Игры и упражнения развития мелкой моторики рук в домашних условиях.




В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

1. Интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

2. Игры с крупами. Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.
*Сортировка круп. Ребенок раскладывает крупинки в 2 тарелочки: в одну кладет горох, в другую - фасоль. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка - это простейшая мыслительная операция.

*Рисование на манке. Насыпаем на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук рисуем все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуем снова!

3. Игры с водой «Из миски в миску». (Ложкой столовой, чайной, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, шприцом (без иглы, разумеется). Учимся управляться с этими предметами. Сначала показываем сами и делаем несколько движений рукой ребёнка. Ребятам очень нравится переливать воду губкой: намочить губку в одной миске, перенести и отжать в другую. Дети могут делать это до бесконечности.

*Вылавливание шариков. Бросаем в таз шарики от пинг-понга, а ребенок маленьким сачком их вылавливает. Дети обожают вылавливать «рыбок» из ведра и складывать их в миску.

4. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

5. Упражнения с прищепками. Разноцветные бельевые прищепки –это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус...

6. Выкладывание из палочек различные фигуры (по образцу или самостоятельно)

7. Игры с пуговицами, шариками, ракушками и т.д. Заполните простую коробку. Опустите руку в коробку. Поводите ладонями по поверхности. Выложите дорожки. Перетирайте пуговицы (шарики) между ладонями; пересыпайте их из ладошки в ладошку; найдите самую большую, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

8. Пальчиковый массаж. Упражнения с мячиками. Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.

9. Шнуровки. По-настоящему зашнуровать ботинок– дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.

10. «Ниткопись». Такой способ развития моторики мы начали с младшей группы. Сначала делали простые контуры: «Круг», «Солнышко», «Грибок», далее усложняли: «Дом», «Машина», «Ракета» и т.д. Начиная со старшей группы можно выкладывать из ниток цифры и буквы.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

 

Учитель-логопед Руди Н.А.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: