Основные требования к организации и функционированию школьных спортивных секций




1. Комплектование школьных спортивных секций осуществляется в начале учебного года, как правило, по следующим возрастным группам: младшие школьники, учащиеся среднего школьного возраста — 5—7-е и 8—9-е классы и старшие школьники.

2. Для младших школьников целесообразно организовывать секции общей подготовки к спортивным занятиям. Для учащихся среднего школьного возраста — по видам спорта или физкультурно-спортивной направленности, а для старших школьников, кроме того, по новым видам физкультурно-спортивной деятельности, в том числе оздоровительным.

3. Поскольку государственных программ и иных нормативно-методических требований к организации школьных спортивных секций нет, учитель физической культуры самостоятельно разрабатывает и ведет необходимую документацию, принятую в конкретном учебном заведении (планирование занятий, контроль посещаемости, календарный план мероприятий и др.).

4. В работе спортивных секций учителю физической культуры должны оказывать активную помощь физорги классов, помощники- инструкторы, капитаны команд.

5. Работа спортивных секций должна быть открытой, с обязательным доведением информации до учителей школы, учащихся, их родителей и др., с использованием в том числе средств современных информационных коммуникаций.

6. В работе спортивных секций необходимо наиболее рационально использовать имеющийся материальный, временной и другой ресурс: рационально составлять расписание тренировок, использование оборудования и инвентаря, использование каникулярного времени для проведения отборочных и других соревнований и т. п.

7. Финансирование работы секции осуществляется учебным заведением, исходя из плана физкультурно-спортивной работы школы на учебный год, где должно быть указано необходимое ресурсное обеспечение.

Как говорилось, ранее, для внеурочной деятельности, в том числе и для организации работы спортивных секций, не разрабатываются ФГОС, государственные программы и другие нормативно-методические документы. Вместе с тем занятия в спортивных секциях требуют наличия локальных документов планирования, поскольку представляют собой самый внушительный и достаточно сложный объем работы. Такие документы разрабатываются и утверждаются учебным заведением самостоятельно.

Ниже, в таблицах 10—14, представлены основные документы планирования секционной работы по базовым видам спорта, которые могут быть ориентиром для разработки соответствующих документов в конкретной общеобразовательной школе. Соотношение основных разделов подготовки позволяет увидеть удельный вес тех или иных упражнений в тренировочном процессе в зависимости от возраста учащихся. Учебный план конкретизирует эти данные и позволяет учителю четко распределить учебную нагрузку по часам и минутам.

Соревновательная подготовка не указывается как отдельный раздел подготовки и часы на соревновательные упражнения выделяются из технико-тактической или тактической подготовки. Поскольку в секционной работе в отличие от спортивной школы отсутствует периодизация тренировочного процесса, то практически все занятия являются типовыми и время на разделы подготовки: технико-тактическая (ТТП), тактическая (ТП), общая физическая (ОФП) и специальная физическая подготовка (СФП) фактически не меняется. Применение соревновательных упражнений и специальных двигательных режимов непосредственно перед соревнованиями может быть использовано в подготовке спортсменов-школьников, но, по сути, не меняет общей картины. Тренировочный план является подобием календарно-тематического планирования, разрабатываемого для уроков физической культуры. Как правило, тренировочный план составляется на учебную неделю, где указываются основные тренировочные средства без их конкретизации по видам подготовки. На основе тренировочного плана составляется оперативное планирование по подобию усеченного плана — конспекта урока физической культуры.

Соотношение основных разделов подготовки школьной секции по основным видам спорта (%)

 

Раздел подготовки   Учебные классы
5—7-й класс 8—9-й класс 10—11-й класс
Спортивные единоборства
Общая физическая подготовка      
Специальная физическая подготовка      
Технико-тактическая подготовка      
Спортивные игры
Общая физическая подготовка      
Специальная физическая подготовка      
Техническая подготовка      
Тактическая, подготовка      
Циклические виды спорта
Общая физическая подготовка      
Специальная физическая подготовка      
Технико-тактическая подготовка      

 

Распределение учебных часов на основные виды подготовки в секционных занятиях в недельном цикле (мин.)

Учебные классы, тренировочные занятия Разделы подготовки и тренировочное время в занятии по базовым видам спорта(мин.)
Единоборства Спортивные игры Циклические виды
ОФП СФП ТТП ОФП ТП ТАЛ СФП ОФП СФП ТТП
5-е -7-е классы Комплексные: ОФП, ТТП, СФП                    
2 тренировки в неделю по 90 мин. 2 тренировки в неделю по 90 мин. 2 тренировки в неделю по 90 мин.
Однонаправлен- ные Комплексные   - -     - -     -
1 тренировка в неделю по 90 мин. 1 тренировка в неделю по 90 мин. 1 тренировка в неделю по 90 мин.
8—9-е класс Комплексные: ОФП, ТТП, СФП                    
2 тренировки в неделю по 90 мин. 2 тренировки в неделю по 90 мин. 2 тренировки в неделю по 90 мин.
Однонаправлен- ные Комплексные   - -       -     -
1 тренировка в неделю по 90 мин 1 тренировка в неделю по 90 мин. 1 тренировка в неделю по 90 мин
10—11-е класс Комплексные: ОФП, ТТП, СФП                    
2 тренировки в неделю по 90 мин. 2 тренировки в неделю по 90 мин. 2 тренировки в неделю по 90 мин.
Однонаправлен- ные Комплексные   -         - -    
1 тренировка в неделю по 90 мин. 1 тренировка в неделю по 90 мин. 1 тренировка в неделю по 90 мин.

 

Примерный учебный план учебно-тренировочных занятий школьной секции по основным видам спорта

Раздел подготовки Учебные классы, количество часов (час., мин.)
5—7-й класс 8—9-й класс 10—11-й класс
Спортивные единоборства
Общая физическая подготовка      
     
Специальная физическая подготовка      
     
Технико-тактическая подготовка      
     
Теоретическая подготовка      
     
Общее количество 176 176 176
10 560 10 560 10 560
Спортивные игры
Общая физическая подготовка      
     
Специальная физическая подготовка      
     
Техническая подготовка      
     
Тактическая подготовка      
     
Теоретическая подготовка      
     
Общее количество      
10 560 10 560 10 560
Циклические виды спорта
Общая физическая подготовка   57  
     
Специальная физическая подготовка      
     
Технико-тактическая подготовка      
     
Теоретическая подготовка      
     
Общее количество 176 176 176
10 560 10 560 10 560

 

Тренировочный план работы спортивной секции (на примере баскетбола)

Трениро-вочный период (неделя, месяц,четверть) Средства и методы
Технико-так- тическая подготовка Физическая подготовка
ОФП СФП
1—7 сентября Повторение изученных ранее технических элементов 1. Бег на выносливость до 2 км. 2. Силовая подготовка: собственно силовые способности. 3. Координация: в процессе повторения техники баскетбола. 4. Общая гибкость: в разминке. 5. Быстрота: в разминке 1. Координация: динамическое равновесие. 2. Быстрота: в процессе специальных подвижных игр и эстафет. 3. Скоростно-силовые способности: прыжковые упражнения
Соревновательная подготовка. Нет
Организационная работа. Вводный инструктаж, подготовка спортивного оборудования и инвентаря для работы в новом учебном году

 

Оперативное планирование (планы тренировок) школьной спортивной секции (на примере баскетбола)

Тренировочный период Тип занятия Содержание занятия
  1 неделя 7—14 сентября ТТП комплексное Подготовительная часть. Вводный инструктаж по охране труда, постановка задач на год, особенности тренировки и участия в соревнованиях в текущем году и др. Разновидности ходьбы и бега, реагирование на сигнал во время движения (быстрота реакции), ОРУ в движении, упр. на гибкость, прыжковые упражнения, ускорения. Основная часть. ТТП: повторение освоенных ранее технических элементов. СФП: эстафеты с элементами баскетбола
    ТТП комплексное Подготовительная часть. Разновидности ходьбы и бега, реагирование на сигнал во время движения (быстрота реакции), ОРУ в движении, упражнения на гибкость, прыжковые упражнения, ускорения. Основная часть. СФП. Динамическое равновесие на гимнастической скамейке или платформе. ТТП. Повторение освоенных ранее технических элементов. ОФП. Силовые упражнения с отягощениями: собственно силовые способности
    ОФП комплексное ОФП. Равномерный бег — 2 км. Упражнения на гибкость

 

Одним из существенных вопросов проведения секционной работы является содержание и направленность тренировочных занятий. Тренировки в рамках школьных спортивных секций не могут быть аналогичны тренировочным занятиям в видах спорта, что связано со спецификой решаемых задач, отсутствием периодов спортивной тренировки, периодизацией тренировочного процесса и др. Вместе с тем занятия должны иметь определенную специфику и направленность, хотя бы потому, что необходимо реализовывать различные физические упражнения, удельный вес которых изменяется с течением подготовки.

В таблице 15 представлена структура и содержание основных занятий в рамках школьной спортивной секции — учебных и учебно-тренировочных. Учебные занятия в основном направлены на освоение нового учебного материала, закрепление и совершенствование изученного ранее. Учебно-тренировочные занятия, как правило, позволяют решать задачи направленного воспитания физических качеств.

Учебные и учебно-тренировочные занятия реализуются по двум направлениям: комплексные и однонаправленные. Учебные комплексные занятия содержат различный учебный материал: ТТП, СФП и ОФП. Учебно-тренировочные комплексные занятия содержат физические упражнения, позволяющие воздействовать на формирование различных физических качеств и способностей. Учебные однонаправленные занятия предполагают выполнение технических или технико-тактических упражнений на различных этапах их освоения, а учебно-тренировочные однонаправленные предполагают направленное воздействие на одну группу физических качеств и способностей. Применение в процессе подготовки занятий различной направленности позволяет выработать объем часов, предусмотренных учебным планом на различные виды подготовки, направленно воздействовать на решение различных педагогических задач, грамотно распределить нагрузку и отдых, акцентировать внимание на различных физических упражнениях, в зависимости от календаря спортивных соревнований. При необходимости, учитель физической культуры может разнообразить состав учебных занятий, вводя соревновательные занятия, контрольно-подготовительные модельные, восстановительные и др.

Структура и содержание секционных спортивных занятий в зависимости от их типа и направленности

Учебные занятия
Комплексное Однонаправленное
Подготовительная часть занятия Подготовительная часть занятия
Начальная организация занимающихся Начальная организация занимающихся
Общая разминка: разновидности ходьбы, бега, ОРУ в движении и на месте и др.Подбор упражнений должен отражать общую зависимость от раздела подготовки и направленности учебного занятия Общая разминка: разновидности ходьбы, бега, ОРУ в движении и на месте и др. Подбор упражнений должен отражать общую зависимость от раздела подготовки и направленности учебного занятия
Специальная разминка: упражнения, имеющие техническую или функциональную схожесть с упражнениями основной части занятия Специальная разминка: упражнения, имеющие техническую или функциональную схожесть с упражнениями основной части занятия
Основная часть занятия Основная часть занятия
Первый фрагмент основной части Начальное разучивание техники избранного вида спорта Первый фрагмент основной части Освоение двигательных действий на одном из этапов обучения: как правило, начальное разучивание или совершенствование
Второй фрагмент основной части Углубленное разучивание техники избранного вида спорта
Третий фрагмент основной части Закрепление или совершенствование освоенных ранее двигательных действий избранного вида спорта Второй фрагмент основной части занятия. Сопряженные воздействия, соревновательные задания и т. п., связанные с освоением этого же двигательного действия (только на этапе совершенствования техники упражнения)
Четвертый фрагмент основной части занятия. Воспитание физических качеств, сопряженные воздействия и т. п.
Заключительная часть занятия Заключительная часть занятия
Упражнения для снижения функциональной активности организма Упражнения для снижения функциональной активности организма

*На схеме показана типовая модель. Реально, количество фрагментов основной части занятия и их содержание будет зависеть от его темы, решаемых задач, условий проведения и др. и может быть увеличено или уменьшено. Вместе с тем логика прохождения фрагментов основной части учебного занятия должна сохраняться

Учебно-тренировочные занятия

ТТП комплексное Однонаправленные
Подготовительная часть занятия Подготовительная часть занятия
Общая разминка: разновидности ходьбы, бега, ОРУ в движении и на месте и др.Подбор упражнений должен отражать общую зависимость от раздела подготовки и направленности занятия Общая разминка: разновидности ходьбы, бега, ОРУ в движении и на месте и др. Подбор упражнений должен отражать общую зависимость от раздела подготовки и направленности занятия
Специальная разминка: упражнения, имеющие техническую или функциональную схожесть с выполняемыми техническими элементами основной части занятия. В случае если на занятии не запланировано выполнение сложнокоординационных упражнений, специальная разминка может не проводиться Специальная разминка: упражнения, имеющие техническую или функциональную схожесть с выполняемыми техническими элементами основной части занятия. В случае если на занятии не запланировано выполнение сложнокоординационных упражнений, специальная разминка может не проводиться
Основная часть занятия Основная часть занятия
Первый фрагмент основной части Закрепление или совершенствование техники изученных упражнений, выполняемых в усложненных условиях и двигательных режимах, с высокой моторной плотностью Исходя из темы и решаемых задач: закрепление или совершенствование техники упражнений, или направленное воспитание физических качеств (циклические упражнения на выносливость, силовая подготовка, комплексное воспи- тание физических качеств, сопряженные воздействия и т. п.).
Второй фрагмент основной части занятия. Воспитание физических качеств, сопряженные воздействия и т. п.
Заключительная часть занятия Заключительная часть занятия
Упражнения для снижения функциональной активности организма Упражнения для снижения функциональной активности организма

*На схеме показана типовая модель. Реально, количество фрагментов основной части комплексного занятия, и их содержание будет зависеть от его темы, решаемых задач, условий проведения и др. и может быть увеличено. Вместе с тем логика прохождения фрагментов основной части занятия должна сохраняться

Спортивные секции позволяют формировать следующие основные универсальные учебные действия.

Регулятивныецелеполагание. Понимание значения физического воспитания и спорта для саморазвития. Освоение необходимого объема двигательной деятельности, предусмотренного секционными занятиями.

Познавательные, общеучебныеструктурирование знаний. Формирование теоретических сведений о видах спорта или физкультурно-спортивной деятельности.

Коммуникативныеучебное сотрудничество. Умение работать в команде, выполнять различные двигательные задания. Участие в элементарной соревновательной деятельности, воспитание морально-волевых качеств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: