Вышеуказанные данные действительны для обоих опросов.
Содержание вопроса | Дом творчества | Школа искусств | Школа | Дом культуры |
В каких учреждениях вы посещаете объединения (кружки) дополнительного образования? |
По результатам ответов на третий вопрос видно, что большая часть детей предпочитает заниматься в домах творчества, что соответствует и Школе ремесел.
Теперь рассмотрим результаты опроса по остальным семи вопросам, которые касаются готовности ребят к обучению ремеслам.
№ | Содержание вопроса | да | нет | затруднение в ответе |
1. | Посещаете ли вы объединения (кружки) дополнительного образования? | |||
2. | Посещаете ли вы объединения (кружки) связанные с народными ремеслами? | |||
3. | Слышали ли вы про народные ремесла? | |||
4. | Обучаетесь ли вы какому либо ремеслу? | |||
5. | Занимается ли кто-нибудь в вашей семье народными ремеслами? | |||
6. | Хотели бы вы научиться каким либо ремеслам? | |||
7. | Есть ли виды народного прикладного творчества, которые вам нравятся? |
Рассмотрим вероятные мотивы обучающихся в данном опросе.
Все участники опроса посещают объединения дополнительного образования по разным причинам - это и истинная потребность в творчестве и желание попробовать себя в разных видах творчества, и простое отсутствие четкой организации досуга. Желание научится ремеслам, тоже имеет различную мотивацию. В первую очередь это простое любопытство, частично – желание самоутвердиться и лишь пятая часть имеет четкий мотив овладения конкретным ремеслом. Рассмотрим возможные решения по итогам опроса.
Такой результат ставит как перед педагогом, так и перед самой Школой две важных задачи. Во первых сформировать интерес у воспитанников, не давших положительный ответ; во вторых превратить общий интерес в устойчивую потребность в обучении.
Результат опроса №1 для обучающихся образовательных учреждений Тамбовской области, прибывших для обучения в школу ремесел.
Следует отметить, что первичный опрос был проведен в день открытия Областной школы ремесел, до знакомства ребят с ремеслами. С этого же дня начинается процесс вовлечения ребят в народное творчество. После посещения вводного ознакомительного курса проводится открытое голосование по выбору ремесла. Также в этот день ребята посетили выставку по прикладному народному творчеству, на которой выставлялись работы не только профессиональных художников и педагогов, но и их воспитанников. Это тоже являлось стимулом для приобщения к творчеству.
Теперь обратим внимание на наблюдения за опрошенными, которые проводились в ходе очных занятии. На первом занятии ребята смогли освоить правила пользования инструментами и основные виды технологических операций. К концу занятия у многих ребят появился явный интерес к представленным видам творчества. В свою очередь педагогами были организованны интересные экскурсы в историю изучаемого ремесла, с практическим показом уникальных произведений искусства, сделанных не только мастерами, но и детьми. Помимо групповой работы с каждым учеником была проведена индивидуальная работа. Например: формирование навыков работы режущими инструментами у леворуких детей. Всем участникам было дано задание по накоплению материала об изучаемом ремесле в его муниципалитете, что сразу нашло много откликов. Само занятие носит неформальный характер, что способствует скорейшей адаптации ребят.
На втором занятии уже все воспитанники самостоятельно выполняли построение простейших орнаментов и исполняли их в материале. И здесь следует отметить результат дистанционных занятий, подготовленных педагогами школы ремесел. Помимо плановых работ ребята предлагали свои решения при работе с материалом, основанные на традиционных мотивах их населенных пунктов.
Для повышения качества исследования после двух очных и нескольких дистанционных занятий, был проведен второй опрос, который как раз и показал результативность работы школы, ее плюсы и минусы, а также помог скоординировать дальнейшую работу по совершенствованию организационно-педагогических условий, направленных на возрождение народных ремесел через обучение детей в Школе ремесел.
Результат опроса №2 для обучающихся Тамбовской областной школы ремесел. /Через два месяц момента начала обучения/
№ | Содержание вопроса | да | нет | затрудняюсь ответить |
1. | Обучались ли вы выбранному ремеслу раньше? | |||
2. | Планируете ли вы достигнуть высоких результатов по окончанию курса? | |||
3. | Хоте ли бы вы изменений в работе школы? | |||
4. | Будете ли вы заниматься выбранным ремеслом после завершения курса? | |||
5. | Есть ли виды народных ремесел, которые вам нравятся? |
Из диаграммы видно, что несмотря на то, что на момент начала обучения всего лишь десятая часть обучающихся занималась народными ремеслами к моменту второго опроса у большинства появился интерес и удовлетворенность, более половины планируют и в дальнейшем заниматься народным творчеством и ждут от этого высоких результатов – это несомненно говорит о грамотно сформированных организационно - педагогических условиях возрождения традиционных ремесел в работе Школы ремесел. В ходе повторного опроса было установлено, что мотивация ребят к занятию стала носить ярко выраженный характер, основанный на желании приобрести профессиональные трудовые навыки в сфере народных ремесел, появилась цель более углубленного освоения изученных техник, а это значит, что при организации современных форм работы дополнительное образование может успешно развиваться, вовлекая в свои ряды подрастающие поколения.