Канатная «дорога Смерти» на Кольском полуострове




Для снабжения и переброски своих войск фашисты успели соорудить многокилометровую подвесную канатную дорогу, с помощью которой снабжали свои военные отряды у хребта Муста-Тунтури. Кое-где можно еще увидеть часть опор и железных частей от нее.

Чтобы не допустить вывоза руды морем, Северный морской флот и авиация контролировали и топили немецкие транспортные рудовозы. Поэтому для перевозки этого стратегического сырья требовалась безопасная транспортная коммуникация, мало подверженная атакам Советской Армии. Ею и стала канатная дорога и секретный причал севернее несуществующего города Тарнет. Тарнет — еще один топографический казус времен второй мировой войны, образовавшийся из-за разночтения несовершенных карт. «Тарнет» это заброшенные остатки причальной стенки между Печенгой и Трифоново.

Это было удивительное сооружение. Поражало, что оно было создано и нормально функционировало в условиях войны, и изменчивого климата. Здесь сказались традиционно высокая техническая культура Германии и важность Заполярного региона для военной промышленности третьего рейха.

«Канатка» была дешевле и строилась быстрее. Скрупулезные расчеты немецких специалистов показали, что затраты на строительство такого сооружения вполне окупались немалыми экономическими и военными выгодами. Дорога работала, несмотря на неоднократные попытки Красной Армии вывести ее из строя. Практически от своих военных баз на территории Норвегии фашистами непрерывно осуществлялся ввоз не только того, что нужно для жизни и боевых действий горных егерей прямо к линии фронта, но и доставку различных материалов для создания особо прочных оборонительных сооружений. А обратно, этой же дорогой производился вывоз стратегического сырья в Печенгу, откуда кораблями никель плыл в Германию. Обе дороги летом 1942 г. были введены в строй и исправно работали до начала Петсамо-Киркинесской операции.

Про канатную дорогу написано в книге М.Орешета «Лиинахамари»: «Подвесная канатная дорога связывает Паркино с Большой Западной Лицей и районом Титовки-реки. Начато строительство в 1942 г., окончено в 1943 г. Представляет собой высокие деревянные столбы с интервалом 25 метров. На вершине каждого столба, укрепленная распорками перекладина. На каждой перекладине укреплено два ролика, на которых лежит по одному тросу. Через каждые 500 м имеются станции, где находится дизель, приводящий в движение трос. Вагонетка — деревянный ящик 100×800 см, окованный железными листами, грузоподъемностью 100 кг. Скорость 8 км в час, между вагонетками 50 м, производительность 10 тонн в час ».

Если учесть, что наибольшая грузоподъемность немецкого грузовика в то время была 3 тонны, то, соответственно, канатная дорога заменяла в сутки около 70 машин, которые были подвержены атакам с воздуха и капризам погоды. От линии фронта по канатной дороге вывозились раненые, пустая тара, почта и т.д. По ней же отправлялись и пленные- специалисты и просто рабочая сила для строительства и укрепления немецкий сооружений.

Долгое, почти трехлетнее противостояние на северном фронте, тем не менее, постоянно уносило жизни бойцов: боевые вылазки в тылы противника, бомбардировка, снайпера, мины, обморожения, действия на море, диверсионные рейды — смерть была везде в этой пустынной местности.

Главная станция отправки грузов — и одновременно начало канатной дороги — располагалась на левом берегу реки Печенга поблизости от Трифонов-Печенгского (нижнего) монастыря. После войны здесь находилось здание квартирно-эксплуатационной части Печенгского военного гарнизона. Конечная станция направления на перешеек Средний находилась в начале подъема на перевал, примерно в 800 метрах от Пьяного ручья. Сегодня здесь сохранились остатки бетонных бараков, фундамент конечной станции и бетонное основание механизмов.

Конечная станция в направлении реки Большая Западная Лица — на правом берегу одноименного залива у западного подножия высоты Фиордберг. Примерно здесь сегодня пересекаются федеральная дорога Мурманск — Никель и ответвление на город Заозерск.

Тележки для доставки грузов делались двух типов: транспортные платформы для перевозки различных упакованных грузов и строительных материалов и ковши-вагонетки, сделанные из досок, обитых железными листами, для перевозки сыпучих грузов. Грузоподъемность каждой вагонетки составляла 100—150 килограммов, так что часто вместо груза в каждой вагонетке ехало по 2 стрелка из отдохнувших в тылу горных полков. Каждый час на передовую поступало, по меньшей мере, 10 тонн различных грузов.

Советское командование, прознав про эту дорогу, не раз пыталось ее уничтожить. В безуспешных попытках погибло несколько наших разведывательно-диверсионных групп, но канатная дорога продолжала действовать. Только бегство фашистов к норвежской границе в результате наступления советских войск прервало ее работу: немецкие саперы сами подорвали ее основные узлы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: