Психическое и социальное здоровье. Роль специалистов по социальной работе в сохранении и развитии психического и социального здоровья человека.
Определение здоровья. Степени и критерии психического здоровья. Факторы риска нарушений психического здоровья. Образ жизни, как фактор, определяющий состояние здоровья. Психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности.
2. Психогигиена и психопрофилактика, реабилитация.
Первичная, вторичная и третичная профилактика (реабилитация). Роль медико-генетических и психологических консультаций, пропаганда здорового образа жизни как основа первичной профилактики психических заболевании. Цели и мероприятия вторичной профилактики. Роль социальных работников и психологов в процессе реабилитации и реадаптации психически больных.
Реактивные психозы. Причины возникновения, социально-психологическая помощь.
Затяжные реактивные психозы: реактивная депрессия, реактивные параноиды. Причины возникновения, течение, прогноз. Дифференциальная диагностика невротических и эндогенных депрессий. Особенности протекания депрессий в детском возрасте. Психосоциальная помощь.
Аддиктивное поведение и его социальное значение.
Понятие об аддиктивном поведении. Классификация. Социальные, психологические и медико-биологические факторы возникновения аддиктивного поведения. Их роль в возникновении данного состояния с точки зрения социальной медицины. Закономерности развития аддиктивного поведения на примере различных зависимостей. Задачи специалиста по социальной работе в профилактике и коррекции зависимого поведения.
Психотерапия в социальной работе.
|
Определение и основные модели психотерапии. Факторы эффективности психотерапии и фасилитации. Основные процедуры фасилитации. Групповая и индивидуальная терапия. Динамика группового процесса. Сопротивление и защита. Основные механизмы.
Диалог и наблюдение как техники консультирования и терапии.
Основные цели диалога. Цикл задавания вопроса. Визуальная диагностика в процессе работы с клиентом. Невербальные знаки эмоций. Признаки психологической проблемы.
Основные проблемы регулирования деловых отношений между руководителем и подчиненными, практически решаемые в результате психологического консультирования.
Понятие о деловых отношениях. Основные вопросы, связанные с психологическим консультированием по проблеме деловых отношений. Рациональное (оптимальное) распределение между людьми деловых обязанностей, факторы, которые необходимо знать и учитывать в практическом решении данного вопроса. Координация взаимодействия людей в совместной работе, обеспечивающая её эффективность. Практическое решение проблемы предоставления руководителем самостоятельности подчиненным. Оптимизация контроля со стороны руководителя за деятельностью подчиненных. Выбор руководителем средств и форм контроля деятельности подчиненных. Оценивание руководителем работы подчиненных, применение им поощрений и наказаний.
Рекомендации консультанта-психолога руководителю коллектива относительно принятия им оптимальных решений по деловым вопросам.
Основные рекомендации психолога-консультанта руководителю по принятию оптимальных деловых решений. Необходимость срочности в принятии и реализации деловых решений. Возможность текущей коррекции уже принятого руководителем решения без ущерба для дела. Вопросы, на которые руководитель должен иметь четкие ответы, принимая и реализуя свои решения. Особенности проведения психологического консультирования по данной проблеме.
|
Социально-психологическое значение суицида. Особенности оказания социально – психологической помощи.
Определение суицида и его типология. Психологический смысл суицида. Причины суицида. Пресуицидальный синдром. Правила работы с суицидантами.
Посттравматические стрессовые расстройства. Социально-психологическая помощь.
Определение ПТСР. История изучения вопроса. Катастрофы и их классификация по Горлицу. Стадии развития ПТСР. Содержание психосоциальной помощи на каждом этапе.
Возрастно-психологическое консультирование: специфика задач и теоретического подхода.
Основные задачи психологического консультирования детей и подростков. Психологические проблемы детей, связанные с ослаблением нервно-психического здоровья и с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития.