В рамках осуществления этого этапа уголовно-процессуальной деятельности государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, формулируют условия той «процессуальной задачи», которая впоследствии подлежит разрешению посредством правосудия.
Предварительное расследование не имеет своей «самоцелью» привлечение лица к уголовной ответственности в любом случае и любым способом независимо от конкретных обстоятельств уголовного дела.
Предварительное расследование носит сугубо процессуальный характер и осуществляется исходя из назначения уголовного судопроизводства, а также при точном и неукоснительном соблюдении всех его принципов. Поэтому формирование позиции государственного обвинения допускается только на основе достаточной совокупности надлежащим образом собранных, проверенных и оцененных доказательств. В противном случае государство в лице дознавателя или следователя обязано отказаться от дальнейшего осуществления предварительного расследования и прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении конкретного лица.
Наиболее широкими полномочиями в рамках предварительного расследования обладают орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного отдела и прокурор. Важно подчеркнуть, что определенными процессуальными полномочиями контролирующего характера в данной стадии наделен суд. 14. Сущность и критерии дифференциации уголовно-процессуальной формы предварительного расследования (дознание и предварительное следствие).
Как уже отмечалось, законодателем при определении структуры судопроизводства было выделено в нем досудебное производство. Со времен УУС предварительное досудебное производство распадалось на предварительное следствие и дознание. Эта дифференциация имеет место и в современном досудебном производстве. Однако следует подчеркнуть, что соотношение этих форм предварительного расследования существенно изменилось.
|
Главное направление изменений дознания – это расширение компетенции органов дознания с одновременным упрощением или усложнением его процедуры. Эти черты современного дознания уже были упомянуты ранее (см. параграф 1.4 гл. 1), однако с учетом их важности они заслуживают большего внимания. Рассмотрим последовательно каждое из уже реализованных в этом направлении изменений дознания.
- 1. Расширение подследственности органов дознания. Новый УПК РФ отказался от обязательного проведения предварительного следствия по делам несовершеннолетних, предусмотрев, в зависимости от квалификации деяний, возможности проведения по этим делам (а их немало) дознания. В Федеральном законе от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ имевшееся ранее ограничение было отменено: дела о преступлениях, отнесенных к компетенции дознания, возбуждаются и расследуются ими, вне зависимости от того, возбуждено ли уголовное дело в отношении определенного лица либо по факту преступления. Кроме того, в связи с появлением ряда новых составов преступлений многие дела о них переданы в компетенцию дознания. Все это означает, что весьма значительная часть уголовных дел расследуется в упрощенном порядке. Наблюдаются и попытки еще более упростить процедуру дознания в виде предложений о введении аналога "протокольной формы".
- 2. Отказ от некоторых действующих на предварительном следствии процессуальных гарантий прав участников процесса. Как известно, обвиняемый и подозреваемый вправе знать, в чем они обвиняются. Однако по большинству уголовных дел, отнесенных к компетенции дознания, такой участник процесса, как обвиняемый, в ходе расследования не фигурирует вообще, поскольку появляется в процессе только с момента составления обвинительного акта, т.е. по завершении процессуальной деятельности. До этого момента на дознании фигурирует подозреваемый, но его право знать, в чем он подозревается, ослаблено отсутствием четко установленной процедуры перевода этого лица в положение подозреваемого при возбуждении в отношение него уголовного дела, задержании и избрании меры пресечения. Лишь в случае составления уведомления лица о подозрении должен быть составлен протокол о вручении уведомления и разъяснении прав (ст. 223.1 УПК РФ). Превращение подозреваемого в обвиняемого в ходе дознания происходит и процессуально оформляется только тогда, когда подозреваемый заключен под стражу, а 10-дневный срок применения этой меры истек, но составить обвинительный акт невозможно. Неясность в определении прав обвиняемого и подозреваемого затрудняет их возможность оспаривать и опровергать обвинение.
Право обвиняемого, равно как и права потерпевших и гражданских истцов, ослабляются также фактическим отказом законодателя от действующего на предварительном следствии института ознакомления заинтересованных участников процесса с материалами законченного производства. Согласно ч. 2 ст. 225 УПК РФ обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, но в этой норме ничего не говорится о праве этих участников заявить ходатайство о дополнении дознания и о том, как должны разрешаться эти ходатайства. Потерпевшему же для ознакомления обвинительный акт и материалы дознания могут быть представлены только по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК РФ), право на ознакомление с ними гражданского истца вообще не предусмотрено. Очевидно, что в такой ситуации право участников процесса на защиту своих законных интересов существенно ограничивается.
|
|
К сказанному следует добавить, что закон не устанавливает какого-либо срока на ознакомление с материалами дела. По-видимому, такого срока и нет, поскольку обвинительный акт и материалы предъявляются обвиняемому по окончанию дознания, когда по логике вещей процессуальная деятельность прекращается. В связи с этим обвиняемый и потерпевший фактически лишаются права требовать дополнения дознания.
3. Сближение формы дознания с формой предварительного следствия. И следователь, и дознаватель принимают одни и те же следственные и процессуальные действия и принимают во многом одинаковые решения. Сократился и существенный разрыв по срокам: теперь дознание должно быть завершено в течение одного месяца, но этот срок может быть продлен прокурором еще на один месяц (в ч. 3 ст. 223 ошибочно указано – "до 30 суток"), и в этом случае срок дознания сравняется со сроком предварительного следствия. Возможно продление срока дознания до шести и даже до 12 месяцев, что не вполне соответствует исходному представлению о дознании как об упрощенном и поэтому коротком по продолжительности расследованию. Введение уведомления о подозрении, являющегося аналогом института привлечения в качестве обвиняемого (хотя и несовершенным, так как уведомление, будучи по существу решением дознавателя, не содержит резолютивной части и опирается не на доказательства, а на "достаточные данные"), также указывает на сближение двух форм расследования. Очередной шаг на пути сближения –дополнение гл. 32 "Дознание" ст. 223.1 УПК РФ, предусматривающей проведение дознания группой дознавателей, поскольку данная норма – полный аналог ст. 163 УПК РФ о следственной группе.
Оценивая тенденцию к сближению двух форм расследования, нельзя не учесть два разных аспекта. С одной стороны, можно считать, что таким образом укрепляется правовая основа дознания, но, с другой – ликвидация принципиальных различий между двумя формами расследования может привести к перераспределению сил и постепенному вытеснению предварительного следствия дознанием, что с учетом исторического опыта чревато отступлениями от законности и нарушением прав участников.
4. Пониженный уровень процессуальной самостоятельности дознавателя по сравнению с уровнем самостоятельности следователя (весьма, как показано ранее, ограниченном последними изменениями закона). Согласно УПК РФ деятельность дознавателя подвержена многим формам контроля: со стороны начальника органа дознания (ст. 40), начальника подразделения дознания (ст. 40.1), прокурора (ст. 37), а также суда. Любые данные дознавателю указания прокурора, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания являются для него обязательными, а их обжалование не приостанавливает исполнение, в то время как следователь, обжалуя некоторые решения РСО и прокурора, может их не исполнять. Пребывание дознавателя в системе органов исполнительной власти, построенных на неуклонном исполнении решений вышестоящих органов, также не прибавляет дознавателю самостоятельности, хотя она, как отмечено ранее, является важнейшим условием законности и обоснованности расследования.
Реформирование органов предварительного расследования, в том числе и дознания, нельзя считать завершенным. Подтверждение этому – появление в УПК РФ гл. 32.1 "Дознание в сокращенной форме", подвергнутой критике выше, в параграфе 5.1. Будущее покажет, по какому пути пойдет развитие дознания, многое зависит от того, будут ли сохранены и усилены или, наоборот, упразднены, ослаблены те черты дознания, которые роднят его с предварительным следствием.