Вопрос 24.Проблемный метод обучения на уроках истории и обществознания.
Проблемный метод обучения,являясь частью проблемно-поисковой методики, направлен на реализацию модели «обучение через открытие».Его цель – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность метода состоит в последовательном и целенаправленном выдвижении перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучающиеся активно усваивают знания. К проблемным относятся методы
-проблемного изложения, -частично-поисковый, -исследовательский.
Формы организации пространства: парное взаимодействие, микрогрупповое взаимодействие, групповое взаимодействие и межгрупповое взаимодействие.
Технологические приемы организации учебного процесса:1.создание значимой для ученика проблемной ситуации, 2. наполнить проблемную ситуацию противоречивостью и создать условия для осознания этого противоречия как проблемы, 3.сформулировать задачу продуктивного (творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Примеры проблемных вопросов по истории.
· Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
· Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
· Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
· XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
· Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
Примеры проблемных вопросов по обществознанию.
· Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
· Сильная президентская власть в России: за и против».
· Независимость судебной власти: миф или реальность?»
|
· Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»
Формы решения проблемных ситуаций.
· Учебная дискуссия;
· Научный спор;
· Проблемная лекция;
· Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Результативность метода оценивается по следующим критериям: -наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации, -наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере, -переживание учеником субъективного открытия, - осознание усвоения нового как личностной ценности, -овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций.
Вопрос 40.Способы проверки и оценивания результатов обучения истории и обществознанию. Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся.Проверка результатов обучения (контроль) является необходимым компонентом процесса обучения.
Ее цель - выявить уровень знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой; - выявить динамику индивидуальных достижений обучающихся; - предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).
На уроках истории и обществознания могут быть использованы такие формы контроля,как итоговый, промежуточный и текущий контроль, хотя уроки обязательных проверочных работ рабочими программами не предусмотрены.
|
Текущий контроль можно осуществлять с помощью разных видов и форм: устных и письменных; индивидуальных, фронтальных и групповых; нетрадиционных; с применением ИКТ и т.д.
Примерами устных форм текущего контроля могут служить
- Фронтальный опрос
- рассказ «незнайки» с ошибками;
-ответы на вопросы в конце параграфа;
-взаимоконтроль (ученики составляют дома вопросы друг для друга);
-описательный рассказ с опорой на наглядный образ, например, египетские пирамиды или средневековый замок;
-рассказ от имени очевидца событий, например, участника Столетней войны, участника Народного ополчения Минина и Пожарского.
- слабоуспевающему ученику - изложение фактического материала по составленному учителем плану или памятке.
К письменным формам контроля относятся: - самостоятельные и контрольные работы. - Очень важно в условиях введения ГИА и ЕГЭ использовать тесты;.-Написание эссе -Исторический диктант.-Написание писем.-Написание сочинений-рассуждений.- Составление таблиц, схем.
Как итоговый контроль могут использоваться такие нетрадиционные формы:КВН, судебные процессы. круглые столы,.аукционы,проекты.
Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, соответствовать уровню усвоения знаний и умений.В оценке важен не только балл, но и оценочное суждение учителя, что бывает дороже баллов. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.