ОСНОВАНИЯ БИОЭТИКИ
1. Техногенная культура и проблема жизни и достоинства человека.
2. Современные биомедицинские технологии и новые ситуации морального выбора.
3. Биоэтика как современная форма профессиональной врачебной этики. Ее задачи, цели и особенности метода. Основные направления.
4. Концепция фундаментальных прав человека. Жизнь как ценность.
5. Биомедицинская этика и нравственное сознание врачебного сообщества. Основные этические документы ВМА, АМА, Совета Европы, РФ.
ЦЕЛЬ: систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков студента.
Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-8, ПК-4.
ЗАДАНИЯ.
Задание 1. Объясните следующие термины:
Правосознание –_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Достоинство – __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Жизнь – ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Личная ответственность – _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Уважение – _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Коммерциализация медицины – ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Моральный кодекс – _____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Человечность – _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Чуткость – ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Право на самоопределение – ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Назовите четыре основные группы проблем, находящиеся в ведении современной биоэтики
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3. Медицину называют «социальным естествознанием». Сформулируйте аргументы в защиту этой позиции.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. В. Р. Поттер определял биоэтику как науку выживания. Поясните, как Вы понимаете это определение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. В пункте 10Лиссабонской декларации ВМА указано:
«а) Следует всегда уважать человеческое достоинство и право пациентов на неприкосновенность частной жизни, а также их культурные и моральные ценности при оказании медицинской помощи и в ходе практического медицинского обучения…».
Может ли, по вашему мнению, обязанность уважать культурные и моральные ценности пациента, негативно повлиять на лечебный процесс? Аргументируйте свое мнение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. В современном обществе усилилась тенденция к всеохватывающему законодательному регулированию отношений между пациентом и медицинским работником. Поэтому приобретает актуальность вопрос: может быть, в самом деле, целесообразно ограничиться преподаванием Законодательства об охране здоровья граждан, исключив при этом изучение биомедицинской этики? Выразите свое мнение по данному вопросу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).
1 БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ПО ПРОГРАММЕ
A. платных услуг
B. добровольного медицинского страхования
C. бесплатных медицинских услуг
D. обязательного медицинского страхования
E. государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью
2 ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЯВЛЯЕТСЯ
A. государственная система
B. платная медицина
C. страховая медицина
D. бюджетно-страховая медицина
3 ОСНОВАНИЕМ МУСУЛЬМАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ
A. общие национальные интересы
B. свод канонических законов ислама
C. способность и право интерпретации специалиста
D. интересы науки
4 К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ОСНОВАНИЯМ БИОЭТИКИ НЕ ОТНОСИТСЯ:
A. рост правосознания;
B. высокая стоимость медицинских услуг;
C. внедрение в медицинскую практику технологий, позволяющих вмешиваться в основы жизни;
D. противопоставление фундаментальных общечеловеческих ценностей и ценностей науки.
5 БИОЭТИКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ОСНОВАНИЯ, ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ, ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, НАЗЫВАЕТСЯ:
A. общей биоэтикой
B. специальной биоэтикой
C. клинической биоэтикой
6 В ПРАВОСЛАВНОЙ МЕДИЦИНЕ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИХ МОРАЛЬНЫХ НОРМ:
A. нравственность сердца (стыд, жалость, совесть, благоговение);
B. изменение и лечение человека путём просветления и умиротворения духа, самоуглубления.
C. этика ответственности, при которой главной ценностью является моральная автономия и уважение прав пациента
7 БИОЭТИКУ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СЛУЧАЕВ ВРАЧЕБНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НАЗЫВАЮТ:
A. общей биоэтикой
B. клинической биоэтикой
C. специальной биоэтикой
8 В БУДДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ ПРЕОБЛАДАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ:
A. нравственность сердца (стыд, жалость, совесть, благоговение);
B. этика ответственности, при которой главной ценностью является моральная автономия и уважение прав пациента;
C. изменение и лечение человека путём просветления и умиротворения духа, самоуглубления.
9 ДИСЦИПЛИНА, АНАЛИЗИРУЮЩАЯ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫВ МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ АБОРТ, ГЕННУЮ ИНЖЕНЕРИЮ, КЛОНИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ЭВТАНАЗИЮ И ДР., НАЗЫВАЕТСЯ:
A. клинической биоэтикой;
B. специальной биоэтикой;
C. общей биоэтикой.
10 ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
A. психической и физической полноценностью;
B. финансовой состоятельностью;
C. уникальностью и неповторимостью личности;
D. возрастом (количеством прожитых лет)
ТЕМЫДОКЛАДОВ
1 Биоэтика в контексте национальной и глобальной безопасности.
2 Медицина, этика, право, религия: формы взаимодействия.
3 Медицина и права человека в современной России.
4 Роль «Нюрнбергского кодекса» (1947), «Хельсинской декларации» (ВМА 1964) и «Конвенции о правах человека в биомедицине» (Совет Европы, 1996) в процессе выработки нормативно-правовых актов в области биомедицины.
ТЕМЫРЕФЕРАТОВ
1. Ценности человеческой жизни и права человека.
2. Глобальные риски и новые медицинские технологии.
3. Нравственное богословие Православия и биоэтика.
4. «Христианская» биоэтика в католицизме и протестантизме: сравнительный анализ.
5. Нравственная доктрина ислама и биоэтика.
6. Общецивилизационные основания биоэтического знания.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов /Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.
2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.
3. Галковская О. А., Маркова Т. И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014 – 152 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Белкина Е. А. Сущность и основные принципы биоэтики как прикладной науки // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2011. №8. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osnovnye-printsipy-bioetiki-kak-prikladnoy-nauki
2. Беляева Е. В. Моральный универсализм в эпоху глобализации // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. – Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. С. 407-408.
3. Летов О.В. Биоэтика и современная медицина / РАН ИНИОН. Центр гуманитарных науч.-информ. Исслед. Отдел философии. – М., 2009. – 254 с.
4. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: Учебник / Пер. с итал.: В. Зелинский и Н. Костомарова. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. – 413 с.
5. Силуянова И. В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебн. пособие / И.В. Силуянова. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 224 с.
6. Тищенко П.Д. На гранях жизни и смерти: философские исследования оснований биоэтики. – СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2011. – 328 с
7. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 259-302.
8. https://www.medicinform.net
9. https://ncbcenter.org
10. www.pravoslavie.ru
11. https://postnauka.ru
Сдал:
Проверил: