Основные этапы и сферы социализации




Начальный этап: социализация ребёнка, ключевая роль семьи.

Средний этап: социализация в процессе обучения (школа, колледж).

Завершающий этап: социализация взрослого человека, осваивающего новые социальные роли.

Ребёнок вступает в мир сначала как биоло­гическое существо. Первичной социальной группой,в которой начинается процесс социализации, является семья. В ней закладываются основы его личности. В семье он усваивает элементарные нормы культуры, учится выполнять простые социальные роли. Несмотря на появление позднее других сфер социализации, у личности всегда остаются привитые в дет­стве основные образцы поведения.

Важность социализации ребёнка в семье состоит в том, что:

  • во-первых, в детстве примерно на 70% формируется человеческая личность. Если социализация в семье происходит плохо, человек может так и не стать полноценной личностью;
  • во-вторых, ранняя детская социализация не похожа на обучение в школе или институте. Обучение знаниям или профессии и обучение жизни — вещи разные. Школа не может научить девочку или мальчика быть хорошей домохозяйкой или заботливым отцом, тактичным или весёлым человеком. В семье и малых группах обучаются не только знанию и правилам поведения, но формируется эмоциональный мир ребенка, закладываются его основные ценности. Вот почему о социализации нужно говорить скорее как об «освоении», а не просто «обучении». Социализация включает в себя обучение как одну из частей. Главным способом семейной социализации является восприятие и копирование детьми ролей и моделей поведения взрослых членов семьи.

Наряду с семьёй для социализации существенную роль играет формирование личности в других первичных (связанных непосредственными, личными отношениями, например, друзья по двору, школьный класс) и вторичных (администрация школы, институт, средства массовой информации, церковь и т. п.) социальных группах и сферах социализации.

Для социализации в детском возрасте наиболее важны малые первичные группы. В них человек осваивает различные социальные роли. В них происходит формирование Я человека.

Как это происходит? Психологи и социологи установили, что каждый человек формирует свое Я, основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Без общения с другими людьми невозможно по настоящему осознать свое Я. Ребёнок смотрит как в зеркало на реакции других и через это формирует свое Я. (Это теория «зеркального Я» американского социолога Чарльза Кули.)

В связи с этим можно сказать и про концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это такая личность, одобрения которой человек, например ребёнок, добивается и чьи оценки он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на формирование собственного Я при социализации. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, более взрослые участники игр ребёнка. Он стремится перенять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».

Социализация и социальная адаптация

В результате социализации человек приспосабливается к окружающей его социальной среде, осваивает принятые в обществе правила и нормы поведения. Это приспособление называется социальной адаптацией. Выделяют активный и пассивный типы социальной адаптации. Активный характеризуется воздействием человека на социальную среду, пассивный — принятием существующих ценностей окружения без существенных изменений. Социальная адаптация особенно важна в детском и юношеском возрасте — на этапах первоначальной социализации.

Процесс социализации не заканчивается в юности. Он проходит стадии, которые охватывают все основные жизненные этапы. Это детство, юность, зрелость и старость. Поэтому помимо первоначальной социализации и социальной адаптации выделяют также зрелую социализацию.

 

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

• Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

• Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

• Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

• Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!