Опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса»




Назначение: выявление основных стратегий преодоления стресса: решение проблемы, поиск социальной поддержки, избегание.

Инструкция: прочитать предложенные утверждения и выбрать наиболее приемлемый ответ: да, скорее да, чем нет, нет.

Обработка результатов. Каждый ответ оценивается в баллах: Да – 2 балла; Скорее да, чем нет – 1 балл, Нет – 0 баллов.

 

№ п/п   Утверждения Баллы
  Да   Скорее да, чем нет   Нет
  Блок 1      
  Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему      
  Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять      
  Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией      
  Очень тщательно взвешиваю возможности выбора      
  Пытаюсь различными способами решить проблему, пока не найду подходящий      
  Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию      
  Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы      
  Обдумываю про себя план действий      
  Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации      
  Пытаюсь решить проблему      
  Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения      
  Сумма баллов по блоку      
  Позволяю себе поделиться чувством с другом      
  Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо      
  Обсуждаю ситуацию с людьми, т.к. обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше      
  Доверяю свои страхи родственнику или другу      
  Рассказываю другим людям о ситуации, т.к. только ее обсуждение помогает мне прийти к е разрешению      
  Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше      
  Иду к другу за советом, как исправить ситуацию      
  Иду к другу, чтобы он помог мне почувствовать проблему лучше      
  Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей      
  Принимаю помощь от друзей и родственников      
  Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше      
  Сумма баллов по блоку      
  Блок 3      
  Пытаюсь отвлечься от проблем      
  Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи      
  Мечтаю, фантазирую о лучших временах      
  Больше времени чем обычно провожу один      
  Смотрю телевизор больше, чем обычно      
  Избегаю общения с людьми      
  Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем      
  Сплю больше обычного      
  Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе      
  Представляю себя героем книги или кино      
  Принимаю помощь от друзей и родственников      
  Сумма баллов по блоку      

 

Прочитайте внимательно каждое предложение и решите, в какой мере оно Вас лично затрудняет. Поставьте «галочку» в соответствующей графе: не затрудняет, затрудняет в меньшей степени, затрудняет прежде всего.

 

 

  Профессиональные трудности в сфере специального образования Прежде всего В меньшей степени Не затрудняет
  1. Психолого-педагогическая диагностика детей      
  2. Подготовка к занятиям в содержательном план      
  Методика проведения занятий      
  Налаживание контакта с детьми      
  Индивидуальная форма организации образовательного процесса      
  Групповая форма организации образовательного процесса      
  Коррекционно-воспитательная работа с детьми      
  Работа с родителями      
  Вхождение в педколлектив      
  Общение с коллегами      
  Ваш вариант      

 

 


IY. Аффективный компонент готовности

 

Опросник на выгорание

Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные в опроснике: 0 баллов - «никогда», 1 балл - «очень редко», 2 балла - «иногда», 3 балла - «часто», 4 - «очень часто», 5 баллов - «каждый день».

Текст опросника

 

1 блок Оценка в баллах
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным  
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»  
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.  
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.  
8. Я чувствую угнетенность и апатию.  
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.  
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.  
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.  
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.  
Сумма баллов по блоку  
2 блок Оценка в баллах
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).  
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.  
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.  
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.  
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.  
Сумма баллов по блоку  
3 блок Оценка в баллах
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела.  
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.  
9. Я уверен(а), что моя работа нужна людям.  
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.  
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.  
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.  
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.  
Сумма баллов по блоку  
Сумма баллов по всем блокам  

 

Мини-лекция 4

Профилактика профессионального выгорания
педагога инклюзивного образования

Синдром профессионального выгорания – это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию сотрудника.

Причина истощения ресурсов, приводящего к выгоранию – неуправляемый стресс. При отсутствии конструктивных мер по преодолению хронического состояния стресса в профессиональной деятельности, у человека формируется комплекс негативных переживаний, нарушений адаптивных способностей, представляющих угрозу как для его личного здоровья, так и для организации в целом.

Развитие синдрома ведет к активизации защитных механизмов и копинговых реакций, к психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: к апатии, циничности, ригидности поведения, к снижению значимости достижений и результатов деятельности.

В последнее время жертвами синдрома профессионального выгорания все чаще становятся не только представители помогающих профессий (учителя, медицинские работники, психологи и психотерапевты, социальные работники), но и представители бизнеса и коммерческих структур. Последствия синдрома негативно сказываются на деятельности всей организации в целом.

Если стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы, то из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить ресурсы. Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин, особенно если речь идет о младшем звене управленческой цепочки, рядовых сотрудниках организации.

Поэтому чаще всего меры по профилактике или преодолению стрессовых состояний и синдрома выгорания сотрудников направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов трудовых отношений. Но это предполагает основательный подготовительный процесс. Профилактические мероприятия могут быть разработаны только после того, как проблема распознана и изучена. На это требуется не только время, но и понимание руководством организаций и предприятий необходимости подобных мер.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: