мы трёхлеток-четырёхлеток не берём».

Еще Конфуций писал о «ритуале» написания собственного имени. Обязательно должен быть ритуал. Разве трудно откры­тку с печатью выдать: «Юра Корягин такого-то числа, месяца и года научился писать своё имя»? Ведь он самый главный в мире, пуп Земли, о нём, а ни о ком другом, так заботятся мама и папа, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры* все ИМ заняты, ИМ интересуются, кормят, одевают, защищают. Конечно, с ЕГО имени надо начинать. Через некоторое время обязательно понадобится и фамилия.

А если ребят много, группа? — Дадим указку ребёнку, обхватим его руку своей, другую на плечо и, стоя за его спиной, напишем указкой имя по таблице 1. Все наблюдают вни­мательно, тянут руки к указке: «Меня еще не писали!» Изу­чаем склады (пошли влево, пошли вправо, рука вверх, рука •с указкой вниз) не только глазом, ухом, но и телом. Дви­гательная память, мускульная, моторная, кинетическая, мышеч­ная, кинестетическая, различение по весу, объёму, ощущае­мой руками вибрации — КИНЕСТЕТИКА, одним словом. Жаль, что кубики ещё и не пахнут. Но, может, дело бу­дущего? Эка невидаль — материалы, стойко сохраняющие запах. Да и сейчас можно в три запаха спрыснуть «золотые», «железные» и «деревянные». В принципе, и органолептику присоединить нетрудно, — нашёл какой надо кубик — полу­чи такую же конфетку с буквами. Каких сладостей только не выпускаем, в какой их только цвет не красим...

Всё это и есть НАГЛЯДНОСТЬ. Не только глядеть, а воспри­нимать в движении, щупая, нюхая, пробуя, — ни одного канала восприятия не бывает лишним. С запахом и вкусом тоже не шутки — вспомните о слепоглухонемых

.

2) Составим из кубиков, пропишем указкой по таблице
МА-МА, ПА-ПА, имя брата, сестры, БА-БУ-Ш-КА, КОШ­
КА, СО-БА-КА (говорится «сабака», а пишется «собака»),
как маму зовут, как папу, и дедушка СА-ША, и бабушка О-
ЛЯ, а еще дедушка ВИ-ТЯ и бабушка ЛА-РИ-СА.

Сначала король, теперь окружение: его люди, животные, вещи.

3) КАКОЕ СЛОВО ТЕБЕ НАПИСАТЬ? - по твоему выбо­ру, какое ты хочешь. Любое. Пишем сотни слов, тысячи.
Указкой по таблице, кубиками. Ведь это быстро, не надо
доски, мела, тряпки, фломастеров, бумаги.

В детских садах, где в группах развешены таблицы, есть полки для работы с кубиками, дети и без воспитателей постоянно что-то пишут указками, составляют слова из ку­биков.

Какое слово тебе написать? — Машина. Даем указку ребенку, обхватываем его руку своей и водим: МА-ШИ-НА. — А тебе какое?

Каждый наблюдает передвижения указки, горит от нетерпения•— так ему хочется, чтобы и его слово написали.

Узнаёшь удивительные вещи: в сознании ребенка «дядя Саша», «тётя Таня» существуют одним словом. А может встретиться и такое «слово»: «Моей маме соловей сел на руку». Как-то раз на всех обиженный мальчик написал: ВСЕДУ РАКИ, имея в виду, конечно, что ВСЕ ДУРАКИ.

Только тогда, когда много пишем, по-настоящему почувст­вуем, что такое слово, его границы. Потом только можно выходить в предложение.

Пишем ЛЮБЫЕ слова, значит, возникает необходимость проверки: говорится леф, а пишется ЛЕ-В, потому что — и это слово тоже надо написать — ЛЬ-ВЫ. Говорится катёнак, а пишется КО-ТЁ-НО-К, потому что КО-Т (напишем). Постепен­но, благодаря нашему постоянному наговариванию и показу, ребёнок освоит механизм такой проверки.

При понимании письма как просто шкрябания ручкой в тетради, шестилетка за весь год напишет в первом классе не

1ан более двухсот слов. При наших подходах — еще и до шести лет — многие тысячи. Даже двухлетки так писать любят.

4) Через некоторое время начнем разнообразить предыду­щую игру. Спросите ребят': «ЧЕГО БЫВЫХОТЕЛИ ПОКУ­ШАТЬ?» И будем писать: бананы, помидоры, пельмени, ябло­ки и т.д.

А мороженого хотите? Сейчас сделаем. Несите МО, Большой железно-золотой. И несут. Четырёхлетки — на второй, на третий день. А что удивительного, ребята любят работать стайкой, соревнуясь, наблюдая друг за другом. Лучше, если полка, на которой составляем слова, в одном конце комнаты, а стол с кубиками — в другом, подальше. Толпой бегут к столу, каждому хочется найти кубик первым. Нашли; бегут обратно. Теперь из шести складов на кубике надо выбрать

нужный.

— Правильно, вот МО, ставьте сюда, белой полосочкой
вниз. Несите РО... Несите ЖЕ. Большой двойной железно-
золотой... Несите НО... Несите Е, маленький золотой... И
вот, слово составлено.

— А какой кубик дольше других произносится?
Прочитайте слово, указывая на кубики, на РО палец,

естественно, задержится подольше РО! — кричат ребята, приносят белый кубик и СТАВЯТ
ударение. Этим кубиком уже пользовались раньше. Теперь все
готово

— Кто будет мороженое кушать?
«Кушать» — значит прочитать, указывая пальчиком кубики.

Ребята мигом принимают игру. Один мальчик вниз головой висел, продев ноги в кольца, но как до «кушанья» дошло, быстро высвободился и тоже принял участие.

Иногда ребята приносят не тот кубик. Ничего страшного: — Это К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, большой деревянно-золотой, а нам нужно М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, большой железно-золотой.

Никто не бегает зря, — даже, если не тот кубик принёс, всё равно что-то узнаешь, уточнишь. Постепенно становишься

внимательнее, зорче.

Бывает и так: кубик выбрал правильно, а где на нём, напри­мер, НО, пока ещё не определить. Тогда ребята вертят кубик, а воспитатель подсказывает: это НЫ, это НУ, это Н А... Вот НО, догадываются ребята.

5) Описанным выше способом можем из кубиков приготовить \| целый «обед»: ЩИ, КА-ША, ПЕ-ЛЬ-МЕ-НИ, МА-С-ЛО, РЬБА КО-М-ПО-Т, Я-ГО-ДЫ, ЧА-Й. Конечно, ребята САМИ составляют слова. Воспитатель только немножко помогает: смотрит, чтобы справа налево не писали, кубики вверх ногами не старили, чтобы слова друг на друга не наезжали. «Обед» готов, прочитываем названия блюд. Ребята читают, воспитатель только ставит на слово кубик ударения. '

А теперь игра: «КТО ЗНАЕТ, ГДЕ ЧАЙ?» Все бросаются на поиск. Тот, кто покажет первым, «выходит» — идёт в свободный угол, где может заниматься чем хочет; еще лучше — залезает на канат, на шведскую стенку. Как правило, ребята продолжают наблюдать издали, дожидаясь выхода последнего участника. «Кто знает, где пельмени? — Выходи!»

И так далее. С выходом последнего участника слова перестав­ляются («Никто не подглядывает, отвернитесь!») и игра во­зобновляется. Через 3-4 круга можно начать новую игру.

Ставя кубик с ударением на ударный склад слова, спраши­ваем: «КТО ЗНАЕТ, ЧТО ЭТО?» «Ягоды!» — выкрикивает кто-то и выходит первым. «А что это? — каша!» Продолжа­ем, пока все не выйдут, переставляем слова и начинаем новый круг.

Ребёнок приучается целиком воспринимать слово, не по кусоч­кам, спотыкаясь, его прочитывать, а целиком. Первая игра (Кто знает где...?) — превращение звуков в знаки — письмо; вторая (Кто знает, что это?) — превращение знаков в звуки — чтение. Можно и чего-нибудь вкусненького «покушать»: из одного комплекта кубиков, к примеру, составить: ХА-Л-ВА, А-Р-БУ-3, ДЫ-НЯ, КО-Н-ФЕ-ТЫ, И-ЗЮ-М, Ж-ВА-Ч-КА. Или: ЧА-Й, МЁ-Д, О-РЕ-ХИ, С-ЛИ-ВЫ, МО-РО-ЖЕ-НО-Е, К-ЛУ-Б-НИ-КА. При наличии двух комплектов можно составить слов 20-25. Опытным преподавателям такого количества кубиков вполне достаточно, избыток кубиков даже мешает.

6) МАГАЗИН. До этой игры, варианта предыдущей, многие
додумываются сами. Сначала вместе с ребятами выкладываем
из кубиков названия товаров. Когда всё готово, можно давать
аналогичные задания. А можно и так: «Ну-ка, сбегай в магазин,
купи ПЕЧЕНЬЕ (КОФЕ, ПЕРЕЦ, МАКАРОНЫ...)». По­скольку каждый «продукт» существует в одном экземпляре,
то достаётся тому, кто пошустрее. Он и уходит с «покупкой».
Его сменяет следующий играющий.

Оживляются самые нерасторопные, малоактивные дети, игра мобилизует их,' заставляет действовать.

7) Можно устроить ЗООПАРК: ВО-Л-КИ, ЖИ-РА-ФЫ,
МЕДВЕДИ, ЗА-Й-ЦЫ, КАБАНЫ, ЛЬВЫ, ГУ-СИ, МЫШИ, А-И-С-ТЫ, ЧЕ-РЕ-ПА-ХИ. Или так: К-РО-КО-ДИ-Л, ЛИ-СА, ЖА-БА, 3-МЕ-Я, МУХИ (везде летают), ИО-ПУ-ГА-Й, СИ-ЫИ-ЦА, МЫ-ШЬ, ПЕ-ТУ-Х, и четверо ребят пришли: ВО-ВА, ВИ-ТЯ, НА-ДЯ, БОРЯ.

Ване Махине год и четыре месяца, не говорит еще. С папой сложили из кубиков слова: МА-МА, ПА-ПА. Да, впечатлило. Но когда составили ВА-НЯ, мальчик прижал кубики к себе и долго-долго ходил с ними, никому не отдавал. Через некоторое время в разных местах комнаты стояли слова, которые собира­ли вместе с папой. Ваня ждал папу с работы. «А ну-ка, Ванеч­ка, покажи, где МАМА? — спрашивал папа, переодеваясь. — А где БАБУЛЯ? КОШКА?» Ваня подходил и показывал за­гаданное слово. Слова переставлялись, добавлялись новые. Ваня уверенно их находил.

Время от времени в печати появляются сообщения, что где-нибудь в Японии (Китае, Америке) обнаружился двухлет­ний, полуторагодовалый, годовалый, а то и полугодовалый читающий ребёнок. Подобный случай описывает и господин Масару Ибука в книге «После трёх уже поздно».

В России такими ребятами никого не удивишь, особенно там, где работают по «Кубикам».

Журналистам простительно, а педагоги не должны заблуж­даться: ни зарубежные, ни российские годовалые дети не читают. Они и говорить-то ещё не умеют.

Ребята эти ПИШУТ I!! То есть звуки превращают в знаки. Вроде Вани Махини, с удовольствием показывающего папе, как много он уже понял, во всем разобрался, готов к новым подви­гам. Один раз папа принес домой большой бидон. Ваня никогда не видел такой штуки, осмотрел снаружи и изнутри, а потом потащил папу к кубикам: напиши!

Всё это виды превращения звуков в знаки, то есть письма. В играх типа 5-6-7 сразу выявляются дети, которые мигом всё понимают, быстро отыскивают нужные кубики и склады, состав­ляют слова, прочитывают. Есть дети помедленнее. Выявятся и слабенькие. Но и они подтянутся. Когда «быстрые» дети отправ­лены на канаты, шведскую стенку или в другой угол комнаты — пусть наблюдают оттуда, — появляется возможность порабо­тать с «медленными». Только последнего «медленного» отправишь, когда он все-таки сделает то, что и остальные (помоги ему, натолкни) — тут же все опять возвращаются обратно, и он вместе с ними.

Что происходит? — Да столь модное ныне ТЕСТИРОВА­НИЕ, только более точное, надежное, не завуалированное яко­бы психологической учёностью и доступное для любой мало-мальски подготовленной воспитательницы детского сада. Убедительно такое тестирование и для родителей. Добавим, что в подобной же естественной манере ребенок будет испытан и на материалистические способности при параллельной работе со «Стосчетом».

Американцы и Японцы теперь уже и сами признают, что сильно погорячились со своими тестами, порядком разочаровались в них, а наши психологи только заканчивают их переводить, и, чтобы благородный труд не пропал даром, силком натягивают на многострадальное образование.

8) игрой, похожей на предыдущую, является и ПОЕЗД. Поставили паровозик, за ним вагончики из кубиков. Каждое слово- вагончик. Кто в этом вагончике поедет? – ВА- НЯ поедет. А маму возьмем? МА- МА.Дальше еще слова- вагончики: ПА- Па, СО- БА- КА, друг То- ЛЯ, ДЕ- ДУ- Ш- КА, О- БЕ- ЗЬ- Я- НА. И вот поезд отправляется. Гудок. Едем- едем, станция. Все пошли гулять- гуляйте, ребята, сюда не смотрите,- в это время все вагоны переставили («переставляем вагоны»). Как иеперь узнать, кто где едет? И опять задания двух видов: «где едет дедушка?, и «кто в этом вагончике».

9) игра по таблицам. Вызываете двух ребят из разных команд.- КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ МИ? – выигрывает и получает очко (бирку, метку) тот, кто покажет МИ первым. Выходит следующая пара.- КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕС СО?- и так далее. В конце игры подсчитываем количество очков (бирок, меток) у каждой команды. Игра очень азартная. Ребята кричат, подскакивают. А подсказывать не умеют. Нужно их научить. Что вы кричите: выше, ниже, левее, правее? Нужно говорить: маленький железно- золотой (ЗЕ), большой деревянно- золотой (СО), большой железный (Д).

10) ЖИВОЕ СЛОВО. Кубики распределяются на пять площадок 9+9+9+9+10= 46 кубиков, сорок седьмой, беленький, у наставника. Играющие разбиваются на пять групп, каждой группе по площадке. Наставник громко объявляет: - ЗА, иди сюда! Выбегает ребенок и ставит кубик ЗА на полку. -Й, иди сюда! Справа от ЗА приставляется новый кубик. -ЧИ, иди сюда! Не полке растет хорошо всем видное слово. -КИ, иди сюда! Написали, наставник ставит на ЗА ударение.- Ребята, что получилось?
ЗАЙЧИКИ! — дружно отвечает группа.

—Забирайте свои кубики, возвращайтесь на свои места. Написав 4-5 слов, ребята меняются площадками, делают

переход, как в волейболе. Каждая группа должна пройти через все площадки, поработать со всеми кубиками. Игра протекает быстро, живо, ребята никому не дают зазеваться, кое-кто от нетерпения к соседям сбегает, кубик покажет: «Что вы спите, вот он!»

От прописывания слов до предложения —. один шаг. Чуть позже расскажем, как его сделать.

11) ПИШИТЕ КУБИКАМИ ИЛИ УКАЗКОЙ ПО ТАБЛИ­ЦАМ ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ, по 20-30 и более раз вдень. Во-первых, ребята должны видеть, как вы это делаете, чтобы самим успешнее имитировать ваши действия. Во-вторых, от этого в значительной степени зависят успехи ребят в бу­дущем письме и в чтении.

Сели читать ребятам сказку — название обязательно вы­ложите из кубиков на полке. Слушают ребята сказку и, видят: МАША И МЕДВЕДЬ, три слова, и почему МЕ (воспитатель­ница рассказала), и почему ДЬ знают. Новую сказку стали читать — опять название сложили. А перед третьей ребята сами напомнят, что надо сделать.

Выкладываем на полке имена персонажей сказки, слово, которое ребятам толкуем, пишем вместе с ними дни недели, поздравления с праздниками, днями рождения.

У воспитателей, закрепившихся в такой работе, почти и нет
специальных занятий по обучению чтению, а все дети прекрасно
читают. Как раньше ни в одной деревне не было курсов по запряганию лошади (вторник и пятница, с девяти до одиннадц­ати), а все, однако, ездили.

12) Пишем указкой по таблице только домашних животных,
только диких, только насекомых. Только цветы, фрукты, ово­щи, мебель, одежду и прочее.

Слова предлагают сами дети, кто предложил, тот и полу­чает указку.

13) То же, что и предыдущее, но ребята ПИШУТ САМИ,
без помощи воспитателя, стоящего за спиной и водящего их
рукой. Некоторые ребята уже могут сами, а другим страшно­вато. Но втроём, вчетвером -- бригадой -: не страшно, спра­вимся. Слова предлагает воспитатель.

14) СЛОВА С ЗАДАННЫМ КУБИКОМ. Это значит, что будем писать любые, какие хотите слова, но чтобы заданный кубик (к примеру,» В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ) в слове участвовал. ВОЛК, ВОРОНА, ВУЛКАН, ГОЛОВА, ВЫДРА, КОЛЕН-ВАЛ и т.п. Ребёнок, предложивший слово, получает указку (всем хочется), выходит и пишет слово с помощью воспитателя. С каждым днём чувствуешь, что ребята делают это всё увереннее и увереннее. Некоторые уже совершают отстраняющее движе­ние локтем: «Я сам!» А девочка, которая предложила хорошее слово ВЕЕР, не получила указки — будь внимательнее, ВЕ не с этого кубика, а с маленького ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ.

15) Особенно важно написать побольше слов С ДВОЙНЫ­МИ КУБИКАМИ (Ж, Ш, Ц, Ч, Щ). Понятно, почему. И ошибок на произношение в таких словах побольше, да и с их правописанием немало проблем.

Заметили уже, наверное, что нашими кубиками или по таблицам такие слова как ЖИТЬ, ЖИРАФ, ШИТЬ, ШИНА никак не напишешь через Ы; ЖЕНЯ, ШЕЯ, ЦЕПЬ — через Э; ЧАШКА, РОЩА - через Я; ЧУЛКИ, ИЩУ, ЩУКА -через Ю. Ни у кого даже мысли не возникает, что можно эти слова писать иначе.

Неувядаемой методической разработке: «ЖИ-ШИ пиши через И; ЖЕ-ШЕ-ЦЕ пиши через Е; ЧА-ЩА пиши через А; ЧУ-ЩУ пиши через У» столько лет, что её возраста даже методисты республиканского значения не помнят. Но очень и очень ценят за простоту, бесхитростность, прямолиней­ность.

На самом деле древнее правило полно подвохов, и чем стара­тельнее его вдалбливают, тем больше получают побочных эф­фектов: ребята начинают писать ЖИна, инЖИнеры, ЖИлезо, ШИстёрка, ШИрстяной, ЧИсы и т.п.

Правило упорно не выучивается, ученики и в пятом-шестом классах продолжают писать хоЧЮ, ЧЯйник, иЩЮ, ЩЮка, ЩЯвель.

В любой школе (садике) можно провести простой, но убеди­тельный эксперимент. Для этого директору (заведующей) нуж­но объявить педагогическому коллективу примерно следую­щее:

— Уважаемые коллеги! К нам едет министерская (городская, областная) комиссия. Будут проверять знание преподователями таблицы умножения. Не возмущайтесь, пожалуйста! В обследованных ранее коллективах преподаватели сбивались, путались, давали неверные ответы. Так что не обижайтесь, но и я, и завучи в оставшиеся до приезда комиссии две недели будем вас опрашивать. Вот график проверки и т.д.

Через две недели преподаватели очень хорошо начнут пу­таться, сбиваться, давать неверные ответы. А если комиссия будет проводить подобные проверки более или менее регу­лярно в течение нескольких лет, то уверенности в своих знаниях не будет ни у одного преподавателя.

—Древнее правило «ЖИ-ШИ пиши через И» и т.д. лучше и вовсе детям не сообщать. Там, где работают с нашими таблица­ми и кубиками, у учащихся нет никаких проблем с правописа­нием таких слов. А если уж кто изобразит в тетради какое-нибудь ЧЮдо, не трудно будет пригласить такого ученика к таблицам и спросить: «Где ты взял такой склад? Покажи!» «Нету!» — отвечает после непродолжительного поиска. «Ну, а что же ты пишешь такое, чего не бывает?»

—В таблицах и на кубиках представлены 236 складов. Можно было бы добавить еще 19, употребляющихся в некоторых за­имствованных словах, но на этапе обучения чтению они не актуальны. Такими складами являются: ЖЯ — Абаджян, ЖЮ — жюри, ЖЭ — Жэньминь Жибао, ШЯ — Шяуляй, НПО — брошюра, ШЫ— Шымкент, ШЭ — Шэньси, ЦЯ.— Цявловский, ЦЮ — Цюрих, ЦЭ — Цэцэрлэг (в Монголии), ЧЯ — Мкртчян, 410 — Чюрленис, ЧЫ-^ чыхыртма, ЧЭ — Ким Чэсун, ЩЯ — Гущян. И ещё четыре с твёрдым знаком: ЖЪ — межъевропейский, Н-Ъ — конъюнктура, РЪ — контръярус, ХЪ — сверхъестественный.

—16) ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА с заданными кубиками. Если ребёнок говорит [масына], значит, надо в группе (ему и так уже с его недостатком все надоели) поработать с кубиками Ж-3, Ш-С, заодно прихватив и кубики ЗЬ-СЬ.

—Если ребёнок вместо гусь говорит [дусь1, а вместо Гаяя — [даля], поработайте с кубиками Г-К и Д-Т, ГЬ-КЬ и ДЬ-ТЬ.

—В процессе работы, наблюдая за собой и другими ребятами, различая глазами, руками, помня телом местоположение в таб­лице складов, которые он не различал на слух, ребёнок, в большинстве случаев, сам себе выправляет произношение без походов к логопеду.

—Очень важно, что во время такой работы егЬ никто не дёргает и даже как бы не обращает на него внимания.

—Воспитатели детских садов, вооружённые кубиками, сплошь и рядом работают лучше логопедов, не пользующихся куби­ками.

—17) Задания, аналогичные 14-15-16 ребята выполняют САМОСТОЯТЕЛЬНО, выходя к кубикам или таблицам бри­гадами по 3-4 человека (в одиночку ещё не каждый писать решится, а втроём- четвером не страшно). Слова придумыва­ют сами или пишут заданные воспитателем.

—18) Ребёнок получает КАРТИНКУ С НАДПИСЬЮ, выпол­ненной заглавными печатными буквами: САМОЛЁТ. Нужно такое же слово СОБРАТЬ ИЗ КУБИКОВ.

—Впервые предложив это задание детям, я был поражен тем интересом, который они к этой форме работы проявили. У каждого, конечно, была своя картинка, каждому нужно было составить своё слово. Иногда ребята совершают ошибки, СА-МО-ЛЁ-Т, к примеру, могут сложить не из четырёх, а из пяти кубиков: СА-М-О-ЛЁ-Т. Из четырёх, конечно, рациональнее, и когда предлагаешь то же слово набрать из четырех кубиков, ребята быстро находят решение.

—Пришлось задуматься: а почему им нравятся такие упраж­нения? Во-первых, наверно, потому, что нужно самим вести поиск и выбрать нужные кубики из общей массы, узнать их. Во-вторых, соотносить настоящие буквы (на картинке) с не совсем настоящими, вроде бы игрушечными, «детскими» бук­вами на кубиках. А читать придётся скоро книжки, написан­ные «взрослыми» буквами. Тут у ребенка свой практический расчет, прикидка на будущее.

—А для учителя чем хорош такой вид работы, как он проя­вится в будущих успехах его учеников? — Так ведь это же задание на переписывание. Для ребят, которым, чтобы прочи­тать, слово, нужно потрудиться, потратить время



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: