ПРИНЦИПЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ИНТЕРФЕЙСА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ОБЬЕКТОМ




Е.Н. Алонцева, А.Н. Анохин АО ©Русатом Автоматизированные системы управления», Ɇосква, Россия

Ключевые слова: анализ событий, типовая ошибка, интерфейс, предотвращение ошибок Аннотация: рассматривается подход к предотвращению ошибок человека-оператора, совершаемых при мониторинге и управлении технологической системой. Проведен анализ отчетов о событиях на атомных станциях и выделены события, произошедшие в результате ошибок оператора, связанные с недостатками ɑМИ. В результате ошибки были классифицированы по двум критериям – последовательность выполнения задачи оператором и вид ошибки. На основе анализа стандартов и руководств в области ɑМИ и эргономики предложены принципы предотвращения ошибок. Введение Статистика событий и аварий на технологических объектах показывает, что более 50 случаев связано с человеческим фактором. ɑасть из них связана с ошибками человека-оператора, совершаемыми по разным причинам. Проблема предотвращения ошибок в различных областях деятельности подробно рассматривалась в работах Г.М. Зараковского, Ю.К. Стрелкова и В.А. Бодрова (в авиации), А.Г. ɑачко и В.Н. Абрамовой (в атомной энергетике), А.И. Губинского (морской флот), Б.Ф. Ломова и других авторов. Ошибки могут происходить по вине человека-оператора, вследствие некачественной разработки системы или плохих условий эксплуатации. Существуют множество методов и средств, которые направлены на снижение вероятности ошибок человекаоператора, совершаемых при решении задач управления технологическим объектом. Цель данной работы – попытаться проанализировать, обобщить и систематизировать различные подходы и методы, направленные на предотвращение ошибок, для их применения при проектировании человеко-машинного интерфейса (ɑМИ). Подход к анализу причин оɲибок В качестве основы для рассмотрения и структурирования ошибочных действий возьмем типичную последовательность решения человеком-оператором задачи по контролю и управлению технологическим объектом. Последовательность решения человеком-оператором задачи, включает в себя пять этапов [1]: Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-2018) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 203 1) обнаружение – период времени с момента появления признаков, свидетельствующих о возникновении события и потребности в действиях оператора, до момента, когда оператор, находившийся до этого в роли пассивного наблюдателя, осознает это; 2) диагностика – идентификация происшедшего события, оценка ситуации и ее потенциальной угрозы эффективности и безопасности эксплуатации технологического объекта управления; 3) принятие решения (целеполагание) – выбор релевантной эксплуатационной процедуры или процедур, описывающих реакцию оперативного персонала в ответ на происшедшее событие или на наблюдаемые симптомы; 4) выполнение – исполнение соответствующими операторами (одним или несколькими операторами) действий, предписанных эксплуатационными процедурами; 5) отслеживание – проверка эффективности выполненных действий, полученных результатов и корректировка при необходимости. Каждый этап деятельности по выполнению задачи связан с набором элементарных действий – операциями, которые, в свою очередь, подразделяются на [2]: 1) перцептивные – восприятие информации; 2) когнитивные – процесс обработки информации, запоминание и принятие решения; 3) сенсомоторные – воздействие на органы управления; 4) коммуникационные – взаимодействие с другими операторами. Согласно [3], ошибка персонала – это отдельное действие персонала или процедура, которые приводят к непредвиденному результату. При изучении систем «человекмашина» ошибка человека-оператора может рассматриваться как вид кратковременного отказа, не связанного с потерей работоспособности (функциональный отказ) [4]. В таком случае ошибочные действия человека-оператора подразделяются на: 1) функционально-алгоритмические отказы – нарушение предписанной алгоритмом логико-временной последовательности операций, проявляющееся в виде: • ошибок пропуска, при которых не выполняются требуемые в соответствии с алгоритмом операции; • ошибок включения, при которых выполняются операции, не требуемые соответствующим алгоритмом; • ошибок следования, при которых требуемые в соответствии с алгоритмом операции выполняются, но не в той последовательности, которая требуется (если это существенно); 2) функционально-параметрические отказы – недостаточная точность выполнения операций; 3) функционально-временные отказы – несвоевременное выполнение функции; 4) функционально-целевые отказы – неправильный выбор цели. На каждом этапе решения задачи при выполнении элементарных операций существует риск, что оператор допустит ошибки определенного типа (рис. 1). Например, на этапе обнаружения события возможен пропуск сигнала, просчет при сравнении с нормой, ложное обнаружение или обнаружение с запозданием. Каждый тип ошибки представляет собой множество ошибок, которые может совершить человек-оператор в конкретной системе. При этом особенности деятельности и организации ɑМИ определяют те этапы выполнения задачи, на которых ошибки более вероятны. Для этого необходимо рассмотреть деятельность человека-оператора, проанализировать события и аварии, в которых оператор допустил ошибки, выделить типовые возможные ошибки и связать их этапами решения задачи. Затем выявить Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-2018) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 204 наиболее вероятные и опасные (критические) ошибки и предложить меры, обеспечивающие компенсацию или недопущение этих ошибок. Рис. 1. Этапы решения задачи оператором, типы операций и типы ошибок Типовые оɲибки операторов АЭС В работе [5] приводится классификация ошибок человека-оператора и собраны данные о характерных ошибках летчиков. В [5] также отмечается, что большинство ошибок, совершаемых летчиками, связаны с восприятием информации, т.е. происходят на этапах обнаружения и отслеживания. В [6] приведена классификация ошибок человека-оператора при контроле и управлении атомной электростанцией (АЭС), рассмотрены причины и последствия этих ошибок. Еще одним источником для определения и расширения списка типовых ошибок оператора при управлении технологическим объектом могут служить отчеты о событиях на АЭС. Были проанализированы события, происшедшие на АЭС в 2009–2016 гг. За рамками анализа оставлены события, обусловленные сознательным нарушением норм и правил, недостатком подготовки и низкой культурой безопасности. В результате анализа выделены следующие типовые и наиболее частые ошибочные действия: • ошибочное воздействие на правильный орган управления, но другого блока, аналогичной системы, петли и пр. вместо нужного: например, оператор отключил выключатель 41%%18 вместо выключателя 41%A18; • ошибочное воздействие на неверный орган управления (например, соседний) вместо нужного; • ошибочная установка органа управления в неправильное положение или задание неверного значения: например, ошибочная установка ключа выбора в рабочее положение, когда нужно было другое; оператор набрал на табло значение 123 вместо значения 0,123; Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-2018) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 205 • выполнение неверного действия: например, оператор ошибочно закрыл и после этого подтвердил переход арматуры в закрытое положение; • преждевременное воздействие на орган управления: например, досрочная блокировка системы или преждевременная остановка насоса; • непреднамеренное случайное воздействие на орган управления: например, работник непреднамеренно задел переключатель и перевел его в неправильное положение; работник одеждой задел ключ автомата секции питания важных параметров турбоустановки; • ошибка ориентации в пространстве (выбора направления перемещения, определения местоположения и т.п.): например, оператор выбрал неправильное направление перемещения тележки, оператор подумал, что он начал выполнение работ на одной стороне перегрузочного механизма, а на самом деле находился в противоположной стороне; • ошибочное представление о важности оценки состояния оборудования или параметра: например, операторы имели ошибочное представление относительно уставки отключения насоса и не ожидали его останова; • ошибка при считывании информации: например, оператор совершил ошибку при считывании информации с дисплея об объеме воды; • пропуск сигнала: например, несмотря на наличие сигнализации о том, что два отсечных клапана не открыты, отклонение было обнаружено только через две смены. По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее частыми и критичными ошибками оператора АЭС являются ошибки на этапах решения и выполнения задачи, связанные с путаницей блока или системы и неверным выбором органа управления. Дополнив полученный список типовыми ошибками из [5, 6], можно определить типовые ошибки человека-оператора и связать их с этапами деятельности (рис. 2). Данный список может быть расширен по мере появления новой информации о деятельности человека-оператора и особенностях объекта управления. Предотвращение ошибочных действий оператора заключается в устранении или снижении до разумного уровня причин типовых ошибок, а также в предотвращении или смягчении последствий этих ошибок. Рассмотрим основные причины ошибок. Причины оɲибок и способы их предотвращения Основными причинами ошибочных действий оператора являются неудовлетворительные свойства личности и неудовлетворительная организация деятельности [7–10]. К неудовлетворительным свойствам личности человека, способствующим совершению ошибочных действий, относятся: • низкий профессиональный уровень; • низкая мотивация; • неблагоприятные психологические особенности личности; • неблагоприятные физиологические особенности. К неудовлетворительной организации деятельности, способствующей совершению ошибочных действий, относятся: • неудовлетворительные средства деятельности – нарушение профессиональных стереотипов, недостатки кодирования и компоновки информации, недостатки в конструкции ɑМИ, изменение оборудования и др.; Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-2018) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 206 • неудовлетворительные условия деятельности – плохой социально-психологический климат (внутригрупповые конфликты, психологическая несовместимость членов смены), неудовлетворительные условия окружающей среды (освещение, температура, шум, вентиляция, вибрация и др.); • неудовлетворительно определенное содержание деятельности – некорректные по содержанию и по форме эксплуатационные процедуры или их отсутствие, сложность задач (ведет к непониманию ситуации, недостатку времени, стрессу), необходимость выполнять несколько задач одновременно, повышенная рабочая нагрузка, продолжительное выполнение повторяющихся действий, временные ограничения; • неудовлетворительная организация деятельности – недостатки в организации работы, включая распорядок дня, неравномерное распределение рабочей нагрузки (переход от напряженной и активной деятельности к пассивной, не требующей быстрой обработки сигналов, и наоборот), плохая коммуникация. Рис. 2. Распределение типовых ошибок оператора по этапам решения задачи Качественный подход к проектированию ɑМИ позволяет устранить причины ошибок, связанные со средствами и содержанием деятельности и уменьшить риск влияния негативных свойств личности оператора. Сформулируем основные принципы, охватывающие аппаратные и программные методы и средства ɑМИ, которые позволят компенсировать или не допустить совершение ошибок. Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-2018) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 207 Принципы предотвращения оɲибок В качестве основного принципа предотвращения ошибок человека необходимо отметить необходимость строгого следования (там, где это применимо) рекомендациям стандартов и руководств по эргономике. Значительная доля правил эргономического проектирования сформулирована в результате анализа ошибочных действий человека. Это делает руководства по эргономике особо ценным источником принципов предотвращения ошибок. На основе анализа опыта, руководств и нормативных документов можно выделить следующие принципы, ориентированные на предотвращение ошибок при проектировании ɑМИ. Каждый принцип направлен на устранение причины одного или нескольких типов ошибок (рис. 3). Рис. 3. Принципы предотвращения ошибок в привязке к типам ошибок Управление вниманием позволяет вовремя обнаружить и существенно сократить время поиска необходимого элемента ɑМИ, предупреждая тем самым ошибки пропуска, несвоевременного выполнения и неправильного выбора цели на всех этапах решения задачи. Управление вниманием возможно с помощью: добавления динамики к сигналу любой модальности; создания высокого яркостного или цветового контраста, звукового тонального или громкостного контраста; компоновочных решений. ȼведение избыточности и разнообразия возможно в виде избыточного кодирования или дублирования информации. Избыточное кодирование – это одновременное применение нескольких способов кодирования для одной и той же информации, что обеспечивает человека дополнительными каналами для самоконтроля и позволяет существенно повысить надежность выполнения действий различного типа. Дублирование информации или органов управления (ОУ) незначительно повышает надежность обнаружения или удобство доступа к данному элементу ɑМИ, предупреждая ошибки пропуска и несвоевременного выполнения на любом этапе решения задачи. Обеспечение обратной связи – это предоставление человеку некоторого подтверждения, отклика на определенное событие. В одних случаях обратная связь организуется в ответ на действие человека. В других случаях человек сам должен обеспечить обратную связь в ответ на внешнее событие, например, срабатывание сигнализации. Обратная связь может быть тактильной, акустической или визуальной. Такой прием предупреждает, в основном, ошибки пропуска. Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-2018) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 208 Усложнение действия состоит в искусственном введении дополнительных операций, необходимых для того чтобы совершить требуемое действие. Как правило, такой прием используется для защиты от непреднамеренного или необдуманного воздействия на ОУ, т.е. от ошибок включения на этапе выполнения. Как правило, причинами таких ошибок бывают невнимательность, небрежность, дефицит времени, совмещенная деятельность, отвлечение внимания, высокая рабочая нагрузка и др. Такие ошибки известны в практике использования традиционных пунктов управления АЭС, когда случайному воздействию подвергались кнопка увеличения мощности, задетая клавиатурой компьютера, или падение каски работника на кнопку. Известны физические, программно-технические (алгоритмические) и организационные (процедурные) методы усложнения действия. Ȼлокировка действия заключается в создании физической невозможности совершить действие в определенных ситуациях. Блокировка может касаться как аппаратных, так и виртуальных ОУ. Данный способ позволяет предотвратить неверные воздействия на этапе выполнения, вызванные отвлечением внимания, спешкой, необдуманностью, небрежностью и другими причинами. Блокировка может быть реализована в виде запрещения ввода информации с нарушением формата (маски) ввода, запрещения ввода некорректной команды, сообщения о выявленной ошибке. Одним из наиболее эффективных средств предотвращения ошибок является формирование у человека устойчивых навыков и формирование среды, точно соответствующей этим навыкам. Эти навыки включают в себя как навыки восприятия и мышления, так и навыки выполнения действий. Базовая часть навыков человека формируется общекультурной и профессиональной средой и представляет собой набор стереотипов (т.е. определенных ожиданий). Другая часть навыков – приемы работы и стереотипы формируются в ходе освоения работы. Данный подход к предотвращению ошибок включает в себя два взаимодополняющих мероприятия: формирование стереотипов и привычек; соблюдение стереотипов при проектировании. Формирование устойчивых навыков и стереотипов обеспечивает предотвращение многих типов ошибок на всех этапах решения задач. Однако некоторые стереотипы, например, стереотипы диагностики и принятия решений, эффективны для достаточно простых задач и могут оказывать негативное воздействие в сложных ситуациях. Известны случаи, когда в нетипичной ситуации операторы стремились действовать по привычке, хотя должны были действовать иначе. Следующим принципом, который объединяет в себе все предыдущие, является введение средств поддержки оператора. Синергетический эффект достигается при комплексном применении нескольких способов предотвращения от ошибок. Средства поддержки оператора – это широкий спектр инструментов, направленных на оказание помощи операторам на всех этапах решения задач – от идентификации до отслеживания результатов. Средства поддержки могут быть как простыми, так и очень сложными, например, интеллектуальная система диагностики ситуации. Примером простого средства поддержки является таймер с прямым и обратным отсчетом. Он позволяет оператору контролировать продолжительность выполнения процесса и время, оставшееся до определенного события, включая собственные действия, такие как очередное наблюдение, очередное воздействие на ОУ и др. К числу сложных систем поддержки относятся электронные инструкции, системы поддержки аналитической (когнитивной) деятельности, системы диагностики и прогнозирования и другие специальные системы. Например, электронные инструкции ориентированы на предотвращение подавляющего большинства типов ошибок на этапах принятия решения, выполнения и отслеживания результатов. Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-2018) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 209 Важным фактором предотвращения ошибок является обеспечение человека возможностью отмены действия до того, как оно приобрело необратимый характер. Заключение В статье рассматривается подход к предотвращению ошибок человека-оператора, совершаемых при мониторинге и управлении технологической системой. Проведен анализ отчетов о событиях на АЭС за семь лет и выделены события, произошедшие в результате ошибок оператора, связанные с недостатками ɑМИ. Для оператора АЭС самое большое количество ошибок приходится на этапы принятия решения и выполнения задачи, т.е. на когнитивные и сенсомоторные операции. В результате анализа ошибки человека-оператора были классифицированы по двум критериям – последовательность выполнения задачи оператором и тип ошибки. На основе анализа стандартов и руководств в области ɑМИ и эргономики предложены принципы предотвращения ошибок, охватывающие аппаратные и программные методы и средства ɑМИ и позволяющие снизить риск ошибки. Сведения об авторах: Алонцева Елена Николаевна – к.т.н., главный специалист отдела функционального анализа, ɑМИ и эргономики АО «Русатом Автоматизированные системы управления». Электронная почта: alenika-vega@mail.ru Анохин Алексей Никитич – д.т.н., проф., заместитель директора департамента – начальник отдела функционального анализа, ɑМИ и эргономики АО «Русатом Автоматизированные системы управления». Электронная почта: anokhin@obninsk.ru Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-2018) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) ________________________________________________________________________________5. ___ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛɖНОГО ОТБОРА В АВИАɐИИ СɒА К.К. Палатова Российская инженерная академия

Ключевые слова: психодиагностика, личностные опросники, тесты когнитивных способностей, этапы профессионального психологического отбора Аннотация: Рассматриваются основные направления психологических исследований в авиации СɒА. Кратко освещена тема этапов профессионального психологического отбора. Основное внимание уделяется исследованиям в области психодиагностики личностных и когнитивных особенностей, влияющих на приобретение и развитие профессиональных навыков пилота. В заключении сформулированы основные перспективные направления исследований в авиации. Введение Развитие технических систем в военно-промышленном комплексе, приводит к созданию новых средств и систем управления, в том числе и новых типов летальных аппаратов. Если еще 30 лет назад подобные системы казались чем-то фантастическим, то сегодня – это вопрос ближайшего будущего. При этом остается открытым вопрос о человеко-машинном взаимодействии с новой техникой, роли человека в системе человек-машина (далее СɑМ), надежности деятельности, соответствии качеств человека выполняемым функциям. Это в свою очередь ставит новые вопросы при отборе на военные специальности. В частности, в военной авиации, совершенствование автоматических систем позволяет повысить скорость и качество передачи данных в реальном времени, а пилотам действовать более гибко. При этом пилоты остаются центральным звеном в сложной технической системе. Они отбирают значимую информацию, декодируют ее, отфильтровывают нерелевантную информацию, выносят однозначные суждения и решения. Достижение этих шагов осуществляется с помощью отбора квалифицированных пилотов с соответствующими знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно выполнять профессиональные задачи. Психологический отбор включает стандартизированную процедуру определения соответствия кандидата характеристикам профессии. Условно он включает два типа «selecting in» и «selecting out». «Selecting in» - это основной тип отбора, включающий 5 основных положений: 1) Все люди обладают способностями (умственными, психомоторными, способностью к обучению, личностными характеристиками), которые относительно устойчивы. 2) Люди различаются по способностям и эти различия формируют личностные качества, позволяющие действовать определенным образом. Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-201) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 362 3) Разница в способностях тренируется или приобретается в опыте. Индивидуальный уровень способностей определяет возможности их тренировки и приобретения с опытом. 4) Различные профессии предъявляют различные требования к способностям. 5) Способности, необходимые для профессии обязательно должны поддаваться измерению. “Selecting out” включает измерение нежелательных черт (например, психопалогических). При отборе на определенные специальности, например, в сфере авиации, для пилотов, «selecting out» включает некритическое отношение к своим ошибкам, повышенную эмоциональность, плохую память, медлительность, трудность в переключении внимания, недостаточную подвижность корковых процессов, относительную слабость тормозных и возбудительных процессов. Непосредственно процесс психологического отбора состоит из трех элементов: определение знаний, умений и навыков и других характеристик (KSAOs). Oпределение KSAOs включаtт анализ профессии, анализ функциональных требований, валидность, статистическую значимость между гипотетическими предикторами и объективными критериями успешности профессиональной деятельности, такими как экспертные оценки, критические инциденты (ошибки). Эти отношения выражаются в коэффициенте корреляции (r) или коэффициенте множественной детерминации (R). В большинстве случаев не валидными считаются коэффициенты, имеющие 0,20-0,25, хотя некорректными для некоторых типов исследований признаются и коэффициенты менее 0,44 (6cKPitt, *RRGiQJ, 1RH, KiUscK, 1984). В некоторых исследованиях (на более чем 440 000 человек) признаются валидными коэффициенты от 0,20. (+uQtHU Burke, 1994). Психологический отбор в Воруженные силы СɒА состоит из трех этапов. На первом этапе происходит предварительное тестирование, которое заключается в заполнении общей социально-биографической анкеты. Второй этап – тестирование по военно-учетной специальности. Третий этап – подготовка по соответствующей военноучетной специальности (после заключения контракта) в специализированных центрах подготовки. Данные тестирования на третьем этапе используются для уточнения профессиональных качеств и распределения по подразделениям. Отбор на основании оценки когнитивных способностей Методики оценки когнитивных способностей являются традиционными и используются со времен Первой мировой войны. Тесты способностей оценивают умение оперировать с числами в различных областях, включая вербальные и математические способности, техническое мышление и способности, специальные способности. Эти предикторы имеют высокую прогностическую валидность успешности деятельности и обучаемости. К примеру, в ВВС Норвегии, кандидаты проходят около 20 различных когнитивных и психомоторных тестов. В исследовании предсказательной валидности тестов 0DUtiQussHQ DQG 7RUMussHQ (1998) выявили коэффициенты: практическое мышление, (r =.29), технические способности (r =.23), общая авиационная осведомленность (U.22). The Royal Air Force (RAF) так же оценивает когнитивные способности, состоящие из 5 компонентов: распределение внимания, скорость мышления, психомоторика, мышление и специальные летные способности. Одним из методов оценки когнитивных способностей пилотов является оценка распределения психических ресурсов в кабине самолета. (Damos) При этом Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-201) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 363 установлено, что точность результатов при использовании психомоторных заданий возрастает на 16 по сравнению с применением только бланковых тестов (*UiffiQ) Последние исследования направлены на включение в тестовую батарею непосредственно летных способностей. Новая тестовая батарея называется the Test of Basic Aviation Skills (TBAS; Carretta, 2005). Она содержит серию когнитивные задач, задач на восприятие и психомоторные задачи предъявляемые, как отдельно, так и в комбинации друг с другом. Эти задачи представлены 3-5 заданиями на слуховое восприятие цифр, одной-двумя на удержания оси аэроплана на определенном пути, принятии решения в экстремальных ситуациях и задач ориентировки в трехмерном пространстве. ОТБОР НА ОСНОВАНИИ ОɐЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ Наряду с методиками когнитивных способностей применяются и личностные опросники. Одним из самых важных моментов в развитии личностных тестов стала разработка 5 факторной модели личности «Big Five», которая включает черты: согласие – сотрудничество, добродушие, эмпатичность; сознательность – ответственность, организованность, внимательность к деталям; экстраверсия – энергичность, общительность; нейротизм – тенденция к пониженному фону настроения, депрессии, тревоги, гневу; открытость опыту – воображение, стремление к новому, открытость, любознательность. Исследования личности в авиационной психологии фокусируются на двух моментах. Для первого характерны исследования, сравнивающие личностные особенности пилотов и гражданских специалистов. В данных исследованиях показаны различия, особенно в эмоциональной стабильности, копинг стратегиях. Выявлено, что военным пилотам в большей степени свойственна ориентация на проблемно ориентированное решение и в меньшей степени подверженность при этом эмоциям, уход от решения (Picano, 1990). При сравнении со студентами, по методикам NEO-PI, Big Five, курсанты показали балл выше по «экстраверсии» и «сознательности» и ниже по «нейротизму» и «согласию» (Callister, King, Retzlaff, and Marsh,1999). Было обнаружено, что при продвижении по службе у военных пилотов наблюдаются более высокие баллы по экстраверсии и более низкие по нейротизму и открытости (Grice and Katz, 2006, 2007). Дальнейшие исследования с применением опросчика Occupational Personality Questionnaire (OP4 позволили определить более точно характеристики низко успешных военных пилотов – низкая стрессоустойчивость, высокая тревога и т.д. С другой стороны, личность исследуется в отношении обучаемости и профессиональной успешности. Возрастает число исследований показывающие отношения между личностной и профессиональной успешностью. К примеру, Helton & Dolgin (1992) нашел, что курсанты морской авиации, имеющие более высокие способности не так быстро обучаются, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, в исследовании 274 пилотов гражданских авиалиний при помощи 7HPSHUDPHQt 6tUuctuUH 6cDlHs, в основе которой лежит 5 ФЛО, +RUPDQQ DQG 0DscKNH (1996) обнаружили, что низкая оценка в целом по профессиональной успешности соответствует таким чертам личности как эмоциональная неустойчивость, интроверсия, агрессивность. Труды III Международной конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-201) (Россия, Санкт-Петербург, 4–7 июля 2018 г.) _________________________________________________________________________________________________________________ 364 Комплексные наборы методик, применяемые в авиационной психологии В профессиональном психологическом отборе традиционными являются методики, включённые в набор, который применяется с определенной целью (например, для контрактников, военнослужащих по призыву и др.) – тестовые батареи. Для каждого рода войск существуют свои тестовые батареи. USAF (авиация) – Pilot Candidate Selection Method (PCSM). USAF – это программа отбора пилотов, включающая три компонента: tKH A)O47, когнитивные характеристики и летный опыт. AFOQT – это, в первую очередь тест, направленный на определение когнитивных способностей и мотивации. Тест состоит из 16 субтестов, включающих вербальные аналогии, арифметическое мышление, вербальное мышление, словарный запас, летную информацию. Эти тесты составлены для офицеров, пилотов и инженеров по навигации. (либо апробированы на них). Балл по A)O47, 7%A6 сводится к интегральной оценки, измеряющей способность (склонность) к пилотированию. Метод, по которому определяется интегральная оценка, называется «Pilot Candidate Selection Method» или PCSM (Carretta, 1992). ɏотя A)O47 показывает лучше индивидуальный прогноз для обучения (от U.26 до U.42), включение 7%A6 и предыдущего летного опыта обеспечивает еще более высокую надежность. USN (морская авиация) – Aviation Selection Test Battery (ASTB). ASTB – это основной инструмент, использующийся в ВМФ, вооруженных силах береговой охраны для отбора в авиацию. AST% оценивает индивидуальные способности в 4-х направлениях: чтение, математические способности, способности в механике, восприятие. В зависимости от направления войск, в A67% включается измерение профессиональных знаний (авиационных или морских). Итоговый балл по каждому из пяти субтестов выводится по регрессионному уравнению, которое включает три теста: the Academic Qualifications Rating (AQR), the Pilot Flight Aptitude Rating (PFAR), and the Flight Officer Flight Aptitude Rating (FOFAR). Одна из уникальных особенностей ASTB – это представленность в интернете на базе платформы The Automated Pilot Examination (APEX) – компьютерной платформы со сложной системой безопасности тестирования. The APEX может быть скачено с официального сайта, но не может быть установлено или активировано без специального кода, который дает доступ к тестированию от имени администратора. Содержание теста не хранится на локальном сервере. Компьютерный терминал используется для управления приложением A3(X и может быть использован для других целей, когда приложение не используется. APEX позволяет быстро и относительно дешево проводить ревизию содержания теста, включая альтернативные компьютеризированные тестовые подходы, адаптивное и психомоторное тестирование. Отбор операторов для управления беспилотными воздуɲными кораблями
системами

6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ В СОɐИАЛɖНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ И.И. Коваленко, А.С. Соколицын Санкт-Петербургский политехнический университет Петра ȼеликого, Санкт-Петербург, Россия В.П. Семенов Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ©ɅɗТИª имени ȼ. И. Ульянова (Ʌенина), Санкт-Петербург, Россия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: