Предметы и материалы, изготовленные человеком




Класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения

Задачи:

· знакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

· формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

 

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий социальный мир»

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

 

Описание места учебного предмета «Окружающий социальный мир»

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 0,5 часа в неделю (индивидуальное домашнее обучение), 17 часов в год.

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Окружающий социальный мир»

Возможные личностные результаты:

· умение вступать в контакт с учителем;

· умение обращаться за помощью и принимать помощь;

· умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

 

Возможные предметные результаты:

· знать домашний адрес;

· знать назначение бытовых электроприборов;

· знать части часов;

· узнавать молочные продукты и мучные изделия, их назначение;

· различать виды бумаги по плотности, узнавать предметы, изготовленные из бумаги;

· узнавать здания магазинов, кафе, знать их назначение;

· узнавать дорожный знак «Пешеходный переход»;

· знать название профессий людей, работающих в общественном транспорте;

· узнавать праздники Новый год, 23 февраля, 8 марта по атрибутам;

· узнавать президента РФ по фотографиям, уметь изображать флаг РФ.

Содержание учебного предмета учебного предмета

«Окружающий социальный мир»

Школа

Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией.

Квартира, дом, двор

Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.

Предметы быта

Знание назначения электроприборов.Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).

Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

Продукты питания

Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол).

 

Город

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры: улицы (переулки, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты) Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

Транспорт

Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

Традиции, обычаи

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, 8 марта, 23 февраля).

 

Страна

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео).

Тематическое планирование с определением основных видов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: