О благоприличном поведении




Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Западный государственный медицинский университет

Им. И.И. Мечникова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права

 

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО БИОЭТИКЕ

Студента _________________________________­­­­­____

________ группы _____________________ факультета

 

Санкт-Петербург

Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова

УДК: 614.253

ББК: 51.1(2)я7

 

 

Рабочая тетрадь по биоэтике: учебно-методическое пособие / О. А. Галковская О.А., Т. И. Маркова, Т. М. Артемьев.– СПб.: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2015 – 100 с.

 

Рецензент:

Гусева Е.А. – доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки (специальности) 060101 – «Лечебное дело» и 060105 – «Медико-профилактическое дело».

 

 

Рекомендовано к печати Ученым советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия

методическим советом

ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова

протокол № ____ от «»___________ 20 г.

 

© коллектив авторов-составителей, 2015

© Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Тема 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВАНИЯ БИОЭТИКИ

Тема 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Тема 4. ПРИНЦИПЫИ ПРАВИЛА БИОЭТИКИ

Тема 5. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫРЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема 6. ПРОБЛЕМЫСМЕРТИ И УМИРАНИЯ В БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫТРАНСПЛАНТОЛОГИИ.

Тема 7. ЭТИКА БИОМЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫГЕНЕТИКИ.

 

ВВЕДЕНИЕ

«Рабочая тетрадь по биоэтике» является обязательным элементом учебной деятельности студента. Она предназначена для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Выполнение заданий, включённых в «Рабочую тетрадь по биоэтике», способствует формированию у студентов навыков организации личной работы, систематизации знаний и наиболее эффективному усвоению полученных знаний. В условиях реализации компетентностного подхода и введением ФГОС ВО этим аспектам учебного процесса придаётся важное значение.

Внеаудиторная самостоятельная работа поможет студенту качественно подготовиться к докладу, с которым он может выступить на семинарском занятии, написать реферат.

В заданиях описаны проблематичные ситуации, с которыми врач может столкнуться в своей практике. Студентам предлагается осмыслить такие ситуации и принять решение в соответствии с нормами и принципами биомедицинской этики.

Многие проблемы биоэтики предполагают дискуссию с целью сопоставления различных позиций. Задания Рабочей тетради позволят студентам подготовиться к грамотному и аргументированному изложению своей позиции в таких дискуссиях.

Все задания должны выполняться в соответствии с рекомендациями преподавателя. Для выполнения работы необходимо использовать действующие нормативно-правовые акты, Интернет-ресурсы, учебное пособие по биоэтике и конспекты лекций.

Оценка работы производится в соответствии с объемом выполненного задания и качеством его изложения. Если работы выполнена менее чем на 50 процентов, то она не оценивается.

 

ТЕМА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ.

 

1. Врачебная этика Гиппократа.

2. Христианские ценности деятельной любви в средневековой врачебной этике. Модели Парацельса.

3. Медицинская этика Нового времени.

4. Врачебная этика в России до 1917 г.

5. Медицинская этика в Советском Союзе и современной России.

Цель: систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков студента.

Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-8, ПК-4.

 

ЗАДАНИЯ.

Задание 1. Объясните следующие термины:

Профессиональная этика - _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Медицинская этика - ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Внимательно прочитайте текст «Клятвы Гиппократа» и выделите основные этические принципы, сформулированные в нём.

1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. __________________________________________________________________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Внимательно прочитайте фрагмент текста Гиппократа.

О враче

1. Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других. Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных. Должно также ему наблюдать все это и в отношении духа; быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в остальной, правильно устроенной жизни. И это наибольше принесет ему помощь для приобретения славы. Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Но должно наблюдать, когда можно пользоваться всем этим, ибо одни и те же приемы у одних и тех же (больных) ценятся, когда они редки. Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными – немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержанным. Итак, вот этими-то доблестями души и тела он должен отличаться.

 

О благоприличном поведении

5. Поэтому должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства. В ней заключается знание доходов и употребление всего того, что относится к дружбе, к детям, к имуществу. С этим познанием также соединена некоторая мудрость, так как и врач имеет многое из всего этого.

7. Итак, когда все это имеется, врачу следует иметь своим спутником некоторую вежливость, ибо суровость в обращении мешает доступности к врачу как для здоровых, так и для больных. Особенно же ему должно наблюдать за самим собой, чтобы не обнажать многих частей тела и чтобы с людьми не заводить разговоров о многих предметах, а только о необходимых, ибо это считается некоторым насильственным побуждением к лечению. Ничего не надо делать ни излишнего, ни для воображения. Смотри, чтобы все у тебя было приготовлено для удобного действования, как следует; иначе, когда будет нужда, то окажется неприятное затруднение.

Наставления

4. Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, – ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, – то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности.

8. [...]Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно, по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь. В болезни, протекающей медленно, когда зло усиливается, в этот момент, вследствие трудности положения, много вещей ускользает от внимания. Нужно поэтому в данном случае иметь твердую уверенность, ибо я никогда не признаю, что искусство произнесло здесь окончательное решение. Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собою и высмеивать друг друга. Ибо, я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависти другого; это значило бы показывать свою слабость: соседи по ремеслу на площади склонны делать это. Однако не ложно то, что думают об успехе консультаций, ибо во всяком изобилии лежит недостаток.

9. Кроме всего этого, очевидным и великим доказательством существования искусства будет, если кто, устанавливая правильное лечение, не перестанет ободрять больных, чтобы они не слишком волновались духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления. Ведь мы руководимся всем тем, что нужно для здоровья, и, получая предписания, больной не совершит ошибки. Но сами больные, по причине своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью. Тот же, кому поручена забота о больном, если покажет все открытия искусства, сохраняя природу, а не изменяя ее, устранит горечь настоящего положения или мгновенное недоверие.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какими нравственными качествами должен обладать врач, по мнению Гиппократа? ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие сферы профессиональной деятельности врача регламентирует Гиппократ?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что говорит автор о социальном статусе врача?_______________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие принципы профессиональной этики врача формулирует Гиппократ? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Сравните два документа: Женевскую декларацию и Клятву Гиппократа. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие этические принципы сближают два этих документа?_____________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выявите основные различия между этими документами в изложении моральных принципов. __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие сферы медицинской практики регламентируются в Женевской Декларации? _________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Проанализируйте документ «Международный кодекс медицинской этики» и ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы главные моральные ценности врача? __________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие проблемы возникают в современном обществе в связи с коммерциализацией медицины? На какие этические принципы должен опираться врач при решении этих проблем?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. На каких общих принципах должны строиться отношения внутри медицинского сообщества?________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6. Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).

1. ОСНОВНЫМ ДЛЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЦИП

A. исполняй долг

B. не прелюбодействуй

C. храни врачебную тайну

D. помоги коллеге.

 

2. «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И БИОМЕДИЦИНЕ» (1997 г.) ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИОРИТЕТНЫМИ

A. интересы и благо человеческого существа;

B. интересы общества;

C. интересы государства;

D. интересы науки и научного прогресса.

 

3. ДОЛГ – ЭТО ТО, ЧТО ИСПОЛНЯЕТСЯ В СИЛУ

A. требования близких людей;

B. приказа начальника;

C. соответствия законодательству страны;

D. требования совести и морального идеала.

4. БИОЭТИКА – ЭТО:

A. современная медицинская этика

B. этическая экспертиза биологических наук

C. философия и наука выживаемости

D. соединение биологических знаний с человеческими ценностями

 

5. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА –

A. уважение своих коллег

B. спасение и сохранение жизни человека

C. материальная выгода

D. общественное признание заслуг врача

 

6. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ БИОЭТИКИ КАК МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ:

A. уважение человеческого достоинства пациента

B. безусловное подчинение личных интересов корпоративным

C. приоритет интересов медицины над интересами больного

D. свободный выбор врачом способов лечения

 

7. ПРАВИЛЬНЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЭТИКИ КАК НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ:

A. это наука об отношении живых существ между собой

B. это философская наука, объектом изучения которой является мораль, а центральной проблемой – добро и зло

C. это набор правил поведения в обществе

D. это наука управления поведением людей

 

8. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ГИППОКРАТОВСКОЙ ЭТИКИ ВРАЧА –

A. «твори благо»

B. «не убий»

C. приоритет интересов врача перед пациентом

D. «не навреди»

 

9. ДЛЯ ДЕОНТОЛОГИИ ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

A. правильное исполнение своего профессионального долга

B. сохранение врачебной тайны

C. принцип невмешательства в личную жизнь пациента

D. повышение престижа врачебных профессий.

 

10. ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ:

A. привилегии для определенных слоев общества

B. гуманного милосердия и социальной справедливости

C. экономической заинтересованности профессионалов

D. личного стремления врача творить добро.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие особенности характеризуют профессиональную этику?

2. Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?

3. Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?

4. Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

5. В чем заключается суть принципа «не навреди», сформулированного Гиппократом?

6. Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?

7. На какие моральные принципы ориентировались в своей профессиональной деятельности русские и врачи ХIX в.?

8. Ф. Гааз призывал – «Спешите делать добро!». Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.

9. Назовите особенности медицинской этики советского периода.

10. Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.

11. В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?

ТЕМЫДОКЛАДОВ

1. Христианские моральные ценности и медицинская этика.

2. Проблемы медицинской этики в «Записках врача» В.В. Вересаева.

3. Вопросы медицинской этики в художественной литературе: произведения Чехова А., Булгаков М. «Собачье сердце», Г.Уэллс «Остров доктора Моро».

4. В.Ф. Войно-Ясенецкий. Этика хирурга.

5. Роль Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) в развитии современной медицинской этики.

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

1. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.

2. Деонтология Н.Н. Петрова.

3. Модель медицинской этики Парацельса.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 Галковская О. А., Маркова Т.И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им.И. И. Мечникова, 2014. – 152 с.

2 Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.

3 Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов / Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Балалыкин Д. А., Кисилев А С. История и современные вопросы развития биоэтики. – М.: Изд-во МГМУ им. И. М. Сеченова, 2012. – 144 с.

2. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты: учеб.-метод. пособие/ Я. С. Яскевич, Б. Г. Юдин, С. Д. Денисов [и др.]; под ред. Я. С. Яскевич. – Минск: БГЭУ, 2007. – 225 с.

3. Дёрнер К. Хороший врач: Учебник основной позиции врача. – М.: Алетейя, 2006. – 152 с.

4. Колланже Ж.-Ф. Биоэтика и протестантизм // Медицина и права человека. М., 1992. – С.18-29.

5. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. – М.: ММСИ, 1995. – 239 с.

6. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. – М., 1956.

7. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: издательство «Грантъ», 2001. – 193 с.

 

 

Сдано: _________________________

Проверено: _____________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: