Великая ВЕЧЕРНЯ с ЛИТУРГИЕЙ свт. Василия Великого




Великую вечерню с Литургией свт. Василия Великого предваряют Царские часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й)
и изобразительны, сразу после отпуска которых произносится возглас:

Благослове́но Ца́рство Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

…Трисвятое по Отче наш, Прииди́те поклонимся, 103 Псалом…

Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя./ Услы́ши мя, Го́споди.

Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя:/ вонми́ гла́су моле́ния моего́,/ внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.// Услы́ши мя, Го́споди.

Да испра́вится моли́тва моя́,/ я́ко кади́ло пред Тобо́ю,/ воздея́ние руку́ мое́ю/ – же́ртва вече́рняя.// Услы́ши мя, Го́споди.

Из глубины́ воззва́х к Тебе́, Го́споди,// Го́споди, услы́ши глас мой. [ Стихиры ПРАЗДНИКА, глас 2 ]:

Прииди́те, возра́дуемся Го́сподеви, настоя́щую та́йну сказу́юще: средосте́ние граде́жа разруши́ся, пла́менное oру́жие плещи́ дае́т, и Херуви́м отступа́ет от дре́ва жи́зни, и аз ра́йския пи́щи причаща́юся, от него́же произгна́н бых преслуша́ния ра́ди; неизме́нный бо о́браз Oте́чь, о́браз присносу́щия Eго́, зрак раба́ прие́млет, от Неискусобра́чныя Ма́тере проше́д, не преложе́ние претерпе́в, éже бо бе пребы́сть, Бог Сый и́стинен, и éже не бе прия́т, Челове́к быв человеколю́бия ра́ди. Тому́ возопии́м: рожде́йся от Де́вы Бо́же, поми́луй нас.

Да бу́дут у́ши Твои́// вне́млюще гла́су моле́ния моего́. - повтор предыдущей стихиры

А́ще беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т?// Я́ко у Тебе́ очище́ние е́сть.

Го́споду Иису́су ро́ждшуся от Святы́я Де́вы, просвети́шася вся́чeская: па́стырeм бо свиря́ющим и волхво́м покланя́ющимся, А́нгелом воспева́ющим, И́род мятя́шеся, я́ко Бог во пло́ти яви́ся, Спас душ на́ших.

И́мене ра́ди Твоего́ потерпе́х Тя, Го́споди, потерпе́ душа́ моя́ в сло́во Твое́,// упова́ душа́ моя́ на Го́спода. - повтор предыдущей стихиры

От стра́жи у́тренния до но́щи, от стра́жи у́тренния,// да уповае́т Изра́иль на Го́спода.

Ца́рство Твое́, Христе́ Бо́же, Ца́рство всех веко́в, и Влады́чество Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де, воплоти́выйся от Ду́ха Свята́го и от Присноде́вы Мари́и вочелове́чивыйся, свет нам возсия́, Христе́ Бо́же, Твое́ прише́ствие; Свет от Све́та, Óтчее сия́ние, всю тварь просвети́л eси́, вся́кое дыха́ние хва́лит Тя. О́браз сла́вы Óтчия, Сый, и пре́жде Сый, и возсия́вый от Де́вы, Бо́же, поми́луй нас.

Я́ко у Го́спода ми́лость, и мно́гое у Него́ избавле́ние,// и Той изба́вит Изра́иля от всех беззако́ний eго́. - повтор предыдущей стихиры

Хвали́те Го́спода вси язы́цы,// похвали́те Его́ вси лю́дие.

Что́ Тебе́ принесе́м, Христе́, я́ко яви́лся eси́ на земли́ я́ко Челове́к нас ра́ди? Ка́яждо бо от Тебе́ бы́вших тва́рей благодаре́ние Тебе́ прино́сит: А́нгели – пе́ние; небеса́ – звезду́; волсви́ – да́ры; па́стырие – чу́до; земля́ – верте́п; пусты́ня – я́сли; мы же – Ма́терь Де́ву. И́же пре́жде век, Бо́же, поми́луй нас.

Я́ко утверди́ся ми́лость Его́ на нас,// и и́стина Госпо́дня пребыва́ет во век. - повтор предыдущей стихиры

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в Ами́нь.

А́вгусту eдинонача́льствующу на земли́,/ многонача́лие челове́ков преста́;/ и Тебе́ вочелове́чшуся от Чи́стыя,/ многобо́жие и́долов упраздни́ся,/ под eди́нем ца́рством мирски́м гра́ди бы́ша,/ и во Eди́но Влады́чество Божества́ язы́цы ве́роваша./ Написа́шася лю́дие повеле́нием ке́саревым,/ написа́хомся, ве́рнии, И́менем Божества́,/ Тебе́, вочелове́чшагося Бо́га на́шего.// Ве́лия Твоя́ ми́лость, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Све́те Ти́хий святы́я сла́вы Безсме́ртнаго Отца́ Небе́снаго, Свята́го, Блаже́ннаго, Иису́се Христе́! Прише́дше на за́пад со́лнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га. Досто́ин еси́ во вся времена́ пет бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Бо́жий, живо́т дая́й; те́мже мир Тя сла́вит.

Прокимен, глас 1: Ми́лость Твоя́, Го́споди,/ пожене́т мя вся дни живота́ моего́.

Стих: Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т, на ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя.

ПАРЕМИИ

Бытия чтение, гл.1:1-13 (перевод на русский язык)

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: "Да будет свет". И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды, и да будет отделять она воду от воды". И стало так. И сотворил Бог твердь, и разделил Бог между водою, (которая была) под твердью, и водою, (которая была) над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: "Да соберется вода, (которая) под небом, в одно собрание, и да явится суша". И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле". И стало так. И произвела земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Чисел чтение, глава 24:2–3, 5–9, 17–18

Был Дух Божий на Валааме, и, начав притчу свою, он сказал: "Как прекрасны жилища твои, Иаков, шатры твои, Израиль: как долины тенистые, как сады при реках, как шатры, которые водрузил Господь, (и) как кедры у вод. Произойдет Человек от семени его, и овладеет племенами многими, и возвысится [более Гога] Царство Его и возрастет [Царство Его]. Бог привел его из Египта; как у единорога слава его: пожрет племена врагов своих, и тучность их истощит, и стрелами своими поразит врага. Возлег и упокоился Он как лев и как львенок: кто поднимет Его? Благословляющие тебя благословенны, и проклинающие тебя прокляты! Взойдет звезда от Иакова и восстанет Человек от Израиля, и сокрушит вождей Моава и опустошит всех сынов Сифовых. И будет Эдом наследием, и будет наследием Исав, враг его, а Израиль проявил силу!"

Пророчества Михеина чтение, гл. 4:6–7; 5:2–4

В те дни, говорит Господь, соберу сокрушенную, и отвергнутую приму, и тех, кого Я отринул. И превращу сокрушенную в остаток и отвергнутую – в народ крепкий, и будет царствовать Господь над ними на горе Сионе отныне и до века. Так говорит Господь: и ты, Вифлеем, дом Ефрафы, невелик, чтобы быть среди тысяч Иудиных: но из тебя произойдет Мне (Вождь –) Тот, Кому должно быть Князем в Израиле, и происхождение Его из начала, от дней вечных. Потому Он отдаст их до того времени, когда Рождающая родит; и тогда остальные из братьев Его обратятся к сынам Израиля. И станет, и посмотрит, и будет пасти стадо Свое в силе Господь; и в славе имени Господа Бога своего они пребудут, потому что Он ныне возвеличится до краев земли.

Та́йно роди́лся еси́ в верте́пе, но Не́бо Тя всем пропове́да, я́коже уста́, звезду́ предлага́я, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, ве́рою покланя́ющияся Тебе́,

С ни́миже поми́луй нас.

[Стих 1]: Основания Его на горах святых,/ любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих, / преславная глаголашася о Тебе, граде Божий. / Помяну Раав и Вавилона, ведущим мя. И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе, С ни́миже поми́луй нас.

[Стих 2]: И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, / сии быша тамо. / Мати Сион речет: / Человек и Человек родися в нем, / и Той основа и Вышний. И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе, С ни́миже поми́луй нас.

[Стих 3]: Господь повесть в писании людей / и князей сих, бывших в нем, / яко веселящихся всех жилище в Тебе. И волхвы Ти приведе,верою покланяющияся Тебе, С ни́миже поми́луй нас.

Та́йно роди́лся еси́ в верте́пе, но Не́бо Тя всем пропове́да … - повтор тропаря

Пророчества Исайина чтение, глава 11:1–10

Так говорит Господь: Выйдет отрасль от корня Иессеева, и цвет от корня (его) взойдет; и почиет на нём Дух Божий: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; исполнит Его Дух страха Божия: не по внешности Он будет судить и не по молве обличать, но будет судить смиренного правым судом, и обличит c прямотою славных земли, и поразит землю словом уст Своих, и Духом уст [Своих] истребит нечестивого. И будут правдой препоясаны чресла Его, и истиной обвиты ребра (Его). И волк будет пастись вместе с ягненком, и барс отдыхать вместе с козленком; и теленок, и бык, и лев вместе будут пастись, и малое дитя поведет их. И бык и медведь вместе будут пастись, и вместе детеныши их будут; и лев и вол будут вместе есть солому. И Дитя юное на нору аспидов и на гнездо порождений аспидов руку наложит; и не будут причинять зла, и не смогут погубить никого на горе святой Моей, ибо вся (земля) наполнится ведением Господа, как вода многая покрывает моря. И будет в тот день Корень Иессеев и Восстающий, чтобы начальствовать над язычниками: на Него язычники будут надеяться, и будет покой Его – честь!

Пророчества Варуха чтение 3:36–38; 4:1–4

Это – Бог наш, не сравнится с Ним никто иной. Изобрел Он всякий путь познания и дал его Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному Им. После (же) того Он на земле явился и обитал среди людей. Это – книга повелений Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся её, (войдут) в жизнь, а оставляющие её умрут. Обращайся, Иаков, и возьмись за неё, пойди к сиянию при свете её. Не отдай другому славы твоей, и полезного для тебя – народу чужому. Блаженны мы, Израиль, что угодное Богу известно нам.

Пророчества Даниила чтение 2:31–36, 44–45

Сказал Даниил Навуходоносору: Ты, царь, смотрел: и вот, одно изваяние; велико то изваяние, и вид его превосходен. Стояло оно пред лицом твоим, и видение его – страшно. Изваяние, у которого голова – из золота чистого, руки, и грудь, и мышцы его – серебряные, чрево и бедра – медные, голени – железные, ноги – частью железные, а частью глиняные. Ты смотрел, доколе не отсечен был камень от горы без содействия рук, и ударил изваяние в ноги железные и глиняные, и разбил их прах до конца. Тогда сразу обратились в прах глина, железо, медь, серебро, золото, и сделались как пыль с летнего гумна, и подняло их силою ветра, и не нашлось места для них; а камень, ударивший изваяние, превратился в гору великую и наполнил всю землю. Это сон; и толкование его скажем пред царем: воздвигнет Бог небесный Царство, которое вовек не разрушится, и Царство Его другому народу не будет оставлено; и обратит оно в прах и развеет все царства, а само будет стоять вовеки – таким образом, как ты увидел, что от горы отсечен был камень без помощи рук и измельчил глину, железо, медь, серебро, золото. Бог Великий дал знать царю, что должно совершиться после сего. И истинен этот сон, и верно толкование его!

Возсия́л еси́, Христе́, от Де́вы, разу́мное Со́лнце Пра́вды, и звезда́ Тя показа́ в верте́пе, вмеща́ющася Невмести́маго. Волхвы́ наста́вил еси́ на поклоне́ние Твое́, с ни́миже Тя велича́ем:

Жизнода́вче, сла́ва Тебе́.

[Стих 1]: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу, и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнода́вче, сла́ва Тебе́.

[Стих 2]: Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнода́вче, сла́ва Тебе́.

[Стих 3]: Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь: свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнода́вче, сла́ва Тебе́.

Возсия́л еси́, Христе́, от Де́вы, разу́мное Со́лнце Пра́вды … - повтор тропаря

Пророчества Исайина чтение, глава 9:6-7

Младенец родился нам, Сын – и дан нам, Чье владычество было на плече Его, и называется имя Его: Великого Совета Ангел, чудный Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века, ибо привлеку Я мир на начальников: мир и здравие Ему! (И) велико владычество Его, и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его и поддержать его в суде и правде отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это!

Пророчества Исайина чтение, главы 7:10–16; 8:1–4, 8–10

Продолжил Господь беседу с Ахазом, говоря: "Испроси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине или в высоте". И сказал Ахаз: "Не буду просить и не буду искушать Господа!" И сказал Исаия: Послушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас доставлять затруднение людям? И как вы Господу причиняете затруднение? Потому Господь Сам даст вам знамение: вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет вкушать; прежде чем сможет Он познать или предпочесть худое, изберет доброе: ибо прежде, чем познает этот Младенец доброе или злое, Он не подчинится пороку, чтобы избрать доброе". И сказал Господь ко мне: "Возьми себе свиток новый, большой, и напиши на нём человеческим пером, что скоро совершится захват добычи – ибо он настал. И свидетелями Мне сделай верных людей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина". И приступил я к Пророчице, и понесла Она во чреве и родила Сына. И сказал мне Господь: "Нареки Ему имя: "Скоро отними, быстро разграбь", ибо прежде чем научится Младенец звать отца или мать, захватит Он силу Дамаска и добычи Самарии пред лицом царя Ассирийского". С нами Бог – познайте, народы, и покоряйтесь, услышьте до предела земли. Могучие, покоряйтесь: ведь если вновь усилитесь, вновь и побеждены будете. И какой бы совет вы ни замыслили, разрушит Господь, и какое бы слово ни сказали, не останется в силе у вас, ибо с нами Бог.

Прокимен, глас 1: Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя.

Стих: Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки, достоя́ние Твое́ и одержа́ние Твое́ концы́ земли́.

Послание к Евреям св.апостола Павла (глава 13:17–21)

Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и сотворил века. Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его, и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте, сделавшись настолько превосходнейшим Ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: «И да поклонятся Ему все Ангелы Божии». И об Ангелах говорит: «Творящий Ангелов Своих духами и служителей Своих огнем пылающим», – а о Сыне: «Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты – жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих». И: «В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся».

ЕВАНГЕЛИЕ от Луки (глава 6:17–23)

В те дни вышел указ от кесаря Августа о переписи всей вселенной. Эта перепись была первой в правление Квириния Сирией. И шли все записываться, каждый в свой город. Пошел же и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею в город Давидов, который зовется Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова, записаться с Мариам, обрученною ему женою, которая была беременна. Было же: пока они находились там, исполнились дни, когда Она должна была родить. И родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. И были в стране той пастухи, находившиеся в поле и несшие ночную стражу при стаде своем. И вот, Ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и устрашились они страхом великим. И сказал им Ангел: «Не бойтесь! Ибо вот, я благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: что родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение!» И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: «Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь». И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано.

Вме́сто «Досто́йно есть»: О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная вся́кая тварь,/ А́нгельский собор и челове́ческий род,/ освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный,/ девственная похвало́,/ из Нея́же Бог воплоти́ся,/ и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш:/ ложесна́ бо Твоя́ престо́л сотвори́/ и чре́во Твое́ простра́ннее Небе́с соде́ла.// О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва Тебе́.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: