Тема 1.3 Парижская мирная конференция 1919 г.




Подготовила Сиротюк Анна

 

11 ноября 1918 г. представители германского правительства подписали в Компьенском лесу продиктованные представителями стран Антанты условия соглашения о перемирии. Первая мировая война, длившаяся более четырех лет и унесшая десятки миллионов человеческих жизней, была наконец окончена.

Перед странами-победтелями, и в первую очередь перед Англией, Францией и Соединенными Штатами Америки, встала задача - обеспечить выгодное им послевоенное устройство мира. Для того, чтобы выполнить эту задачу, и более конкретно для выработки и подписания мирных договоров с Германией и ее союзниками, и была созвана в Париже мирная конференция стран-победителей, которая начала свою работу 18 января 1919 г.

В работе Парижской мирной конференции приняли участие представители 27 стран.

На конференцию съехалось более тысячи делегатов, представляющих на тот момент почти все независимые государства мира. Не была приглашена лишь находившаяся в состоянии хаоса Россия. Все участники конференции были поделены на четыре категории. В первую входили воюющие державы, имеющие «интересы общего характера», — США, Великобритания, Франция, Италия и Япония. Представители этих стран должны были принимать участие во всех заседаниях и комиссиях. Ко второй группе были отнесены воюющие державы, «имеющие интересы частного характера», — Бельгия, Румыния, Сербия, Португалия, Китай, Никарагуа, Либерия, Гаити. Они получили приглашение принять участие только в тех заседаниях, которые непосредственно их касались. В третью категорию вошли страны, находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с блоком центральных держав. К ним были отнесены Боливия, Перу, Уругвай и Эквадор. Делегаты этих стран также могли принять участие в заседаниях, если на них обсуждались вопросы, непосредственно их касающиеся. И наконец, четвертую группу составляли нейтральные государства или страны, находившиеся в процессе образования. Их делегаты могли выступать устно или письменно только после того, как их пригласит это сделать одна из пяти главных держав, и только по вопросам, специально касающимся этих стран.

Соответственно, и представительство на конференции было распределено таким образом, чтобы у стран, имевших более высокую категорию, и делегатов было больше. США, Британская империя, Франция, Италия и Япония могли послать на конференцию по 5 полномочных представителей, Бельгия, Сербия и Бразилия — по 3, другие страны второй категории и британские доминионы — по 2, а все остальные получили право послать по одному своему представителю.

Однако несмотря на то, что регламент парижской мирной конференции был продуман до мелочей, ее порядок часто нарушался, а некоторые совещания вообще велись без протокольных записей. К тому же разделение стран-участниц на категории предопределило и весь ход конференции — по сути, все самые важные проблемы решались в Совете десяти, в который входили по два представителя от каждой из пяти великих держав-победителей - Англии, Франции, США, Италии и Японии. Работа этого органа шла негласно, в глубокой тайне. Очень скоро заседания «совета десяти» сменились заседаниями еще более узкого органа. Это стал так называемый «совет четырех», где совещались главы делегаций Англии, Франции, США и Италии. Фактически же вершителями дел мирной конференции стали три человека: премьер-министр Франции Жорж Клемансо, который как глава страны, на территории которой шла конференция, стал ее постоянным председателем, премьер-министр Англии Дэвид Ллойд-Джордж и президент США Вудро Вильсон.

Важнейшей проблемой, вставшей перед руководителями Парижской мирной конференции, был вопрос о том, как, каким путем обеспечить послевоенное устройство мира. Для этого надо было решить ряд важных задач:

* выработать приемлемые для них принципы новой послевоенной системы международных отношений;

* осуществить передел сфер влияния крупнейших держав, привести их в соответствие с итогами первой мировой войны;

* решить судьбу основных объектов послевоенного передела мира - колоний Германии и владений Турецкой империи на Арабском Востоке.

 

Большим накалом страстей сопровождалось обсуждение колониального вопроса. Столкнулись два политических курса: традиционно-аннексионистской (аннексия – это насильственное присоединение страны или ее части к другой стране) и либеральный. Первый представляли ведущие колониальные державы Англия и Франция, хотя действовали они по-дипломатически осторожно, озвучивая свои идеи при помощи делегатов от доминионов и зависимых стран. Этой традиционно-империалистической политике противостоял «либеральный колониализм» Вильсона. Отсюда и появление идеи об учреждении так называемой мандатной системы, зафиксированной в Уставе Лиги Наций.

Общие итоги обсуждения колониальных проблем были весьма далеки от заявленных целей. В этом вопросе победа оказалась на стороне традиционного колониализма, а более «цивилизованные» колониальные планы, выдвинутые Вильсоном, во многом были выхолощены и фактически приняли форму декларации о благих намерениях.

Важное место в работе конференции заняла полемика по вопросам мирного урегулирования с Германией.

При обсуждении германской проблемы в «большой тройке» произошла перегруппировка сил. Максималистской позиции Франции противостоял умеренно – осторожный курс Англии и США. Острые разногласия сторон определялись тем, что несмотря на единое стремление к сокрушению военной и экономической мощи Германии, будущее ее место в европейской системе международных отношений виделось по-разному. Политика англо-саксонских держав, направленная на сохранение достаточно сильной Германии, была обусловлена желанием обеспечить традиционное равновесие сил как гарантию европейской стабильности. При этом Веймарской республике отводилась роль противовеса как Франции, так и Советской России. Французский вариант максимального ослабления Германии в условиях революционного подъема в Европе представлялся лидерам Англии и США недальновидным и даже опасным.

В борьбе с англо-американским блоком Франция была вынуждена пойти на серьезные уступки по целому ряду направлений.

Прежде всего, англо-саксонские державы решительно отвергли французскую идею о расчленении Германии. Вскоре было снято и еще одно из главных требований Франции - проведение границы по Рейну и образование Рейнской республики. Взамен Англия и США предложили другое решение: левый берег Рейна и 50-километровая зона вдоль его правого берега получали статус демилитаризованных (территория, на которой по международному договору ликвидированы военные сооружения, запрещено содержание формирования вооруженных, возведения укреплений и др.). Не были полностью удовлетворены и претензии Франции на присоединение Саара. Ей передавались саарские угольные копи, а сам район переходил под управление Лиги Наций.

Особой острогой отличалось обсуждение репарационного вопроса. Репарации. В международном праве форма материально-правовой ответственности государства за международное правонарушение. Заключаются в возмещении государством ущерба, причиненного им другому государству, в денежной или иной материальной форме. Выплата репарации обычно предусматривается мирным договором. Исходя из своей концепции максимального ослабления Германии, французская делегация определила сумму германских репараций в 480 млрд. золотых марок, включив в нее «необходимые средства» для возмещения как материального ущерба, так и военных расходов. Англия и США, выступавшие против чрезмерных репарационных обязательств Германии, оценивали только компенсацию за нанесенный ущерб - в пределах от 50 до 100 млрд. По подсчетам известного экономиста Дж.М. Кейнса и группы экспертов из английской делегации Германия была в состоянии за 25-30 лет выплатить от 40 до 60 млрд., само же германское правительство считало приемлемой и выполнимой уплату 30-36 млрд. золотых марок. Согласовать столь противоречивые мнения на конференции так и не удалось. Поэтому было решено создать специальную репарационную комиссию, которой поручалось до 1 мая 1921 г. установить окончательную сумму репараций и сроки их выплат.

Еще одна группа вопросов, вызвавшая существенные разногласия не только между великими державами, но и среди других участников конференции, была связана с подготовкой и обсуждением мирных договоров с бывшими союзниками Германии.

Особая сложность решения этих проблем определялась прежде всего тем, что территориально-государственное переустройство Австро-Венгрии и Османской империи на основе национального принципа провести было чрезвычайно трудно, ввиду большого числа районов со смешанным населением. К тому же в образовании новых государств и изменении старых границ отражались противоречивые устремления великих держав по созданию зон собственного влияния.

Первое крупное столкновение по территориальным вопросам произошло при обсуждении мирного договора с Австрией. Италия добивалась выполнения Лондонского соглашения 1915 г., (секретное соглашение между Италией и странами Антанты, подписанное в Лондоне 26 апреля, что определило вступление Италии в Первую мировую войну) по которому страны Антанты обещали передать ей ряд австрийских и южнославянских земель. Однако в условиях 1919г. удовлетворение этих требований Италии означало ущемление интересов вновь образовавшегося Королевства сербов, хорватов и словенцев. Поэтому «большая тройка», сочтя итальянские притязания чрезмерными, своим волевым решением уменьшила их до реально возможных. В частности Италии было отказано в праве на стратегически важный город-порт Фиуме.

Затем территориальные споры стали возникать один за другим. Наиболее острыми из них были конфликты между Польшей и Чехословакией (из-за Тешинского округа), между Сербо-хорвато-словенским государством и Румынией (из-за Баната и Тимишоары), между Болгарией и Королевством сербов, хорватов и словенцев (из-за Македонии), между Румынией и Болгарией (из-за Южной Добруджи), между Венгрией и Румынией (из-за Трансильвании), между Чехословакией и Венгрией (из-за некоторых районов Словакии), между Турцией и Грецией (из-за Фракии) и др. Ллойд Джордж позднее признавал, что при установлении новых границ вместо одного эльзас-лотарингского вопроса в Европе появились десятки подобных проблем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: