В этом документе указано, что недопустимо крещение младенцев в семьях, в которых




СТАНОВЛЕНИЕ ОГЛАСИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

В РУССКОЙ ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Дореволюционный этап

Российская империя – православная страна, где все дети православных граждан крещены во младенчестве.

Период гонений большевиков (1917-1988)

Таинство Крещения в условиях гонений совершается уже в силу проявленного желания человека.

Период церковного возрождения (1988-2009)

Патриарх Алексий II неоднократно призывал духовенство проводить подготовительные беседы перед совершением Крещения взрослых и детей (как минимум одну беседу).

Современный этап истории Русской Церкви

В 2005 г. в Ростовской-на-Дону епархии циркуляром правящего архиерея был утвержден порядок оглашения взрослых в течение месяца с посещением 4-х бесед, а для родителей и восприемников младенцев – одна подготовительная беседа. При этом не были описаны критерии готовности к участию в Таинстве.

В 2011 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Здесь обозначены требования к организации катехизации и приведены четкие критерии готовности к Крещению.

  1. ДОГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Запрещено крестить взрослого человека, который не знает основ православной веры и не осознает подлинный смысл этого Таинства.

Догматический минимум:

- исповедание (то есть провозглашение вслух) Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем;

- твердое намерение жить согласно учению Церкви и Слова Божьего (это предполагает прочтение текста Евангелия);

- исповедание Символа веры.

  1. МОРАЛЬНЫЙ КАТЕХИЗИС

Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской нравственности.

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ЖЕЛАНИЯ И ВОЛИ К ИЗМЕНЕНИЮ ЖИЗНИ

Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые,

- не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве (возможные причины: равнодушие к религии, уверенность в том, что в христианстве им всё понятно, или же такие люди не способны принимать советы и наставления людей Церкви);

- не выражают покаяние и желание начать новую жизнь;

- стремятся принять Крещение по суеверными причинами.

  1. МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОГЛАШЕНИЯ:

- проведение не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;

- участие в покаянно-исповедальной беседе, которая предполагает «осознание и исповедание крещаемым своих грехов».

Относительно ВОЗМОЖНОСТИ КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ в документе сказано следующее:

  1. ДОГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников.

Если родители и восприемники не научены основам веры и не участвуют в церковной жизни, в этом случае они должны пройти минимальную огласительную подготовку.

  1. ЛИТУРГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

«Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии».

Такая формулировка подразумевает, что однократное участие родителей и восприемников в Таинствах Покаяния и Евхаристии достаточно для подготовки к крещению младенца. Причем это не обязательно, но весьма желательно.

20 декабря 2013 г. в своем Докладе на епархиальном собрании г. Москвы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл потребовал от московского духовенства проведение двух подготовительных бесед с родителями и восприемниками младенцев, а также коснулся темы крещения младенца, родитель которого не принадлежит к Церкви:

«Необходимо взвешенно подходить к проблеме крещения детей втайне от главы семьи — мусульманина, так как в этом случае высока вероятность того, что ребенок не будет воспитан в православной вере. Весьма желательно, чтобы согласие на крещение давали все родители».

25-26 декабря 2013 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери».

 

В этом документе указано, что недопустимо крещение младенцев в семьях, в которых

  1. ДОГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

- не разделяют христианское учение о браке и семье (в частности) и вообще учение Церкви;

  1. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

- исключается воспитание ребенка согласно нормам христианской нравственности и выражается любое сознательное нежелания жить по-христиански;

  1. ЛИТУРГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

- не предполагается регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах;

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

- сознательно пренебрегают церковной традицией и где практически исключается возможность христианского воспитания ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: