Что такое защита прав потребителей?




О защите прав потребителей

Защита прав потребителей (также консьюмеризм) - это движение конечных потребителей в защиту своих прав. Возникла в середине 60-х гг. на смену понятия "суверенитет потребителя". Консьюмеризм является продуктом экономической эволюции, переходом от экономики производителей к экономике потребителей.

Потребитель

Защита прав потребителей - это организованное общественное движение граждан и деятельности государственных органов управления, которые направлены на защиту прав потребителей.

Покупатель всегда прав

Защита прав потребителей - это официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли.


Деятельность по защите прав потребителей

Защита прав потребителей - это общественное движение, направленное на защиту интересов потребителей.Защита прав потребителей - это организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителя на производителей и торговцев.

Обмен некачественного товара

Защита прав потребителей - это организованное общественное движение, ставящее своей целью расширение и защиту прав потребителей (покупателей).


Общественное движение

Защита прав потребителей - это деятельность, направленная на защиту интересов потребителей от недобросовестной деятельности коммерческих фирм, выражающаяся в производстве некачественной продукции, нарушении обязательств по ее гарантийному обслуживанию и т.п.


Защита интересов потребителя

Защита прав потребителей - это деятельность государственных, коммерческих и других организаций, направленную на защиту частных лиц от действий, нарушающих их права потребителей.

Передача о защите прав потребителей

Потребители и их права

Потребитель - это гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).


Потребители

Вся международная экономика построена на том принципе, что конечным звеном в цепочке деньги-товар-деньги, как правило, является именно рядовой потребитель, поскольку именно на его удовлетворение естественных нужд и потребностей работают все отрасли промышленности, индустрии услуг и развлечений всего мира, за исключением разве что военно-промышленного комплекса. Потребитель - это самое главное звено любой отрасли экономики. Любой производитель, лишившийся потребителя, обречен на банкротство. На основании этого, можно считать, что защита законных прав и интересов потребителя является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Гражданин-потребитель должен осознавать, что совершая ту или иную сделку, заключая тот или иной договор, что-то приобретая, будь то товар или услуга, он защищен государством в полной мере.


Рядовой потребитель

В странах с развитой рыночной экономикой различные потребители все чаще выступают на рынке не разобщенно и изолированно, а как организованная масса. Это усложняет деятельность товаропроизводителей и торговцев, которые должны учитывать не только индивидуальные, но совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей абсолютны и неприкосновенны. Обман, низкое качество товаров, невнимание к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителей.

Что такое защита прав потребителей?

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

- право на информацию;

- право на безопасность;

- право на выбор;

- право быть услышанным;

- право на возмещение ущерба;

- право на потребительское образование.


Президент США Джон Кеннеди

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International - CI) дополнила список прав потребителей дополнительными двумя пунктами:

- право на удовлетворение базовых потребностей;

- право на здоровую окружающую среду.

Вопросы о защите прав потребителя

Право потребителей на безопасность

Потребители имеют право на защиту от опасных для здоровья и жизни товаров. В Украине есть перечень товаров, которые подлежат обязательной сертификации через необходимость соблюдения стандартов безопасности. Он утверждается Правительством. Проблема безопасности потребителей связана с репутацией производителя. Проявлением реализации права потребителей на безопасность, например, возврат купленных автомобилей по инициативе производителя. Так, Концерн "Toyota" приостановил отгрузку нового автомобиля и отозвал уже купленные автомобили по причине обнаружения дефектов в системе торможения. Известна также практика отзыва напитков. Случаи отзыва напитков были в компании "Coca-Cola", "Pepsi", "7 UP". Рекорд в объеме отзыва был поставлен компанией "Perrier", которая за год изъяла из продажи 160 млн бутылок воды общей стоимостью 248,6 млн. долл, после того как американские ученые обнаружили в товаре следы бензола.


Право на безопасность

Право потребителей на информированность

Потребители имеют право на защиту от недостоверной информации и рекламы. Это право реализуется при размещении полной и правдивой информации о свойствах товара в полном объеме, в месте и форме, удобных для восприятия потребителем. Например, международная экологическая организация "Гринпис" провела исследование продуктов питания 450 производителей на наличие в них генетически модифицированных ингредиентов. По результатам исследований были обнародованы списки предприятий, которые используют такие ингредиенты и не сообщают об этом потребителей. Кроме маркировки, права потребителей на информированность могут нарушаться в рекламе Например, заведомо ложной признана телевизионная реклама кулинарного жира "Рама", которая приравнивала его к сливочному маслу "Вологодское" и демонстрировала его потребления детьми. Также к фактам нарушения прав потребителей на информированность относятся рекламирование снижение цены на товар, при этом не сообщается об уменьшении в мілкості упаковки. Права потребителей на информированность связанные с их правом на выбор, поскольку достоверная информация необходима для обоснования выбора из ряда товарных альтернатив.


Право на информированность

Право потребителей на выбор

Потребители имеют право на гарантированный свободный доступ ко всем товарам. Удовлетворенность потребителя предполагает возможность оценивания всех товарных альтернатив. Консьюмеристы утверждают, что большие предприятия пытаются ограничить выбор потребителей, затрудняя выход на рынок других производителей. Крупные предприятия захватывают информационное пространство, лучшие места на полках магазинов, предлагают дисконта. Антимонопольное регулирования состоит в попытке защитить конкурентов потенциальных монополистов для обеспечения адекватного потребительского выбора и конкурентных цен.


Право на выбор товара

Право потребителей быть выслушанным

Потребители имеют право высказывать недовольство купленным товаром и предъявления претензий. Есть три возможных варианта выражения такого недовольства:

- отказ от дальнейших покупок;

- сообщения о недовольстве товаром знакомым;

- официальное обращение для замены товара или возмещения ущерба.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: