СТАНОВЛЕНИЕ ОГЛАСИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
В РУССКОЙ ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дореволюционный этап
Российская империя – православная страна, где все дети православных граждан крещены во младенчестве.
Период гонений большевиков (1917-1988)
Таинство Крещения в условиях гонений совершается уже в силу проявленного желания человека.
Период церковного возрождения (1988-2009)
Патриарх Алексий II неоднократно призывал духовенство проводить подготовительные беседы перед совершением Крещения взрослых и детей (как минимум одну беседу).
Современный этап истории Русской Церкви
В 2005 г. в Ростовской-на-Дону епархии циркуляром правящего архиерея был утвержден порядок оглашения взрослых в течение месяца с посещением 4-х бесед, а для родителей и восприемников младенцев – одна подготовительная беседа. При этом не были описаны критерии готовности к участию в Таинстве.
В 2011 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Здесь обозначены требования к организации катехизации и приведены четкие критерии готовности к Крещению.
- ДОГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Запрещено крестить взрослого человека, который не знает основ православной веры и не осознает подлинный смысл этого Таинства.
Догматический минимум:
- исповедание (то есть провозглашение вслух) Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем;
- твердое намерение жить согласно учению Церкви и Слова Божьего (это предполагает прочтение текста Евангелия);
- исповедание Символа веры.
- МОРАЛЬНЫЙ КАТЕХИЗИС
Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской нравственности.
- ВЫЯВЛЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ЖЕЛАНИЯ И ВОЛИ К ИЗМЕНЕНИЮ ЖИЗНИ
Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые,
- не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве (возможные причины: равнодушие к религии, уверенность в том, что в христианстве им всё понятно, или же такие люди не способны принимать советы и наставления людей Церкви);
- не выражают покаяние и желание начать новую жизнь;
- стремятся принять Крещение по суеверными причинами.
- МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОГЛАШЕНИЯ:
- проведение не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;
- участие в покаянно-исповедальной беседе, которая предполагает «осознание и исповедание крещаемым своих грехов».
Относительно ВОЗМОЖНОСТИ КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ в документе сказано следующее:
- ДОГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников.
Если родители и восприемники не научены основам веры и не участвуют в церковной жизни, в этом случае они должны пройти минимальную огласительную подготовку.
- ЛИТУРГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
«Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии».
Такая формулировка подразумевает, что однократное участие родителей и восприемников в Таинствах Покаяния и Евхаристии достаточно для подготовки к крещению младенца. Причем это не обязательно, но весьма желательно.
20 декабря 2013 г. в своем Докладе на епархиальном собрании г. Москвы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл потребовал от московского духовенства проведение двух подготовительных бесед с родителями и восприемниками младенцев, а также коснулся темы крещения младенца, родитель которого не принадлежит к Церкви:
«Необходимо взвешенно подходить к проблеме крещения детей втайне от главы семьи — мусульманина, так как в этом случае высока вероятность того, что ребенок не будет воспитан в православной вере. Весьма желательно, чтобы согласие на крещение давали все родители».
25-26 декабря 2013 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери».
В этом документе указано, что недопустимо крещение младенцев в семьях, в которых
- ДОГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- не разделяют христианское учение о браке и семье (в частности) и вообще учение Церкви;
- НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
- исключается воспитание ребенка согласно нормам христианской нравственности и выражается любое сознательное нежелания жить по-христиански;
- ЛИТУРГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- не предполагается регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах;
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- сознательно пренебрегают церковной традицией и где практически исключается возможность христианского воспитания ребенка.