Территория и аудитория игры
Для успешной организации игрового общения ведущему очень важно изучить площадку, на которой предстоит провести игровую программу.
· зал (учитывают его параметры: величину, форму, наличие ступенек со сцены, проходов, колонн, выступлений, «карманов», число посадочных мест, их расположение и удобство, наличие проходов между ними). Настоящий игромастер использует в игре всю гамму возможного в игровом пространстве, а не только сцену;
· сценическая площадка с расположенными на ней объектами (мебель, розетки, элементы декораций) или сцена (её размеры и высота, наличие кулис, ступенек). Роль сцены могут исполнять фойе, рекреация, площадка, подоконник, спортивное поле или любой ограниченный участок комнаты, квартиры и т.п. Но полезно учитывать, что на этом месте нужно найти такой пятачок для игромастера, откуда вам будет удобно организовывать, контролировать и корректировать игровые действия всех участников игрового процесса, а не только непосредственных игроков. Причём игромастер должен быть каким-то образом выделен из всех, восприниматься именно как организатор, а не как участник игры. Приёмы: установление соответствующей дистанции, особая позиция относительно прочих участников (быть на шаг впереди, ближе к зрителям), диспозиция между группами игроков (одни – слева, другие – справа), выделение за счёт стиля или цвета сценического убранства, наличия в руках игромастера определённого предмета.
· аудитория игры – зрители, участники, игроки, ассистенты (персонал), вспомогательные герои. В зависимости от количества присутствующих лиц аудитория может быть малой (от 5-7 лиц до 25) или макрогруппой (до нескольких тысяч, а при телевизионных играх и миллионов лиц). Каждая такая локальная социальная группа считается организованной, ведь она объединяется вокруг единственной цели, принимает правила организованной игры и подчиняется их невидимым пунктирам. Взаимоотношения участников имеют преимущественно эмоциональный характер и подчиняются закономерностям психологической совместимости и конфликтности.
|
Аудитория во время игры разделяется на непосредственно игровую, куда входят игроки – участники конкурсов, и зрительскую – те, кто созерцают игровой процесс и то, что его сопровождает. Таким образом, аудитория одновременно исполняет три роли: игроков (которые отрабатывают определённые задания, функции, роли, одновременно «играя» самих себя), зрителей (которые выполняют все действия игроков в воображении, прокручивая то, что видят, в собственных эмоциях) и самих себя. Можно говорить о том, что люди одновременно находятся в состоянии потенциального игрока или зрителя.
Зоны общения с аудиторией
Зона интимного общения (расстояние от 0 до 0,6 метра – зона вытянутой вперёд руки). Игромастер входит в эту зону для того, чтобы подчеркнуть близкие, открытые, доверительные отношения. Это зона конкретных индивидуальных контактов. Прежде чем вступать в эту зону, нужно убедиться на сто процентов, что это можно делать, что это будет эффективно.
Как этого достичь? Научиться «читать» людей по жестам, мимике, по глазам и эмпатично чувствовать их. Вход в зону интимного общения может поддержать человека, снять определённое напряжение перед игрой (мы увидели, что человек не «в своей тарелке»), активизировать, подвести к действию.
|
Способы действия игромастера: взять за руку, предложить свою, пожать руку, обнять за плечи, похлопать по плечам, провести рукой или погладить по спине, положить руку на затылок.
Обычно учитывают возрастные, половые и индивидуальные особенности людей. Игромастер-мужчина не будет прижимать к себе девушку, а предложит ей руку. А игромастер-девушка может обнять мальчика-игрока с целью ободрения его.
Личную или индивидуальную зону (расстояние от 0,6 метра до 1,2-1,5 метра) с точки зрения общения, на наш взгляд, лучше рассматривать как диалогическую. Ведь именно в ней мы ведём все диалоги. Инструментами ведения диалога служат, прежде всего, направленные на партнёра глаза, слово, тексты. Вспомогательные инструменты – жесты, мимика, пантомимика. Находясь в этой зоне, мастер игры сообщает и разъясняет правила, «читает» ответные знаки о том, понял ли его собеседник. В этот момент внимание игромастера приковано только к собеседнику. Нужно помнить, что время вашего общения должно быть очень коротким, а потому ваши действия – точными, корректными, понятными.
Если игромастер работает с большой аудиторией, лучше дифференцировать своё внимание, разделив его между коммуникативным партнёром и всем собранием людей. Если вы работаете с ассистентами, то они могут продублировать ваши действия (установки, просьбы), а вы в это время будете уделять внимание аудитории, заботясь о поддержании эмоционального тонуса и ощущения своей значимости у всех собравшихся.
|
Зона публичных социальных контактов (расстояние от 1,2-1,5 метра до 3-6 метров). Достаточно размытые верхние границы зоны уточняются в зависимости от численности аудитории и формы зала. Общая установка такая: чем многочисленней аудитория, тем больше расстояние между игромастером и группой.
Выбор самой актуальной позиции («примерка» себя к аудитории) игромастер осуществляет по такому критерию: точка перед аудиторией, из которой без вспомогательного поворота головы он может охватить зрением (даже периферическим) всех собравшихся и особенно крайних людей (тех, кто находится сбоку). Ведь энергетический обмен должен вестись со всеми, а не только с центральным сектором.
Так образуются два сектора концентрации и рассредоточения внимания игромастера – малый сектор и большой.
Массовая зона общения (расстояние от 3-6 метров и дальше). В такой зоне работают с большими аудиториями (например, организуют концерты на детских фестивалях, конкурсах, на площадях и т.п.). Особенностью такой работы игромастера является то, что он не может охватить всех собравшихся своей энергией и энергией игры. Даже привести всех к единому эмоциональному знаменателю – дело слишком тяжёлое.
При значительном расстоянии между участниками общения распыляется (а то и вовсе утрачивается) контакт глаз и увеличивается роль невербальных знаков. Потому в таких случаях игромастер более активно жестикулирует и пытается вызвать желательные действия и реакции хотя бы у значительного большинства аудитории. Главный инструмент в такого рода общении – усиленная через микрофон громкая речь.
Настоящий игромастер всегда соединяет межличностные отношения с игроками на сцене и контакты с залом. Он помнит, что общается и работает не только с теми, кто на сцене, но и со всеми в зале. Удержать в поле зрения всю аудиторию при индивидуальных контактах с игроками – проявление высокого уровня мастерства.