ТЕМА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И




ОСНОВАНИЯ БИОЭТИКИ

1. Техногенная культура и проблема жизни и достоинства человека.

2. Современные биомедицинские технологии и новые ситуации морального выбора.

3. Биоэтика как современная форма профессиональной врачебной этики. Ее задачи, цели и особенности метода. Основные направления.

4. Концепция фундаментальных прав человека. Жизнь как ценность.

5. Биомедицинская этика и нравственное сознание врачебного сообщества. Основные этические документы ВМА, АМА, Совета Европы, РФ.

 

ЦЕЛЬ: систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков студента.

Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-8, ПК-4.

ЗАДАНИЯ.

Задание 1. Объясните следующие термины:

Правосознание –_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Достоинство – __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Жизнь – ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Личная ответственность – _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Уважение – _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Коммерциализация медицины – ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Моральный кодекс – _____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Человечность – _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Чуткость – ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Право на самоопределение – ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Назовите четыре основные группы проблем, находящиеся в ведении современной биоэтики

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 3. Медицину называют «социальным естествознанием». Сформулируйте аргументы в защиту этой позиции.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. В. Р. Поттер определял биоэтику как науку выживания. Поясните, как Вы понимаете это определение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. В пункте 10Лиссабонской декларации ВМА указано:

«а) Следует всегда уважать человеческое достоинство и право пациентов на неприкосновенность частной жизни, а также их культурные и моральные ценности при оказании медицинской помощи и в ходе практического медицинского обучения…».

Может ли, по вашему мнению, обязанность уважать культурные и моральные ценности пациента, негативно повлиять на лечебный процесс? Аргументируйте свое мнение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6. В современном обществе усилилась тенденция к всеохватывающему законодательному регулированию отношений между пациентом и медицинским работником. Поэтому приобретает актуальность вопрос: может быть, в самом деле, целесообразно ограничиться преподаванием Законодательства об охране здоровья граждан, исключив при этом изучение биомедицинской этики? Выразите свое мнение по данному вопросу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).

1 БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ПО ПРОГРАММЕ

A. платных услуг

B. добровольного медицинского страхования

C. бесплатных медицинских услуг

D. обязательного медицинского страхования

E. государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью

 

2 ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЯВЛЯЕТСЯ

A. государственная система

B. платная медицина

C. страховая медицина

D. бюджетно-страховая медицина

 

3 ОСНОВАНИЕМ МУСУЛЬМАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ

A. общие национальные интересы

B. свод канонических законов ислама

C. способность и право интерпретации специалиста

D. интересы науки

 

4 К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ОСНОВАНИЯМ БИОЭТИКИ НЕ ОТНОСИТСЯ:

A. рост правосознания;

B. высокая стоимость медицинских услуг;

C. внедрение в медицинскую практику технологий, позволяющих вмешиваться в основы жизни;

D. противопоставление фундаментальных общечеловеческих ценностей и ценностей науки.

 

5 БИОЭТИКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ОСНОВАНИЯ, ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ, ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, НАЗЫВАЕТСЯ:

A. общей биоэтикой

B. специальной биоэтикой

C. клинической биоэтикой

 

6 В ПРАВОСЛАВНОЙ МЕДИЦИНЕ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИХ МОРАЛЬНЫХ НОРМ:

A. нравственность сердца (стыд, жалость, совесть, благоговение);

B. изменение и лечение человека путём просветления и умиротворения духа, самоуглубления.

C. этика ответственности, при которой главной ценностью является моральная автономия и уважение прав пациента

 

7 БИОЭТИКУ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СЛУЧАЕВ ВРАЧЕБНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НАЗЫВАЮТ:

A. общей биоэтикой

B. клинической биоэтикой

C. специальной биоэтикой

 

8 В БУДДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ ПРЕОБЛАДАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ:

A. нравственность сердца (стыд, жалость, совесть, благоговение);

B. этика ответственности, при которой главной ценностью является моральная автономия и уважение прав пациента;

C. изменение и лечение человека путём просветления и умиротворения духа, самоуглубления.

 

9 ДИСЦИПЛИНА, АНАЛИЗИРУЮЩАЯ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫВ МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ АБОРТ, ГЕННУЮ ИНЖЕНЕРИЮ, КЛОНИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ЭВТАНАЗИЮ И ДР., НАЗЫВАЕТСЯ:

A. клинической биоэтикой;

B. специальной биоэтикой;

C. общей биоэтикой.

 

10 ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

A. психической и физической полноценностью;

B. финансовой состоятельностью;

C. уникальностью и неповторимостью личности;

D. возрастом (количеством прожитых лет)

ТЕМЫДОКЛАДОВ

1 Биоэтика в контексте национальной и глобальной безопасности.

2 Медицина, этика, право, религия: формы взаимодействия.

3 Медицина и права человека в современной России.

4 Роль «Нюрнбергского кодекса» (1947), «Хельсинской декларации» (ВМА 1964) и «Конвенции о правах человека в биомедицине» (Совет Европы, 1996) в процессе выработки нормативно-правовых актов в области биомедицины.

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

1. Ценности человеческой жизни и права человека.

2. Глобальные риски и новые медицинские технологии.

3. Нравственное богословие Православия и биоэтика.

4. «Христианская» биоэтика в католицизме и протестантизме: сравнительный анализ.

5. Нравственная доктрина ислама и биоэтика.

6. Общецивилизационные основания биоэтического знания.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов /Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.

2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.

3. Галковская О. А., Маркова Т. И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014 – 152 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белкина Е. А. Сущность и основные принципы биоэтики как прикладной науки // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2011. №8. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osnovnye-printsipy-bioetiki-kak-prikladnoy-nauki

2. Беляева Е. В. Моральный универсализм в эпоху глобализации // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. – Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. С. 407-408.

3. Летов О.В. Биоэтика и современная медицина / РАН ИНИОН. Центр гуманитарных науч.-информ. Исслед. Отдел философии. – М., 2009. – 254 с.

4. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: Учебник / Пер. с итал.: В. Зелинский и Н. Костомарова. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. – 413 с.

5. Силуянова И. В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебн. пособие / И.В. Силуянова. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 224 с.

6. Тищенко П.Д. На гранях жизни и смерти: философские исследования оснований биоэтики. – СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2011. – 328 с

7. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 259-302.

8. https://www.medicinform.net

9. https://ncbcenter.org

10. www.pravoslavie.ru

11. https://postnauka.ru

 

Сдал:

Проверил:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: