Назначение: выявление основных стратегий преодоления стресса: решение проблемы, поиск социальной поддержки, избегание.
Инструкция: прочитать предложенные утверждения и выбрать наиболее приемлемый ответ: да, скорее да, чем нет, нет.
Обработка результатов. Каждый ответ оценивается в баллах: Да – 2 балла; Скорее да, чем нет – 1 балл, Нет – 0 баллов.
№ п/п | Утверждения | Баллы | ||
Да | Скорее да, чем нет | Нет | ||
Блок 1 | ||||
Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему | ||||
Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять | ||||
Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией | ||||
Очень тщательно взвешиваю возможности выбора | ||||
Пытаюсь различными способами решить проблему, пока не найду подходящий | ||||
Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию | ||||
Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы | ||||
Обдумываю про себя план действий | ||||
Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации | ||||
Пытаюсь решить проблему | ||||
Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения | ||||
Сумма баллов по блоку | ||||
Позволяю себе поделиться чувством с другом | ||||
Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо | ||||
Обсуждаю ситуацию с людьми, т.к. обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше | ||||
Доверяю свои страхи родственнику или другу | ||||
Рассказываю другим людям о ситуации, т.к. только ее обсуждение помогает мне прийти к е разрешению | ||||
Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше | ||||
Иду к другу за советом, как исправить ситуацию | ||||
Иду к другу, чтобы он помог мне почувствовать проблему лучше | ||||
Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей | ||||
Принимаю помощь от друзей и родственников | ||||
Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше | ||||
Сумма баллов по блоку | ||||
Блок 3 | ||||
Пытаюсь отвлечься от проблем | ||||
Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи | ||||
Мечтаю, фантазирую о лучших временах | ||||
Больше времени чем обычно провожу один | ||||
Смотрю телевизор больше, чем обычно | ||||
Избегаю общения с людьми | ||||
Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем | ||||
Сплю больше обычного | ||||
Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе | ||||
Представляю себя героем книги или кино | ||||
Принимаю помощь от друзей и родственников | ||||
Сумма баллов по блоку |
|
Прочитайте внимательно каждое предложение и решите, в какой мере оно Вас лично затрудняет. Поставьте «галочку» в соответствующей графе: не затрудняет, затрудняет в меньшей степени, затрудняет прежде всего.
|
Профессиональные трудности в сфере специального образования | Прежде всего | В меньшей степени | Не затрудняет | |
1. Психолого-педагогическая диагностика детей | ||||
2. Подготовка к занятиям в содержательном план | ||||
Методика проведения занятий | ||||
Налаживание контакта с детьми | ||||
Индивидуальная форма организации образовательного процесса | ||||
Групповая форма организации образовательного процесса | ||||
Коррекционно-воспитательная работа с детьми | ||||
Работа с родителями | ||||
Вхождение в педколлектив | ||||
Общение с коллегами | ||||
Ваш вариант |
IY. Аффективный компонент готовности
Опросник на выгорание
Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные в опроснике: 0 баллов - «никогда», 1 балл - «очень редко», 2 балла - «иногда», 3 балла - «часто», 4 - «очень часто», 5 баллов - «каждый день».
Текст опросника
1 блок | Оценка в баллах |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным | |
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон» | |
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. | |
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. | |
8. Я чувствую угнетенность и апатию. | |
13. Моя работа все больше меня разочаровывает. | |
14. Мне кажется, что я слишком много работаю. | |
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. | |
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. | |
Сумма баллов по блоку | |
2 блок | Оценка в баллах |
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). | |
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю. | |
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. | |
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами. | |
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. | |
Сумма баллов по блоку | |
3 блок | Оценка в баллах |
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела. | |
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. | |
9. Я уверен(а), что моя работа нужна людям. | |
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. | |
18. Во время работы я чувствую приятное оживление. | |
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. | |
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. | |
Сумма баллов по блоку | |
Сумма баллов по всем блокам |
|
Мини-лекция 4
Профилактика профессионального выгорания
педагога инклюзивного образования
Синдром профессионального выгорания – это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию сотрудника.
Причина истощения ресурсов, приводящего к выгоранию – неуправляемый стресс. При отсутствии конструктивных мер по преодолению хронического состояния стресса в профессиональной деятельности, у человека формируется комплекс негативных переживаний, нарушений адаптивных способностей, представляющих угрозу как для его личного здоровья, так и для организации в целом.
Развитие синдрома ведет к активизации защитных механизмов и копинговых реакций, к психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: к апатии, циничности, ригидности поведения, к снижению значимости достижений и результатов деятельности.
В последнее время жертвами синдрома профессионального выгорания все чаще становятся не только представители помогающих профессий (учителя, медицинские работники, психологи и психотерапевты, социальные работники), но и представители бизнеса и коммерческих структур. Последствия синдрома негативно сказываются на деятельности всей организации в целом.
Если стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы, то из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить ресурсы. Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин, особенно если речь идет о младшем звене управленческой цепочки, рядовых сотрудниках организации.
Поэтому чаще всего меры по профилактике или преодолению стрессовых состояний и синдрома выгорания сотрудников направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов трудовых отношений. Но это предполагает основательный подготовительный процесс. Профилактические мероприятия могут быть разработаны только после того, как проблема распознана и изучена. На это требуется не только время, но и понимание руководством организаций и предприятий необходимости подобных мер.