Муниципальное общеобразовательное учреждение
Терновская основная общеобразовательная школа
Урок обобщающего повторения:
"Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Физика 7 класс
Учитель физики
Болховитина Людмила Васильевна
Г.
Цели урока:
Обучающие:
- повторить учебный материал по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
- закрепление у обучающихся навыков решения расчетных, качественных и экспериментальных задач, нахождение ответов на вопросы в нестандартных ситуациях.
Воспитательные:
- способствовать формированию познавательного интереса к предмету, совершенствованию навыков групповой работы, воспитанию коммуникативных качеств учащихся;
- воспитание самостоятельности, ответственности, добросовестного отношения к учебному труду.
Развивающие:
- развивать научность мышления, умение пользоваться приборами, анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, применять знания при решении задач;
- развивать творческий подход к знаниям, интерес к физике.
Оборудование:
1. стакан с водой, линейка, шарики, бутылка пластмассовая, мяч, резиновая игрушка.
Эпиграф. Тема урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках и закрепить свои знания на практике. Подготовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке. Тетради открыли, на полях записали число, записали тему урока: "Давление твердых, жидких и газообразных тел". Мы с вами уже проводили уроки с демонстрациями, лабораторные работы и уроки решения задач, а сегодня попробуем объединить их.
|
И так, начинаем.
"Дождь льет как из ведра, ужас что такое! И вдруг,в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять. У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса. "Ну, это мы узнаем!" - подумала старая королева, ничего не сказала, и пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а потом взяла двадцать тюфяков и положила их на горошину, а на тюфяки еще двадцать перин из гагачьего пуха. На этой постели и уложили на ночь принцессу.
Утром ее спросили, как ей спалось. Ах, ужасно плохо!- отвечала принцесса.- Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем-то твердом, и у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое..."
Не будем продолжать! Это что за сказка? Правильно, «Принцесса на горошине».
Вопросы:
1. Почему она испытала неудобство, лежа на перине, под которой были положены такие маленькие горошины? (Принцесса оказывала давление на эту горошину.)
2. Как рассчитать это давление? Что такое давление? Записываем в тетради. (p = F/S)
3. В каких единицах измеряется давление? (Па)
Ученик рассказывает о давлении твердых тел. (увеличение, уменьшение давления)
Решить задачу. Решают на листочках.
Вопросы к демонстрации
1. Посмотрите на эти башенки. Какая из них оказывает наибольшее давление? Почему?
2. Так для чего у танка делают гусеницы?
3. А как можно увеличить давление? (острый нож, лопата....)
|
Вопросы: Но не только твердые тела нас окружают.
1. В каких еще состояниях может находиться вещество?
2. А они могут оказывать давление? (каждый верхний слой давит на нижний)
3. От чего будет зависеть давление жидкостей и газов на дно сосудов? (От плотности жидкости или газа, высоты их столба P=pgh) Запишите формулу на доске. Кто запишет?
Опыт 2. План выполнения (результаты записываем в тетради)
1. Возьмите стакан с водой,
2. Измерьте высоту столба жидкости в нем, выразите в м,
3. Рассчитайте давление, производимое водой на дно сосуда (записать в тетрадь)
Задание на карточке. Нарисуйте, как будет выливаться вода из сосуда.
Вопросы к демонстрации
Демонстрирует ученик атмосферное давление. (бутылочка пластм. с шариком возд.)
1. Почему форма шаров такая правильная?
2. Закон Паскаля. Как он читается?
Решаем задачу на атмосферное давление в тетради.
Вопросы:
Ученые говорят:"мы живем на дне воздушного океана"
1. Как вы это понимаете? (Атмосфера). Слово «атмосфера» введено М.В. Ломоносовым.
2. Что такое атмосферное давление? (Атмосферное давление- давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы).
3. Кто обнаружил атмосферное давление. (Торричелли) опыт рассказывает ученик.
4. А можно ли рассчитать атмосферное давление по формуле давления жидких тел. (нет)
5. В чем измеряется атмосферное давление? (мм. Рт. Ст.)
6. Скольким паскалям равен 1 мм рт ст.? (133,3 Па)
7. Какое давление считается нормальным? (760мм).
А дальше: Физминутка (проводит ученик под музыку).
|
Продолжаем:
Наша Таня громко плачет,
уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
не утонет в речке мяч.
План выполнения:
Опускаем в сосуд мяч, игрушки. Мяч не тонет, игрушка всплывает
Вопросы к демонстрации
1. Запишите формулу выталкивающей силы, назовите, от чего она зависит. (F=pgV)
2. Как еще можно вычислить выталкивающую силу? (F(арх)=F(возд)-F(жид).
3. Кто помнит, почему Архимед кричал ЭВРИКА?
Решаем задачу на вычисление архимедовой силы.
О сообщающихся сосудах нам расскажет Ученица