ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопросы:
1. Понятие и структура оборонных средств.
2. Нормирование оборотных средств
3. Показатели и способы ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Понятие и структура оборонных средств
Активы предприятия, которые в результате его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовый продукт, принимают однократное участие в процессе производства, изменяя при этом натурально вещественную форму, называются оборотными средствами.
Под активами понимаются принадлежащие предприятию имущество, товары, ценные бумаги, денежные средства, включая суммы, не востребованные с других предприятий или иных должников.
Для того чтобы конкретизировать деятельность менеджеров автотранспортных предприятий, активы предприятия, являющиеся предметами труда, группируются по области их применения. В соответствии с этим признаком группировки выделяют материальные ресурсы, используемые:
- непосредственно в процессе перевозки грузов и пассажиров или в процессе выполнения специальных перевозок. Здесь, в первую очередь, возникает потребность в автомобильном топливе и эксплуатационных материалах. Затраты на этот вид материальных ресурсов доминируют в структуре себестоимости единицы транспортных услуг. Наиболее часто в настоящее время на автомобильном транспорте используются бензины и дизельное топливо, однако с учетом проблем снижения энергоемкости услуг, а также проблем обеспечения экологической безопасности все большее внимание уделяется альтернативным видам автомобильного топлива (природный газ, водород, спирты, сжатый воздух и т.д.). К эксплуатационным материалам относятся консистентные смазки, присадки к топливу, нефтяные масла и т.п.;
- в процессе технического обслуживания и ремонта автомобилей в тех случаях, когда эти работы выполняются на самом АТП. Это, к примеру, ремонтные материалы, запасные части автомобиля, оборотные агрегаты, обтирочные материалы, специальная одежда и обувь ремонтных рабочих;
- в процессе управления предприятием. Например, можно упомянуть канцелярские принадлежности, расходные материалы, используемые при эксплуатации множительной и вычислительной техники, бланки бухгалтерской и статистической отчетности и т.п.
Кроме того, у предприятия существует потребность в водных и энергетических ресурсах, а также в материальных ресурсах, необходимых для осуществления природоохранных мероприятий, для проведения ремонтно- строительных работ на территории и в производственных помещениях предприятия и т.д.
В связи с тем, что транспортная услуга не имеет материальной формы, у автотранспортных предприятий нет потребности в таких видах материальных ресурсов, как сырье, основные материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты.
Поэтому перечень используемых автотранспортными предприятиями материальных ресурсов, являющихся предметами труда, существенно короче перечня таких ресурсов, используемых предприятиями, производящими вещественную продукцию. Соответственно, у автотранспортных предприятий сравнительно меньше потребность в складских помещениях, практически отсутствуют проблемы сокращения цикла незавершенного производства, легче задача выбора поставщиков материальных ресурсов и т.д. Однако эти обстоятельства не снижают значение эффективного управления материальными ресурсами на автомобильном транспорте.
Организация управления материальными ресурсами заключается не только в обеспечении их наличия в предприятии в нужном количестве и в назначенное время, но и в определении будущих потребностей предприятия в материальных ресурсах с учетом ситуации, прогнозируемой как на рынке транспортных услуг, так и на рынке материальных ресурсов.
К тому же следует учитывать стратегию развития самого предприятия, например, возможную направленность его деятельности в будущем на диверсификацию услуг или на обновление парка подвижного состава либо на активное использование аутсорсинга и т.п.
Основными экономическими и организационными задачами, решаемыми в процессе управления материальными ресурсами АТП, следует назвать такие, как:
· расчет потребности транспортного предприятия в каждом из элементов материальных ресурсов, выполняемый как в натуральных единицах (например в литрах автомобильного топлива или в количестве комплектов спецодежды и т.д.), так и в денежных единицах, когда учитывается цена приобретения данного вида материальных ресурсов;
· выбор поставщиков материальных ресурсов с учетом их надежности, а также исходя из соотношения цены и качества материальных ресурсов; организация договорных отношений с поставщиками; контроль качества поставляемых материальных ресурсов и своевременности их поставки;
· организация хранения и комплектования ресурсов, включающая решение комплекса задач, связанных с функционированием складского хозяйства;
· управление производственными запасами;
· организация синхронного обеспечения предприятия материальными ресурсами по мере использования, когда исключается необходимость хранения этих ресурсов. Это относится, например, к обеспечению автомобильным топливом через сеть автозаправочных станций;
· контроль над расходом материальных ресурсов;
· управленческий и бухгалтерский учет материальных ресурсов; оценка эффективности их использования и анализ факторов экономии (перерасхода).
Рассмотрим некоторые из этих организационно-экономических задач более подробно.