Профильного обучения в сельских школах




Организация профильного обучения в сельской школе.

В основе построения профильного обучения – ведущие идеи личностно-ориентированного образования, которое бросает вызов традиционному образованию с формализмом и обезличенностью учебного процесса.

Главной идеей развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию.

Старшеклассник – субъект жизни, и учения;

Профильное обучение должно быть наполнено личностными смыслами, ценностями, отношениями;

Помочь детям быть личностями, обучая их различному ремеслу на уроках технологии, а также знакомить их с разнообразными профессиями

В РФ 69,8% общеобразовательных учреждений расположены в сельской местности. При этом доля сельских школ в структуре общего образования регионов различна и колеблется от 40% в Московской области до 87,7% - в Амурской. В РФ около 50% средних (полных) школ, расположенных в сельской местности не имеют параллельных классов.

Трудности в реализации

профильного обучения в сельских школах

  1. Отсутствие параллельных классов в старшей школе.
  2. Ограниченность финансирования сельской школы.
  3. Устаревшая материально-техническая база.
  4. Недостаточная подготовленность педагогических кадров.

Механизм обеспечения профильного обучения в сельской школе, не имеющей параллельных классов

— Обеспечить процесс профильного обучения в сельской школе возможно через:

— Обучение каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;

— Внутриклассную дифференциацию (создание в школе профильных групп);

— Школьную дифференциацию (открытие в школе профильного класса);

— Межшкольная дифференциация (заочные формы, очно вне школы)

Профили обучения в сельской школе

В соответствии с Концепцией профильного обучения профильные классы могут быть

1.Предметно-ориентированными (предполагается углубленное изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу и дает возможность поступления в широкий спектр вузов)

2.Профессионально-ориентированными

(дают возможность подробнее ознакомиться с предполагаемой профессией)

Сельские школы могут формировать следующие профили обучения

Гуманитарный (филологический, исторический, социально-педагогический, психолого-педагогический, художественный)

Естественно-научный (географический, химический, биологический, медицинский)

Физико-математический(физический, математический)

Технико-технологический (сельско-хозяйственные, компьютерные технологии

Социально-экономический (экономический, социологический, правовой)

Физкультурно-оздоровительный (валеологический, физкультурно-спортивный)

Формы организации профильного обучения в сельской школе

Профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения.

Профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона.

Профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения.

Индивидуальное обучение учеников по специальной программе.

Наполняемость профильного класса - от 15 до 25 человек. Наполняемость профильной группы – от 3 до 7 человек

В создании профильных групп, формирующихся на основе интереса учащихся к предмету, возможны различные варианты:

Обучение каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;

Внутриклассную дифференциацию (создание в школе профильных групп);

Школьную дифференциацию (открытие в школе профильного класса);

Межшкольная дифференциация (заочные формы, очно вне школы)

1. В сельской школе в одном классе может быть выделена группа учащихся, интересующихся гуманитарными, естественно-научными, физико-математически-

ми или технологическими предметами.

2. В сельской школе, не имеющей параллельных классов, могут быть объединены Х-Х1 классы и из их числа созданы разновозрастные профильные группы.

С учетом того что в малочисленной средней школе выбор разных профилей в одном классе ограничен, необходимо для организации профильного обучения в разнопрофильных группах использовать вариант объединения одноименных учебных предметов. К примеру, учащиеся профильной группы технологического профиля и учащиеся группы естественно-математического профиля изучают совместно такие учебные предметы как русский язык, литература, информатика. Учащиеся профильной группы технологического профиля дополнительно изучают информатику в объеме 3 часов в неделю, в то время как учащиеся профильной группы естественно-математического профиля изучают химию в объеме 3 часов.

На первом этапе реализации профильного обучения в сельской школе предполагается следующее распределение времени между различными типами курсов:

базовый (инвариантный) общеобразовательный компонент составляет 65%;

профильный компонент – 25%; элективный компонент -10%.

В целом на профильное обучение отводится 35% учебной нагрузки. Недельная нагрузка составит: 22 часа базовый компонент, 14 часов – профильный, включая элективные курсы

Элективные курсы в условиях профильного обучения

Требования к элективным курсам:

1. Избыточность (их должно быть много)

2. Кратковременность (6-17 часов)

3. Оригинальность содержания, названия.

4. Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект)

5. Нестандартизированность.

При проектировании программ элективных курсов знать

1.На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи.

2. Чем содержание элективного курса будет отличаться от базового курса, исключить дублирование.

3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс (в библиотеке, у учителя…)

4. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием.

5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждении своей успешности в будущем обучении?

6. Какова доля самостоятельности ученика и в чем он может проявить инициативу.

7. Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности?

Структурные элементы программы элективных курсов

— «Визитная карточка» образовательной программы элективного курса.

— Пояснительная записка.

— Учебно-тематический план.

— Основное содержание каждой темы курса.

— Что должен знать, уметь ученик по теме то есть результат изучения курса.

— Задания для самостоятельной работы по теме

— Темы для обсуждений, дискуссий.

— Список литературы (основной и дополнительной)

Школа старшей ступени предполагает формирование ключевых компетентностей старшеклассников: самообразовательных, исследовательских, проектировочных. Их становление и развитие осуществляется посредством включения старших школьников в проектировочную, исследовательскую деятельность.

— Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

— Краткосрочные (2-6 часов)

— Среднесрочные (15-32 часов)

— Долгосрочные (требующие значительного времени для поиска материала, его анализа)

Изучение учащимися технологий преобразования материалов, энергии и информации на уроках «Технологии» позволяет им овладеть практическими навыками этих преобразований, способствует выбору профессии и направления дальнейшей трудовой деятельности. Тем самым, обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: