калена панчатвам итешу кртснашо
локешу палешу ча сарва-хетушу
тамас тадасид гаханам габхирам
йас тасйа паре ’бхивираджате вибхух
Когда уничтожается все, что существует и действует во вселенной — в том числе планеты вместе с их правителями и хранителями, — на мир опускается непроглядная тьма. Но Верховный Господь пребывает за пределами этой тьмы. Потому я ищу прибежища у Его лотосных стоп.
Комментарий: Как явствует из ведических мантр, Верховный Господь превыше всего. Он выше полубогов, в том числе Господа Брахмы и Господа Шивы, Он — верховный повелитель. Когда под влиянием Его энергии проявленный мир исчезает, все вокруг погружается во тьму. Однако Всевышний продолжает сиять, ибо Он лучезарен, что подтверждают ведические мантры: адитйа-варнам тамасах парастат. Из опыта мы знаем, что, когда наступает ночь, солнце продолжает сиять в другом месте небосвода. Подобно этому, Верховная Личность Бога, солнце солнц, неизменно сияет, даже когда все мироздание уничтожается.
***
Сегодня утром мы читаем «Шримад-Бхагаватам» 8 песнь, 3 главу «Молитвы Гаджендры», текст 5.
Несмотря на усилия Гаджендры, несмотря на все его надежды, крокодил не отпустит его. Гаджендра жил так, вел такую жизнь, какую любой материалист посчитает идеальной во всех отношениях. Он был весьма горд своей силой, своей славой, своей способностью управлять, контролировать. И теперь он оказался пойманным в челюстях крокодила. И он сражается с этим крокодилом тысячу небесных лет. В «Бхагаватам» не говорится об этом, но большинство из нас, возможно и Гаджендра тоже так думал: «Ну этот крокодил когда-нибудь меня все равно отпустит». Но, несмотря на его надежды, несмотря на его усилия, этот крокодил его не отпускал.
|
Так действует майя. Она поступает так с каждым. Она не отпустит. Неважно, чтобы вы не делали. Единственное, что может позволить нам вырваться из челюстей крокодила материальной энергии, это когда мы полностью смиримся, как Гаджендра, осознаем, что мы совершенно беспомощны, и предадимся. Нет другого пути, чтобы вырваться из пасти крокодила майи, кроме предания Кришне. И это предание подразумевает определенные чувства со стороны Гаджендры. Предание – это ни ритуал, это ни аскеза, это ни популярность в глазах других людей. Это истинное смирение. Это когда мы говорим Кришне: «Я – твой. Я страдаю, этот крокодил майи убивает меня, и я ничего не могу поделать. Несмотря на все свою надежды, сейчас я осознал, что он меня никогда не отпустить, пока я не предамся».
Иногда, как преданные, мы недоумеваем: «Когда же нас майя отпустить? Когда она оставит нас в покое?» Ответ: никогда. Пока вы не предадитесь, как Гаджендра. Продвижение в сознании Кришны не зависит от того, сколько стихов мы разучиваем или сколько лет мы уже в движении. И даже от того сколько раз вы обходили вокруг холма Говардахана, сколько кругов повторили. Все эти парикрамы, все эти круги, которые мы повторяем, они все предназначены, для того чтобы привести нас к полному преданию. И пока мы полностью не предадимся, майя не сдастся, она будет рядом. И это милость Кришны.
Кришна согласиться только на полное предание. Он будет согласен и на то, что вы дадите, на что угодно. Но он хочет дать вам самое высшее, но он не сможет дать вам самое высшее, пока вы не осознаете, что нет ничего еще. Что все остальное просто приходит и уходит. Но есть только одно вечное, и только одно, что может дать мне прибежище. Это Кришна. Мы можем читать об этом, слушать об этом, говорить об этом. Но мы должны по-настоящему, не просто поверить в это, мы должны действовать в соответствии с этим.
|
Бывают темные полосы в нашей жизни, но ничего не может быть темнее времени после уничтожения вселенной. Нет ничего кроме темноты в это время. Да, возможно у нас может быть и трудный день какой-то в жизни, но у нас должна быть вера, что придут лучшие времена. Может быть, сейчас погода плохая, штормит. Но мы верим, что распогодиться, придут хорошие дни. Возможно мы переживаем какую-то проблему сейчас, но у нас есть какая-то вера, что эта проблема закончиться. И это само по себе дает нам прибежище. Эта мысль о том, что проблема временна, она закончиться. И это дает нам некоторое прибежище. Будь это проблемой со здоровьем или с умом, или с климатом, или с окружающей средой, или эти проблемы доставляют нам другие живые существа. Люди пытаются нас уничтожить, люди просто не поступают так, как мы считаем, они должны поступать с нами. И разве мы не чувствуем прибежище от этой мысли, что когда-нибудь это закончиться?
Во время уничтожения вселенной и после проходит целая ночь Брахмы, длящаяся миллиарды лет. Когда нет солнца, нет света, абсолютная тьма. И вы ничего не можете делать в это время. Вы крепко спите, это совершенно беспомощное положение. Но даже тогда Кришна существует, он выше всей тьмы. Он источник, сияние бесконечных солнц. Он приглашает нас в свои трансцендентные игры, чтобы предоставить нам прибежище, и блаженную радость. Майя обращается с нами в этом мире так, что держит нас в иллюзии того, что все станет лучше. Как бы плохо не было, майя обманывает нас, и мы думаем, что все улучшиться, какие бы крокодилы нас не кусали. Устанет он кусать через некоторое время, уползет.
|
И пока у нас есть эти ложные надежды, мы не предаемся. Реальность такова, что как только вы приходите в материальный мир, крокодил иллюзии хватает вас. И он не отпустит вас никогда. Таков урок Шукадевы Госвами, урок для нас «Шримад-Бхагаватам».
После того как все попытки не удались, Гаджендра понял, что только Кришна может меня спасти: «Я – твой!» И в своем предании он не просил Господа освободить его от крокодила, в сущности он просто отдал свою жизнь Кришне: «Кришна, в пасти крокодила или в свободной от его пасти, я – твой!» Это настоящее предание. Мы должны сознавать, что в этом омуте материального существования мы всегда находимся в пасти крокодила. Когда Господь Чайтанья поет: «Джив джаго!» О чем он говорит? Если вы почитаете дальше, первый аспект предания – это признать, что мы в пасти крокодила. Бхактивинод Тхакур цитирует слова Господа Чайтаньи: «Вы проводите свои дни и ночи занимаясь бесполезным трудом, украшая свои мертвые тела». Майя очень сильна.
Царица Кунти молилась о том, чтобы на нее свалились эти бедствия, чтобы она всегда сознавала, что она пребывает в пасти крокодила, чтобы каждое мгновение она взывала к Кришне. Наша иллюзия такова, что мы не сознаем своего трудного положения. И даже если мы иногда сознаем это... Если мы действительно, серьезно сознаем в каком незавидном положении мы находимся, в своей иллюзии мы думаем, что это через некоторое время уйдет, это закончится. Пока мы не предадимся Кришне, это не уйдет. Вы будете стареть, вы будете болеть, вы умрете. Неважно, чтобы вы не делали в этой жизни. И тогда вам придется переживать травму рождения. Вам придется снова переживать весь этот спектакль.
Этот крокодил неутомим. И проблема в том, что этот крокодил настолько вечен, как и ваша душа. Майя вечна. Ее проявления временны, но сама майя вечна. Она является внешней энергией Кришны, бахиранга-шакти. Она вечна. И она смыкает вокруг вас свои челюсти, и не отпускает вас вечно, пока вы не придадитесь Кришне, не придадитесь Богу.
Вот почему в первые годы христианства считали, что как здорово, что вас убивают, распинают, когда вас мучают, и убивают. Потому что они чувствовали, что в этой ситуации, когда вас пытают и убивают, такие люди думали: «Я могу принять прибежище у Бога, и избавиться от этого ада». В те времена люди считали за честь умереть за Бога, великая возможность. Конечно, по их представлению, если не придадитесь Богу, то можете попасть навечно в ад. Я правда не знаю, верили ли в это ранние христиане. Есть разные мнения, но в одно они точно верили. В то, что до тех пор пока вы предадитесь Господу, вам придется вечно страдать. В этом смысле мы с ними единодушны.
Так что в каком бы мы не были положении не позволяйте майе обманывать вас: «Ну не переживай, хватка моих челюстей через некоторое время ослабнет, и у тебя все будет хорошо». Нет, в какой бы форме нам не приходили страдания, если мы страдаем так, как мы хотим страдать, это же не страдания. Настоящие страдания – это если мы чего-то действительно не хотим, то что мне действительно не приятно. Может быть это исходит от других людей, от моего тела. Но так или иначе, самое ужасное страдание – это страдание, которое мы бы никогда не предпочли, мы никогда не согласились на это. Не нужно думать, что есть список какой-то: «Вот страдания, выбирай, какое тебе больше нравится?» Иногда это приходит самым наихудшим образом.
Это случилось с Гаджендрой. Он был полностью унижен, он не только испытывал физически ужасную боль, но он был совершенно унижен перед всеми теми, кто его почитал, уважал, поклонялся ему. Он был царем. Его родственники, его жены, они считали его непогрешимым. Его дети считали его своим прибежищем. И перед всеми ними его унизили. Он был беспомощным. Он был разбит. У него не было ничего. И в этом состоянии он отдал свою жизнь Господу. И как он предавался? В своих молитвах: «Мой Господь, я – твой!»
Сегодняшний стих говорит: «Когда уничтожается все, что существует и действует во вселенной – в том числе планеты вместе с их правителями и хранителями, – на мир опускается непроглядная тьма». Однако мы надеемся, что все станет лучше в этом мире. Но в конце концов, произойдет полное уничтожение. Мы можем думать: «Ну я умру, но мои дети будут продолжать мое наследие, я буду жить в своих внуках и правнуках». Но в конечном итоге ничего другого не существует, все будет уничтожено, ваша собственность. Вы можете думать: «Я построил этот прекрасный дом». Правительство может думать: «О мы отстроили этот прекрасный монумент, который переживет нас всех». Но все это будет уничтожено. В действительности преданный признает, что даже сейчас происходит полное уничтожение. Потому что потенциально неизбежно это существует даже в настоящий момент.
От полного уничтожения отделяет лишь небольшое время. Но в любой ситуации, даже в этом самом экстремальном положении, Кришна всегда присутствует, чтобы помочь нам. Он никогда не бросает своего преданного. Мы можем думать, что есть какое-то другое прибежище. Но Кришна – сухрида сарва бхутанам, Он – лучший друг каждого. Чтобы ни происходило, он рядом, как Параматма в нашем сердце. Он ждет, чтобы подарить нам совершенно счастливую жизнь. Он постоянно ждет нас, чтобы мы не делали. Чтобы мы не сделали, он никогда нас не оставляет. Можно ли найти более хорошего друга?
Если вы придаете, хулите, отвергаете кого-то из жизни в жизни, будут ли они по-прежнему с вами? Но любовь Кришны бескорыстна, он никогда нас не оставляет, он всегда ждет, он всегда готов предоставить нам возможность. И даже в полной тьме уничтожения, Кришна также всегда присутствует как солнце. Иными словами, нет такого времени, чтобы Кришна не спас нас, когда мы поворачиваемся к нему.
И это одна из важных, самых важных историй «Шримад-Бхагаватам». В 10 песне «Бхагаватам» мы читаем о прекрасных отношениях между Кришной и жителями Вриндавана. Но прежде чем мы сможем оценить эти духовные отношения, основанные на любви, мы должны подняться над опытом Гаджендры. Мы должны предаться.
В эпоху Кали Господь низошел в своем святом имени. Тот Господь, который нисходит и разрезает пасть крокодила, и превращает Гаджендру, даруя ему его изначальное духовное тело, садит его на цветочный корабль, и возвращает его к Богу. Он сделал это за несколько мгновений. Мы прочтем об этом. Гаджендра был настолько искренний, Кришна низошел со своей чакрой, он убил крокодила. И Гаджендра получил освобождение. Если бы Гаджендра после того, как обрел освобождение подумал: «О какое облегчение, наконец-то сейчас я могу позаботиться о своей семье». Кришна бы просто оставил его там. Кришна бы сказал: «О, хочешь заботиться о семье. Хорошо. Ну встретишься с еще одним крокодилом. Ты в сущности не выбрался из пасти крокодила». Но после того как Гаджендра получил освобождение, Гаджендра уже ничего не хотел делать, кроме служения Господу. Он любил Господа. Он был очень благодарен.
Видя это, что у него не было никакого желания, он утратил всякие надежды на обещания майи в этом мире. Кришна не просто избавил его от крокодила, он посадил его на корабль, на летающий корабль. И отправил его прямиком на Вайкунтху, экспрессом. В век Кали особенно святое имя нисходит именно ради этой цели. Благодаря одному лишь святому имени, мы можем обрести освобождение из пасти крокодила материальной энергии. Святое Имя может вернуть нас к Богу в вечный мир, в мир Верховной Личности Бога. На этом основана наша вера. В этом мы убеждены, и в этом наша удача. Нам было даровано это понимание.
Чайтанья Махапрабху сказал этому брахману, что не благодаря учёности или аскезе, или совершению ритуалов, а только чистой преданностью. Хануман был обезьяной, гопи были простыми пастушками, Гаджендра был слоном. Кем бы мы ни были, когда мы действительно предаемся, когда мы действительно убеждены, что крокодил никогда не отпустит. Иногда мы признаем это, иногда нет, но мы всегда в челюстях крокодила майи. И действительно, даже во время ночи Господа Брахмы, когда все уничтожено, ничего не существует, полная тьма, крокодил существует, мы по-прежнему находимся в челюстях. Может быть мы крепко спим и не осознаем этого, но мы все равно в челюстях. Майя не отпускает нас даже после уничтожения мира. И как только Брахма просыпается, мы просыпаемся, и мы обнаруживаем, что мы по-прежнему здесь. Майя не засыпает. Она бодрствует круглыми сутками, вечно. Это материальная энергия Кришны.
Кришна не говорит в «Бхавад-гите» о каких-то днях, он говорит о калпах. Он говорит о жизнях Брахм. Мы все это время находились в материальном мире. Брахма живет 311 триллионов лет. Мы находились возможно в челюстях крокодила материальной энергии тысячи жизней Брахмы. И ни на секунду этот крокодил нас не отпускал. Иногда мы это больше признаем, иногда когда люди действительно наслаждаются, они счастливы, вот тогда эта хватка крокодила самая крепкая. Иными словами, мы не можем выбраться. Наслаждения... У этого крокодила много зубов, они очень острые все. Некоторые из них – зубы наслаждений, которые держат нас. Некоторые – это зубы страданий. Они тоже держат нас.
Мы можем от одного зуба к другому переходить, но мы никогда не выбираемся из этой хватки. Но Кришна пришел в форме святого имени, чтобы спасти нас. И тогда мы осознаем, каким же благословением является этот крокодил. Потому что без майи мы можем быть вечно отделены от Бога. Если она только не заставит нас страдать, а она это делает.
Итак, в духе Гаджендры, не завтра, сегодня мы должны научиться искренне принимать прибежище у Господа, когда мы повторяем его святое имя. Материальные желания никогда не уходят, пока вы не предадитесь Кришне.
Если ли вопросы?
Вопрос: Спасибо за эту лекцию. Для меня это был очень тяжелый опыт, Махарадж, во время лекции. Мы как грихастхи, у нас есть социальная жизнь, и также помимо духовной жизни у нас много каких-то общественных обязанностей, нам приходиться много делать, зарабатывать деньги, дом оплатить, много ответственности. И пока мы как садхаки учимся принимать прибежище у Господа. В то же время у нас много ответственности. Если мы не чувствуем, что страдания закончатся, то тогда практически мы будем все очень подавленными людьми. По крайней мере, я очень подавлен. Я, например, знаю, что сейчас рецессия идет. Но если я знаю, что она не кончиться, я буду подавлен, потому что как я могу выжить со всей ответственностью? Хотя вы нас учите, что мы должны знать, что эти страдания никогда не закончатся, но каким образом нам избавиться от депрессии, которая может родиться и от того мышления, поскольку если мы начнем думать, по крайней мере я чувствую, что я буду очень подавленным со всеми моими обязанностями. Вот я еще не научился этому искусству принятия прибежища, я еще только учусь. Но как же нам об обеих аспектах позаботиться?
Ответ: Пока вы не признаете реальность майи, что мы в челюстях крокодила, вы никогда не придадитесь Кришне. Это очень просто. Мы можем исполнять свои мирские обязанности, но мы не должны делать это в иллюзии. Мы должны понимать, что есть только одно решение. Со временем рецессия, этот спад может прекратиться. Если вы на это надеетесь, что мое счастье основано на надежде, что эта рецессия, что этот спад деловой активности прекратиться наконец. Ну пока она не прекратилась, может случиться много всего остального, гораздо более плохого, чем рецессия. Люди умирают от рака. Вы думаете, что им есть какое-то дело до рецессии? Они были бы только счастливы этой рецессии. Людей придают их любимые, какое им дело до рецессии? Столько песен о разбитых сердцах поется. Но ни одной песни о рецессии. Об экономическом процветании тоже немного песен. И хотя этот спад может закончиться со временем. Тем не менее, каждое мгновение вы стареете. К тому времени, когда рецессия прекратиться, вы можете уже состариться, и уже не сможете наслаждаться в любом случае. Очень скоро нам придется состариться. И придется умереть. Неужели во время экономического преуспевания людей умирает меньше, чем во время рецессии или даже депрессии экономической? Что скажите, столько же людей умирает? Все умирают. Это материальная природа.
Так что да, мы должны делать все от нас зависящее, исполнять обязанности в этом мире. Но мы понимаем пользуясь глазами писаний, что дукхалайа-ашашватам. Экономическое процветание – это один из зубов крокодила, а рецессия – это другой зуб, депрессия – третий зуб. Но это одна и та же челюсть. Много зубов. Вы еще более подавлены от моих слов? Мы не должны чувствовать депрессию, потому что мы понимаем, что всегда есть надежда. Неужели лучше пребывать в иллюзии, что все лучше становится, или пребывать в реальности, когда действительно становится лучше?
Шрила Прабхупада приводит пример коз на бойне. Они стоят в очереди, одну за другой их берут, отрубают им головы. Но те, кто стоят в очереди, они их подманивают вкусной травой, чтобы они шли вперед. Им дают эту вкусную пищу, и они наслаждаются, наслаждаются. Не осознавая при этом, что они продвигаются вперед, и лишь через какие-то мгновения их убьют. Коза, которая стоит за пять коз от конца очереди, она наслаждается. Она счастлива, потому что не знает, что ее ждет. Она счастлива в своем сознании. Но с точки зрения того, кто со стороны смотрит за всем эти. Шридам Прабху, вы бы посчитали эту козу счастливой? Это счастье дураков.
Если у кого-то неизлечимая болезнь, и он через несколько месяцев умрет, но он при этом не знает этого, то вы можете подумать: «Какая замечательная жизнь?» Но он лучше бы знал об этом, и что-то сделал связи с этим. Сознание Кришны – это не депрессия. Сознание Кришны – это оптимизм. Даже во время экономического преуспевания. Тем не менее, эти же тройственные страдания, они остаются. Может быть они проявляются несколько иначе. Тем не менее время пожирает нашу жизнь.
Итак, сознание Кришны значит быть реалистом, и при этом оставаться совершенным оптимистом, исполненным надежды, потому что мы видим Бога. Мы взываем к Кришне, делая при этом то, что мы должны делать. Мы ищем вечного решения. Так что есть ли рецессия или депрессия, или изобилие всего материального в этом мире, чтобы не происходило, преданные продолжают читать «Шримад-Бхагаватам», и повторять святые имена.
Иными словами, мы понимаем, в чем наше прибежище во всех ситуациях. И в этом мы находим наше истинное счастье. Даже если атомные бомбы падают нам на головы, что мы делаем? Это весьма подавляющая ситуация, когда японцы бомбили Калькутту, и люди бежали в убежище, Прабхупада готовил Пури для своих Божеств, он был счастлив. Он сказал, что Кришна пришел в форме времени. Он пришел в образе этих бомб.
Так что в плохое время или в хорошее, во время подъема или спада, зимой или летом у нас есть «Шримад-Бхагаватам», у нас есть общение с вайшнавами, у нас есть святое имя. И у нас есть вера, что у нас всегда будет это прибежище. Это удивительно. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы сделать этот мир хорошим местом. Но есть лишь одно, что может сделать это хорошим местом. Только одно. Это понимать, что все предназначено для Кришны. Это сознание делает это место хорошим.
Вопрос: Обычно мы говорим, что чем больше лет мы в сознании Кришны, тем глубже мы должны уходить в воспевание святого имени. Но когда я смотрю на свое маленькое путешествие в сознание Кришны, я вижу, что с возрастом моя ответственность возрастает на работе, ответственность в храме. И все это влияет на качество повторения. Очень плохое качество. И когда я вспоминаю себя учеником, я чувствую, что раньше я повторял гораздо лучше, чем сейчас. Я не вижу, что углубляюсь в святое имя, наоборот похоже обратное происходит в моей жизни, и это дает мне чувство безнадежности со всей этой ответственность, с возрастанием этой ответственности на работе, со всеми этими обязанностями в духовной жизни, это плохо сказывается на моем воспевании. И эта безнадежность рождается. Если вообще какая-то надежда, что я буду глубже повторять святое имя?
Ответ: Он улыбается, задавая этот вопрос. А теперь он даже смеется, задавая этот вопрос. Самое важное – удовлетворить Кришну. Вчера один очень хороший человек пришел ко мне на встречу. И он говорил о предании. И он говорил, что в Библии говорится о 10 заповедях. Но настоящая заповедь: «Да будет воля Твоя». И Господь дает, говорит о своей воле по-разному. «Да будет воля Твоя», что означает: «Кришна, я – Твой. Мой Господь, чтобы ты не пожелал, пусть это будет моя воля. Пусть Твоя воля будет моей волей». И это настоящее придание.
Предание – это не просто какое-то ужасное положение, когда вас бьют. Предание означает: «Кришна, пусть твоя воля будет моей волей». Это прекрасно. Это замечательно. И вы можете делать это даже в самые счастливые мгновения. Как правило, мы это не делаем, в этом и проблема. Самсиддхир харитошанам. Важно то, что удовлетворяет Кришну. Так, что если вы исполняете серьезную ответственность в своей жизни и делаете это в духе сознания Кришны серьезно, то вы удовлетворяете Кришну. Вы пытайтесь повторять святые имена. Даже если это может быть не так казалось бы внимательно, когда это было когда вы были учеником. Но то, что вы берете на себя эту ответственность от имени Кришны, Кришна возможном наслаждается вашими попытками повторять святое имя сейчас больше, чем тогда, когда вы были студентом.
Мы должны искренне стараться очень-очень внимательно принимать прибежище у святого имени Господа. Но мы должны понять, что наше отношения как слуги, и наши желания принимать на себя ответственность в духе сознания Кришны очень приятны Кришне. И в этом настроении даже если наш ум вроде бы, казалось бы, менее внимательный, Кришна возможно гораздо более доволен нашим воспеванием сейчас. Я уверен, что это именно так в вашем случае.
Так что, конечно же, мы должны очень серьезно относится к тому, чтобы качественно, и выделять качественное время, чтобы повторять святое имя каждый день. Это очень-очень важно. Но мы не должны думать, что принятие духовной ответственности – это отвлекает нас. Прабхупада сказал: «Мы духовно развиваемся в зависимости от того, какую мы ответственность берем в служении Кришне». Для грихастх семья – это ответственность, если он делает это в сознании Кришны. Наша обязанность по отношению к миссии Чайтаньи Махапрабху – это серьезная ответственность. Так что не нужно падать духом. Если вы серьезно, честно, искренне относитесь к этой ответственности, Кришна очень доволен вам.
Но в тоже время мы не должны оправдывать, прикрываясь своей ответственностью, расслабленность в своем повторении. Когда мы повторяем святые имена, мы умоляем Кришну о служении. Кришна дает нам служение. Вы должно быть повторяли, когда были в студенческие годы, очень искренне, и сейчас у вас столько служения. И Кришна счастлив вашим служением. Но избегайте оскорблений и продолжайте стремиться повторять, понимая, что это главный приоритет в вашей жизни.
Вопрос: Махарадж, несмотря на то, что мы берем на себя столько ответственности за семью или за храм, если вывод в том, что материальный мир дукхалайа. Зачем мы тратим время делать столько для стольких людей, несмотря на наши лучшие усилия в этом мире, мы все равно же будем несчастны. Почему бы не присоединиться к ашраму брахмачари?
Ответ: Я спрошу у брахмачари сейчас, хотят ли они, чтобы вы присоединились. Грихастха-ашрам – это тоже ашрам. Есть брахмачари-ашрам, грихастха-ашрам. Все эти разные ашрамы предназначены для того чтобы подготовить нас к совершенному сознанию Кришны. Все эти ашрамы, будь то брахмачари, грихастхи, варнапрастха, санньяса, они все предназначены для того чтобы привести нас к положение Гаджендры, к принятию прибежища у Господа. И не каждый может быть брахмачари. Если вы искусственно пытайтесь это сделать, и не практикуйте сознание Кришны должным образом, если не следуете принципам должным образом, поскольку вы не способны, вы не сможете продвигаться. Так что грихастха-ашрам более подходит в этом смысле. Грихастха-ашрам – это совершенные условия для сознания Кришны. Но мы должны сохранять фокус.
Например, когда Гарга Муни пришел в дом Нанды Махараджа, Нанда Махарадж сказал: «Мы – грихастхи, мы запутываемся во всех этих мирских делах, но вы, святые люди, приходите к нам в дома, чтобы напомнить нам, чтобы направить нас на истинную цель жизни». Так что вся эта ответственность грихастха-ашрама, все это можно трансформировать в преданное служение, если мы будем поддерживать хорошее общение с садху. Если у нас хороший характер, если у нас хорошая садхана, если мы учимся превращать свой дом в храм Бога, тогда грихастха-ашрам совершенный ашрам. Это весьма выполнимо, если мы искренни.
Но если вы почитаете молитвы великих грихастх, и великих брахмачари и санньяси в писаниях, они все в сущности говорят об одном и том же. Они молятся Господу избавить их от иллюзии того, что я наслаждающийся, я владелец, я управляю, контролирую. Они пытаются сориентировать свою жизнь вокруг служения на духовном уровне. Потому что мы вечные души, мы сат-чит-ананда. Кто мы такие, такими мы всегда будем. И фактически нет ничего, что крокодил иллюзии может сделать, чтобы изменить это. Мы вечные, мы исполнены блаженства и знания. Мы вечно связаны с Богом, с Кришной. Ничто не сможет это изменить. Это высшая надежда. Все, что нам нужно, это пробудиться от этой иллюзии. Крокодил не дает осознать реальность.
Вы совершаете служение, которое не могут делать брахмачари. Когда брахмачари в отчаянии в определенные моменты, они приходят к вам, просят вас о помощи. Вы бы не смогли это сделать для них, если бы были брахмачари. Поэтому они нуждаются в вас, в таком какой вы есть, и вы нуждайтесь в них, в таких какие они есть. Они дают вам прибежище в смысле вдохновения, в отречении, а вы даете им прибежище своим старшим положением, своей решимостью, своими потрясающими действиями в преданном служении.