Требования к уроку | Традиционный урок | Современный урок |
1. Методологические подходы. | Трансляционная парадигма. Обучение — это целенаправленный процесс передачи (трансляции) знаний, умений и навыков, социального опыта старшего поколения — подрастающему. Учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с многообразными запросами и потребностями его личности, отсутствуют условия для проявления индивидуальных интересов и творческих способностей. | ЗУНовский, компетентностный, личностно-ориентированный и проблемно-ориентированный, контекстный и системно-деятельностный подход, развивающее образование, смысловая педагогика вариативное развивающее образование. |
2. Дидактические принципы образования. | Научность Доступность Наглядность Прочность Сознательность и активность Системность и последовательность Связь теории с практикой | Деятельность Непрерывность Целостность Минимакс Психологическая комфортность Вариативность творчество |
3. Типология уроков. | Урок формирования знаний Урок формирования и совершенствования знаний Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля знаний, умений и навыков Урок коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок | Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля |
3. Преобладающий характер деятельности. | Репродуктивный, воспроизводящий | Продуктивный, творческий, исследовательский |
4. Технологии и методы обучения | Технологии, построенные на основе классно — урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, ориентированные на усвоение ЗУН Пассивные методы: преобладающий метод объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, словесный метод передачи информации от учителя к ученику (лекция, рассказ, демонстрация, беседа) | Технологии: развивающего обучения, развития критического мышления, личностно-ориентированные, проектного обучения, блочно-модульные, на основе современных ИКТ, гуманно-личностная, педагогика сотрудничества, саморазвития, формирования и развития ОУУН обучающихся, интерактивного и дистанционного обучения… Активные методы (дискуссионные, игровые, тренинг-методы, исследовательские и проектные) |
5. Формы организации деятельности. | Лекционно - семинарско –зачетная система, Фронтальная, индивидуальная, дифференцированная | Групповая, парная, коллективная, индивидуальная |
6. Преобладающий характер взаимоотношений. | Субъект – объект Авторитарный или попустительский. Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися | Субъект – Субъект Демократический. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Акцент на совместную коллективную работу. |
7. Проектирование урока, постановка педагогических целей занятия и планирование образовательных результатов. | Урок подчинен триединой цели: обучение, развитие, воспитание. Цели урока ставит учитель, планирует свою деятельность (подбирает учебные задания для узнавания, воспроизведения, применения по принципу от простого к сложному), урок - закрытая система, имеющая иерархическую однообразную структуру с жесткой ориентацией на однозначное решение единой задачи, основанная на логике преподавания. Проверка достижения результатов урока плохо диагностична. В основном диагностируются образовательные цели. | - ориентация на достижение ожидаемых результатов (предметных, метапредметных, личностных); - организация учителем учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода; - встроенность системы оценивания (самооценки учащимися) процесса и результатов образовательного процесса (учебной деятельности); - индивидуальный подход к обучающимся |
8. Организация целеполагания на уроке . | Самостоятельное целеполагание отсутствует, цель урока формулирует учитель | инициирование обучающихся к формулированию темы и цели урока, цель урока –собственная учебная задача |
9. Планирование и организация образовательной деятельности на занятии. | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач | Обучающиеся выполняют пробное действие, выявляют затруднение и его причины, сами проектируют средства достижения учебной цели, планируют учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, осуществляют первичное закрепление, самостоятельную работу с самопроверкой |
10. Оценивание результатов урока. | Учитель оценивает работу учащихся на уроке | Учитель организует оценивание итогов урока, на основе предварительно выработанных критериев, с учетом само- и взаимопроверки обучающихся |
11. Подведение итогов урока. | Учитель выясняет, что запомнили учащиеся | Рефлексия |
12. Домашнее задание. | Учитель объявляет и комментирует (чаще одно задание для всех) | Обучающиеся могут выбрать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей |
Другие требования… Результаты обучения | предметные | Предметные, метапредметные, личностные |