Материал подготовлен
комитетом по труду, занятости и социальной защите
Гродненского облисполкома
Отношения в области охраны труда регулируются законодательством об охране труда, а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, содержащие требования по охране труда.
Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «Об охране труда», Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.
Закон «Об охране труда» применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;
комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
внедрение систем управления охраной труда;
социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;
|
установление единых требований по охране труда для всех работодателей;
использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;
взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее – профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;
сотрудничество между работодателями и работающими;
использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:
государственное управление охраной труда на территориальном уровне;
управление деятельностью подчиненных организаций по вопросам охраны труда посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в области охраны труда и выработкой предложений по ее повышению;
надзор за соблюдением законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
разработку и обеспечение функционирования территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории;
|
содействие в обучении и организацию проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не являются подчиненными организациями республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;
анализ причин производственного травматизма в организациях, расположенных на подведомственной им территории, разработку и реализацию мер по его профилактике;
информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;
пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
оказание практической и методической помощи организациям, расположенным на подведомственной им территории, в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма, оперативном выявлении и устранении нарушений требований безопасности;
участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда;
|
иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
В январе-сентябре 2021 г. вопросы профилактики производственного травматизма, контроля за соблюдением в организациях законодательства об охране труда57 разрассматривались на заседаниях облисполкома и горрайисполкомов, проведено 67 заседаний комиссий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при облисполкоме и горрайисполкомах, на которых рассмотрено 178 вопросов.
По вопросам условий и охраны труда проведено 428 семинаров, в которых приняли участие 9 468 человека, повысили квалификацию по вопросам охраны труда 2 489 работников. В комиссиях облисполкома и горрайисполкомов прошли проверку знаний по вопросам охраны труда 1963 человека, в том числе внеочередную проверку – 42, из них 10 - руководителей организаций. Подготовлено и издано 5 видеофильмов, 13 методических (справочных) пособий и 415 плакатов по охране труда для размещения в общественных местах как социальной рекламы, направленной на популяризацию здоровых и безопасных условий труда.
За 9 месяцев 2022 г. созданными при горрайисполкомах 19 мобильными группами по оказанию практической и методической помощи в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда проведено 1 199 обследований организаций, в том числе 572 объекта организаций агропромышленного комплекса и 225 строительных организаций, в ходе которых выявлено 11 235 нарушений правил и норм по охране труда, из них в агропромышленном комплексе – 5 500, строительных организациях – 2 143.
Для усиления профилактики производственного травматизма на производстве, с целью повышения ответственности должностных лиц и работников организаций сельского хозяйства за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предупреждения случаев производственного травматизма в области регулярно проводятся месячники безопасности труда в организациях агропромышленного комплекса.
В этом году такие месячники проведены: с 1 апреля по 1 мая –во время весенних полевых работ, с 15 июля по 15 августа –во время проведения уборки урожая зерновых и зернобобовых культур, с 8 сентября по 8 октября– во время проведения уборки кукурузы.
В рамках данных месячников безопасности труда в сельскохозяйственных организациях области проведено с работниками более 20 тысяч внеплановых инструктажей по вопросам охраны труда, транспортной и пожарной безопасности, прошли обучение по программе пожарно-технического минимума свыше 7 тысяч работников.
Комитетом по архитектуре и строительству облисполкома с 1 по 31 мая 2022 г. организован в строительных организациях области месячник безопасности при ведении строительных работ.
С 7 по 13 ноября 2022 г.запланированопроведение мероприятия «Неделя нулевого травматизма», которое приурочено к проводимому областному Дню охраны труда (10 ноября) с единой повесткой «Культура производства, высокий уровень трудовой и производственной дисциплины как основа обеспечения безопасности труда, успешного экономического роста (развития) организации».
На выполнение мероприятий, предусмотренных планами мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда организациями коммунальной и частной форм собственности израсходовано 40,2 млн. рублей при запланированных на 2022 год 50,4 млн. рублей.
Это позволило в организациях коммунальной и частной форм собственности привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 966 рабочих мест для 1 173 работников и улучшить условия труда на 998 рабочих местах для 1 223 работников.
В январе-сентябре 2022 года в ходе реализации мероприятий по выполнению задачи 4 Государственнойпрограммы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы26 организаций признаны базовыми организациями по охране труда, созданы и переоснащены в организациях области 14 кабинетов и 197 уголков по охране труда, построено и реконструировано 183 санитарно-бытовых помещения.
Одним из целевых показателей, характеризующим выполнение задачи 4Государственнойпрограммы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы, является внедрение систем управления охраной труда в соответствии с требованиями законодательства в организациях, за исключением микроорганизаций и организаций, созданных в отчетном году. По итогам 2022 года значение указанного показателя должно составить 85%.
По оперативным данным,за 2021 год и 9 месяцев 2022 года 2009 организаций коммунальной и частной форм собственности внедрили СУОТ в соответствии с новыми требованиями законодательства об охране труда, что составляет 87,3%.
По итогам реализации программы в 2025 году целевой показатель должен составить 100%.
Вместе с тем, Гродненским областным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – ГОУ ДГИТ) в текущем году при осуществлении надзорной деятельности в сфере охраны труда в организациях области выявлена недостаточная эффективность принимаемых мер в части допуска к эксплуатации неисправного оборудования,а также отсутствие его испытаний, осмотров, технических освидетельствований, что в ряде случаев привело к производственному травматизму.
По оперативным данным ГОУ ДГИТ за 9 месяцев 2022 г. в Гродненской области в результате несчастных случаев на производстве пострадало 148 человек, из них - 11 погибло, 51 тяжело травмированы и 86 получили травмы, не относящиеся к числу тяжелых. За аналогичный период 2021 года получили производственные травмы 176 человек, из них - 4 погибло, 55 тяжело травмировано и 117 работающих получили травмы, не относящиеся к числу тяжелых.
Справочно: в Гродненской области за истекший период 2022 года один из самых низких по республике коэффициент частоты погибших на производстве (количество случаев на 100 тыс. застрахованных) Кч– 2,3. По другим регионам республики данный показатель составил: в Брестской области – 4,0; Витебской – 2,5; Гомельской – 2,5; Минской – 3,6; Могилевской – 2,8; г.Минск – 1,9. В среднем по республике – 2,7.
В тоже время, следует отметить, что данный показатель вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (Кч– 1,0).
В истекшем периоде 2022 года не зарегистрированы производственные травмы с работником, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, за аналогичный период прошлого года в состоянии алкогольного опьянения получил смертельную травму на производстве 1 человек.
Следует отметить, что по сравнению с предыдущим периодом прошлого года наблюдается значительный рост числа травмированных в результате дорожно-транспортных происшествий, где пострадало 18 человек (2021 г. - 6).
На протяжении ряда лет в области отмечается тенденция снижения количества несчастных случаев с тяжелым исходом, обусловленных нарушениями требований охраны труда работодателями.
Так, анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве в текущем году показал, что по вине работодателя травмировано 24 человека (16,2% от всех производственных травм), в аналогичном периоде 2021 года – 29 работающих (16,4%).
В тоже время, если в аналогичном периоде прошлого года исключительно вина работодателя отсутствовала во всех 4-х случаях гибели на производстве, то в истекшем периоде текущего года организационно-техническая причина установлена в 2-х смертельных случаях.
Так, исключительно по вине работодателя произошли смертельные случаи в КСУП «Ёдки-Агро» Лидского района и КСУП «Экспериментальная база «Октябрь» Вороновского района.
Причиной еще 4-х случаев гибели явилось нарушение самими потерпевшими локальных правовых актов по охране труда в «ДЭУ №55» РУП «Белавтодор»,Вороновском РУП ЖКХ, филиале «Гродноэнергоремонт» ОАО «Белэнергоремналадка», ООО «Кроноспан НТ» (г.Сморгонь).
Приведенные выше примеры показывают, что руководители и специалисты предприятий не всегда принимают исчерпывающие меры по обеспечению безопасности труда, что указывает на низкий уровень производственной дисциплины.
В связи с чем, в настоящее время,первостепенной задачей является реализация мероприятий, направленных на повышение культуры производства и развитию чувства ответственности самих работающих за собственную безопасность и за безопасность работающего рядом.
На решение обозначенных проблем направлена и реализация концепции «Нулевой травматизм» и его 7 золотых правил, предлагающая качественно новый подход к организации профилактики производственного травматизма.
Использование данной Концепции, объединяющий три направления: безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, будет способствовать дальнейшему снижению производственного травматизма, как с тяжкими последствиями, так и общего травматизма в целом.