Осуждение еретиков и «папежников»




Принятие пострига

Долгое время бывший на военной службе в южных пограничных областях в возрасте 35 (!) лет, овдовев, ушел он в Киево-Межигорский монастырь.

В 1657 году по его прошению Патриарх Никон перевел его в свой знаменитый Иверский монастырь, населяемый нарочито разноплеменным братством во образ монашества Святой Афонской горы.

В 1663 году Иоакима перевели в Москву. В 1664 году поставлен он Архимандритом Чудова монастыря, что и приблизило его ко Двору и Царю Алексию Михайловичу Романову (1629-1676).

 

Митрополит Новгородский

Высочайше избранный 22 декабря 1672 (4 января 1673 года) в Митрополиты Новгородские, владыка Иоаким ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из Митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам.

 

Патриарший престол

26 июля (8 августа) 1674 года Иоаким возведен был на патриарший престол.

В 1675 году созвал он в Москве Собор, которым постановлено было: чтобы епархиальные Архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лишь духовного чина ни в чем не судили и ничем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, Архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из Архиерейских приказов только "на не послушников инепокорников". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям Иоаким, в 1686 году, исходатайствовал и Царскую грамоту.

Еще в бытность Новгородским Митрополитом владыка Иоаким обратил особенное внимание на экономическое положение духовенства, которое не мало терпело от несправедливых и лишних поборов светских и Архиерейских чиновников Монастырского Приказа, учрежденного Царем Алексеем Михайловичем. Они собирали сборы в митрополичью казну столь усердно, что справедливо получали нарекания от владык.

Патриарх Иоаким не только точно определил количество денежных повинностей, но и приказал собирать их не светским чиновникам, а церковным старостам, что и было утверждено Собором 1675 года, на котором был, наконец-то, закрыт был Монастырский Приказ. Собором 1675 года отменен Патриархом обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного чина, которые не принадлежали к патриаршей области; уничтожен был и тот источник Архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем Архиереям, в епархиях которых они находились, а другим. Наконец, в 1687 году Патриарх Иоаким установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин.

На соборе 1675 года рассмотрен был также чиновник (служебник) Архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства.

Приближалось время реформ. Для того чтобы точно знать количество сборов с церковного ведомства, так и для контроля за его экономией, Государь Феодор III Алексеевич определил в 1678 году произвести самую подробную перепись всех церковных имений (повторила это Государыня Императрица Анна Иоанновна (1730-1740)).

Восстановил Патриарх и наделение церквей писцовыми землями, а с 1680 года установил определенное и однообразное повсеместное количество епархиальных сборов с духовенства. Однако Правительство, желая как можно больше извлечь государственной и общественной пользы, взымало с церковных вотчин усиленные сборы. Кроме того, оно посылало в монастыри для прокормления раненных и престарелых служивых людей и требовало от духовных учреждений усиление благотворительной помощи. По предложению Царя Феодора Алексеевича, Собор 1682 года определил разобрать всех нищих по городам и действительно требующих призрения разместить по церковным богадельням и больницам, дабы назначить безпомощной бедноте пристанище, ленивых же и здоровых заставлять работать: "Пастыри Церкви, - прибавлял Царь, - примут на себя сии распоряжения". Собор постановил: "сие предложение, как угодное Богу и спасительное для души, утверждаем соборно". Во исполнение этого постановления, содержание бедных и больных, поразборе их, в Москве осталось на попечении Патриарха Иоакима, а от Царского Двора нищие получали милостыню только в большие праздники.

Собором 1682 года предложено было: " построить в Москве два благотворительных заведения, больницу и богадельню для болящих, бродящих и лежащих по улицам нищих, чтобы они там не бродили и не валялись " (В. О. Ключевский). Годом ранее Царь предложил Патриарху устроить убежища для нищих и в провинциальных городах. Так, свою помощь патриаршему дому в заботе о бедных оказывали епархиальные Архиереи - они содержали больных и бедных при своих кафедрах, что вменялось им в обязанность. Это правило сохранялось вплоть до времени незаконного свержения Династии Романовых.

Собор 1682 года признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской власти с усиливавшимся расколом, просил Царя подтвердить постановления собора 1667 года об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из Священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные.

На Соборе 1682 года Царь говорил о грядущей церковной реформе, об умножении числа епархий и пресечении распространения раскола, но главное - на неудовлетворительное состояние духовенства и особенно монастырей. Государь указал на недостаточность церковной благотворительности, о необходимом надзоре за продажей книг, о безместном духовенстве и излишнем умножении часовен и т. д. Собор, отвечая на запросы Государя, запретил заводить малые пустыни и монастыри, заведенные ранее, велел упразднять и сводить в большие общежительные монастыри. Собор ограничил излишнюю свободу пострижений вне стен обителей, распорядился изгнать из стен монастырей лишних бельцов и белиц, горячо восстал против бродяжничества монахов и монахинь, проживания их в домах мирских и прошения милостыни по улицам. Таких монашествующих было велено ловить и заключать для исправления в особо отведенные на то монастыри. Постановлено было прекратить всякое сообщение монашествующих с мирянами, особенно в монастырях женских. Указано было Собором 1682 года стараться во всех монастырях заводить общежитие.

Все эти положения повлияли на устроение многих великих монастырей России, в частности жизни Тихвинского Богородице-Успенского мужского монастыря. Во всех этих действиях Патриарх Иоаким проявил большую энергию и твердость, как верный защитник чистоты монашества.

Кроме того, он прилагал старания к сохранению в неповрежденном виде обрядов и вероучений, проверял, как и его предшественники богослужебно-обрядовую практику и очищал ее от неправильных наслоений.

Патриарх Иоаким заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число Архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те Архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников "молением и учением".

 

Труды Патриарха

Патриарх Иоаким рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: "Извещение о чуде" (Москва, 1677), "О сложении трех перстов" (Москва, 1677), "Поучение ко всем православным христианам" (Москва, 1682), Слово благодарственное "Об избавлении Церкви от отступников" (Москва, 1683), "Слово против Никиты Пустосвята" (Москва, 1684, 1721, 1753), Иоакиму приписывается еще знаменитый "Цвет Духовный" (Москва, 1682, 1753 и 1791) - обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 года, в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола.

«Цвет духовный» состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Патриархе Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг.

 

Осуждение еретиков и «папежников»

При Патриархе Иоакиме начались в Москве волнения из-за вопроса о времени Преосуществления Святых Даров в Таинстве Евхаристии - волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства, что тогда же появились в Москве иезуиты.

Симеон Полоцкий (Ситнианович-Петровский) и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу; к ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи.

Патриарх Иоаким решительно предпринял опровержение учения "папежников", обратясь к восточным Патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. Иерусалимский Патриарх прислал, между прочим, "Провославное исповедание" Петра Могилы, которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды, выписанные в Москву для занятий в Академии, преобразованной из греческого училища, отрытого Патриархом Иоакимом и Царем Феодором III Алексеевичем в 1679 году.

После мятежа 1689 года и осуждения Медведева, который, опираясь на Шакловитого, замышлял убийство Патриарха Иоакима, Предстоятель Русской Церкви настоял на высылке из Москвы иезуитов, и в 1690 году собрал на Собор Архиереев и все Московское духовенство которым торжественно осуждено было учения "папежников", в чем, безусловно, величайшая заслуга Патриарха Иоакима.

В опровержение этого учения Патриарх также собирался издать сборник "Остень", но кончина Патриарха помешала этому предприятию.

В завещании Патриарха Иоакима содержится завет Царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам!

 

Плоды служения

При Патриархе Иоакиме, в 1687 году, Киевская Митрополия, с согласия Восточных Патриархов, наконец-то подчинена была Московскому Патриарху.

При нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: «Шестоднев» (1678), «Требник » (1680), «Псалтирь » (1680), «Минея общая» (1681), «Октоих » (1683), «Часослов » (1688) и «Типикон » (1682). Исправлен был при Патриархе Иоакиме и «Апостол», но, по-видимому, не был напечатан.

В числе славных пастырей Церкви Христовой в бытность Патриархом Иоакима много и смиренно заботился о страждущих Митрополит Новгородский Иов (1694-1716). Он построил и содержал богадельню, три больницы и два странноприимных дома. К нему питала глубокое уважение супруга Царя Иоанна V Алексеевича (1682-1696) Царица Прасковья Феодоровна (1664-1723). Примеры щедрости и безкорыстия иерархов в годы 15-летнего с лишком Патриаршего управления под скипетром Святейшего Иоакима множились.

Но государство не оставляло желания иметь больше средств на свои нужды.

 

Борьба с раскольниками

Всю свою жизнь Патриарх неизбежно сталкивался с раскольниками, ведя с ними упорную борьбу, в том числе посредством искоренения ересей.

Оберегал он русское общество и от иноземных и иноверческих влияний, которые начали действовать растлевающе особенно в его патриаршее правление (1674–1690). За этой инославной пропагандой Патриарх следил " с непрестанною болезнью своего сердца ".

Патриарх, в противовес польско-латинскому влиянию, вместе с Царем Феодором III Алексеевичем (1676-1682), который знал польский и латинские языки, основали в 1679 году типографскую школу, превратившуюся в Славяно-греко-латинскую Академию. Патриарх через Академию усиливал особенно греческое образование.
Но главное состояло в том, что его управление Русской Церковью отличалось особым попечением духовенства о бедных.

 

Забота о бедных

При Патриаршем доме, на праздник престольный Успения Божией Матери и при кафедральном соборе кормились и содержались многие нищие. В 1676 году было положено содержать Патриарху в его богадельнях 412 человек, что требовало больших издержек. В том же году Патриарх Иоаким (1673-1690) указал жить нищим у приходских церквей, а бедные избушки, слишком некрасивые положено было сломать. На обзаведение на новом месте по его распоряжению выдавалось по рублю на каждого.

 

Защищая Царскую Семью

Последнее, что успел при жизни Патриарх Иоаким связано с именем Царевича Петра Алексеевича, будущего первого Императора Всероссийского.

Патриарх продолжал требовать исполнения Уложения Царя Алексея Михайловича, по которому за колдовство назначалось наказание кнутом или сожжение на костре. Царское семейство должно было защищать от порчи, дабы никто " не испортил " Царицы или Царских детей, как это не раз происходило ранее, и от чего много страдал, к примеру, Дом Рюриковичей.

В правление Государя Феодора III Алексеевича (1676-1682) в том грехе было много обвинений. К колдовству, как выяснилось, даже прибегал ближайший советник Царевны Софьи Князь Василий Голицын, просвещенный государственный муж того времени.

При Патриархе Иоакиме имели место жестокие двулетние розыски над колдунами, заподозренными в намерении извести Царя Петра с его Августейшей матерью. Наряду с кудесниками и волхвами много вреда приносили разные ханжи и фарисеи, лицемерные кликуши и лжепророки, умевшие завоевывать внимание и доверие к своим словам. Восстал против этого Собор 1667 года, ибо к тому времени проявлялось волхование священными предметами, допускалась кощунственная переделка христианских молитв в заговоры и заговоров в молитвы. Но Государю Русскому грозила не только эта невидимая опасность душевного расстройства.

Враги сплетали еще более коварную сеть - заговор с целью убийства Царевича Петра. Но Патриарх Иоаким, по воле Божией, был союзником Монарха, он дважды открыто поддержал Государя. Впервые это случилось в 1682 году при стрелецком бунте.

По смерти бездетного и не оставившего распоряжений о престолонаследии Царя Феодора III Алексеевича (1661-1682) возникло замешательство о Троне. Однако по открытому перед церковью Спаса Нерукотворного решению людей "всех чинов", Царевича Петра желали Царем более. С тем и возвратился во Дворец Патриарх Иоаким, благословя на Царство малолетнего Петра, и назначив Царицу Наталью Правительницей при нем.

Стрельцам оное не понравилось и 23 мая (6 июня), разгромив союзников Петра, они потребовали провозглашения Царем Иоанна V Алексеевича (1666-1696). Но Патриарх и Собор высших чинов людей московских допустили впервые в истории Руси двоевластие. 26 мая (9 июня) Дума объявила Иоанна V - первым, а Петра I Алексеевича (1672-1725) - вторым Государями. Под давлением стрельцов, в связи с малолетством Царей их старшая сестра Софья (1657-1704) была провозглашена Правительницей.

Вторично Предстоятель Патриаршего Престола встал на сторону Государя в 1689 году, ибо по достижении 17-летия, Царь Петр объявил о намерении править самостоятельно. Патриарх Иоаким, остался с Государем, укрывшимся от врагов в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, и открыто поддержал его в отстранении от правления Царевны Софьи.

При оной правительнице в Москве, не без помощи ее фаворита Князя В. В. Голицына, более прежнего усилилось латинское влияние, ибо, как пишет историк В. Ключевский: "Голицын безумолку твердил боярам о необходимости учить своих детей, выхлопотал разрешение посылать их в польские школы, советовал приглашать польских гувернеров для их образования". Кроме того, фаворита " занимал вопрос о Московском войске, недостатки которого он хорошо изведал, не раз командуя полками. Он... хотел, чтоб дворянство ездило за границу и обучалось там военному искусству ". Князь хотел заменить хорошими солдатами непригодных к делу крестьян, какие остались без земли из-за войн. Преобразование государства Князь Голицын собирался начать освобождением крестьян, предоставив им обрабатываемые ими земли с выгодой для Царя и казны, посредством ежегодной подати. Планам эти не суждено было сбыться по многим причинам.

Именно личные отношения Князя Голицына не дали ему возможности даже начать практическую разработку своих преобразовательных замыслов, ибо, связав свою жизнь с Царевной Софьей, он пал вместе с ней, и не принял участия в преобразовательной деятельности Петра, хотя, по словам В. О. Ключевского, " был ближайшим его предшественником и мог бы быть хорошим его сотрудником, если не лучшим. В законодательстве слабо отразился дух его планов: смягчены условия холопства за долги, отменены закапывания мужеубийц и смертная казнь за возмутительные слова ".

 

Кончина Патриарха

На первом году Царствования Государя Петра Алексеевича 17 (30) марта 1690 года завершилась земная жизнь 70-летнего Патриарха Иоакима, боровшегося с расколом и инославием, латинством и колдовством.

Память о нем, как о славном преобразователе Русской Церкви, преданном слуге Государя и защитнике Отечества нашего от латинства и ересей, сохраниться в веках. О том радеть должен каждый христианин и патриот земли Русской по примеру служения Богу Царю и Отечеству Патриарха Иоакима!

 

Александр Рожинцев

30 марта 2006 года

град Москва

 

https://vjj.narod.ru/index/0-30

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: