Коллекция видов тканей. Школьникам для изучения необходимы образцы различных видов тканей. Поэтому учителю или руководителю кружка необходимо оформить коллекцию текстильных материалов.
Так как в начальных классах нет необходимости, да и возможности, изучать все виды тканей, то основное требование к коллекции заключается в том, чтобы в ней были представлены ткани, изготовленные из различных волокон.
Коллекцию можно сделать по-разному, но, как показывает практика, наиболее удобной является коллекция, смонтированная на листе плотной бумаги или картона А4. На отдельных листах плотной бумаги, например рисовальной или чертёжной, приклеивают образцы хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шёлковых, искусственных, синтетических тканей.
Образцы желательно вырезать одинакового размера. С одного края окантовать полоской бумаги и приклеить только окантованную часть к основе, чтобы не приклеенную часть ткани можно было рассмотреть с лицевой и изнаночной стороны.
Работа с волокнистыми материалами. Изделия из небольших обрезков. Из ниток, шнура, тесьмы, ленты можно сделать много интересных поделок. Практическое назначение их разнообразно. Это могут быть сувениры, подарки к празднику, на день рождения. Изготавливая то или иное изделие, имеющее практическое назначение, дети стремятся к тому, чтобы оно было красивым, аккуратно выполненным, хорошо оформленным. Пусть им не всегда удаётся достичь высокого уровня исполнения изделия, главное - у детей развивается художественное видение окружающей действительности, эстетический вкус, творческое отношение к работе.
Многие изделия можно выполнить из тех материалов, которые обычно не находят применения и выбрасываются. Это небольшие лоскуты, обрезки ткани, старые вещи. Использование их для поделок приучают детей к бережливости, экономному расходованию ниток, ткани.
|
Витьё. Нарядные, красивые закладки, пояски, скакалки получаются способом витья. Для работы используют различный материал в зависимости от назначения изделия. Для закладок берут нитки ирис, мулине; пояски вьют из цветного шнура; скакалки можно сделать из шпагата, тонкой верёвочки.
Витьё очень простой вид работы, с которым легко могут справиться дети шестилетнего возраста.
Расход материала для витья в полтора-два раза больше длины изготовляемого изделия. Вить можно разными способами: в паре с товарищем, одному, закрепив материал за гвоздик или другой предмет. В работе надо учитывать крутку материала. Нити обычно скручены в одну сторону, поэтому витьё должно быть направлено по часовой стрелке.
Берут материал необходимой длины, закрепляют серединой за гвоздик, пальцами вращают оба конца. Затем их соединяют вместе и снимают изделие с крепления. Пряди скручиваются между собой. Если витьё получилось не достаточно плотным, ещё можно скрутить концы, так добиваются хорошей крутки.
Если плетут в паре с товарищем, можно использовать другой способ. Концы берут в руки и вращают их по часовой стрелке каждый, затем один учащийся берёт материал за середину рукой и сводит концы. Чтобы изделие не раскрутилось, концы связывают или сшивают, оставив небольшую бахрому. Вить можно из некрученых материалов.
Плетение. Плетение из волокнистых материалов изделий небольшой длины является одной из разновидностей рукодельных работ и вполне доступно детям младшего школьного возраста. Это увлекательный вид работы. Есть много способов плетения: в три, четыре, пять и более прядей. Для работы используют различные материалы: цветные нитки, ирис, мулине, шпагат, тесьму, шнур в зависимости от назначения изделия.
|
В каждом конкретном случае работу планируют с учётом подготовленности ребят, наличия материалов и приспособлений. Учащиеся могут изготовить брелки, закладки, подвески, украшения, скакалки, пояски и другие предметы.
Объёмные изделия из ниток. Для работы можно использовать нитки: мулине, ирис, швейные, синтетические. Изделия из ниток служат для украшения одежды, отдельных предметов, используются в качестве сувениров, подарков к празднику и т.п. расход ниток на изготовление сувениров невелик.
Работа с тканью. Подготовка к работе. На уроках трудового обучения школьники получают первоначальные сведения об инструментах, материалах, способах их обработки, приобретают навыки и умения по работе с текстильными материалами, которые потом закрепляются на внеклассных занятиях.
Содержание работы по рукоделию должно опираться на учебную программу по трудовому обучению для начальных классов. Руководитель кружка, приступая к занятиям, должен повторить с учащимися пройденный на уроке материал, выяснить их уровень подготовки, чтобы чётко знать, какой вид работ предложить учащимся для практического выполнения.
Обрабатывая ткани на уроках трудового обучения, дети учатся пользоваться иглой, отмеривать нитки, вдевать их в ушко иглы, завязывать узелки. Всё это считается подготовительной работой, без которой невозможно обойтись при изготовлении изделий из ткани. На внеклассных занятиях эти и другие виды работы необходимо повторить и познакомить учащихся с новыми.
|
Изготовление лекал - особый вид работы. Дело в том, что здесь встречаются линии, которые учащиеся не смогут провести под линейку или циркулем. На уроках трудового обучения такой вид работы не предусмотрен. Поэтому при организации внеклассных занятий руководитель кружка учитывает этот факт и планирует сообщение учащимся и практическое задание по изготовлению лекал, если этого требуют условия работы. На первых порах их надо изготавливать только по готовому образцу на плотной бумаге или на тонком картоне, потому что выполнение лекальных кривых требует хороших графических навыков, глазомера.
Необходимо рассказать учащимся, как правильно накладывать лекала на ткань, чтобы сэкономить материал. Дети очень часто кладут лекала на середину куска ткани, много материала уходит в отходы.
Ремонт одежды. В практике бывают различные разрывы ткани или деталей из неё. Изделие может распороться по шву, на ткани образоваться разрыв прямой или произвольной формы. В каждом конкретном случае надо уметь аккуратно и хорошо отремонтировать изделие. Для этого необходимо знать основные приёмы простейшего ремонта: заплаты, штопка, пришивание пуговиц, крючков, петель, кнопок, пуговиц.
Отделка ткани. Человек всегда стремится к красоте, он украшал своё жилище, предметы быта, одежду. Отделку, украшение одежды люди выполняли с незапамятных времён и делают это в настоящее время. Детям надо рассказать о способах украшения, форме покроя, дополнительных элементах в одежде. Всё это называется модой. На уроках трудового обучения, внеклассных занятиях по обработке текстильных материалов есть большие возможности для воспитания у младших школьников эстетического вкуса, правильного понимания моды.
Отделку ткани выполняют различными способами: отделочными материалами, вышивкой, накладным шитьём (аппликацией) из кожи, замши, гладкокрашеной и цветной ткани. К отделочным материалам относятся: лента - тканая полоска из хлопчатобумажной, штапельной, лавсановой пряжи, вискозных, капроновых и других нитей. Ленты имеют различную ширину и окраску. Кроме отделочных, есть прикладные ленты: брючные, бортовая кромка, эластичная; тесьма - узкая плетёная или вязаная полоска из хлопчатобумажной, штапельной пряжи или вискозных нитей. В эластичную тесьму добавляют резиновые жилки; шнур изготавливается из хлопчатобумажных, вискозных, штапельных, капроновых и других нитей. Делают витьё и плетёные шнуры. Витые шнуры изготавливают путём скручивания нескольких прядей. Плетёные вырабатываются на плетельных машинах; различаются отделочный шнур сутаж, синелька, петельный и другие. К отделочным материалам относятся кружева.
Виды швов и их применение. Прежде чем приступить к изготовлению изделий, необходимо познакомиться с основными видами швов. Вначале выполняют наиболее простые швы, потом сложные. На уроках трудового обучения дети изучают виды швов, на внеклассных занятиях полученные знания закрепляются, отрабатываются умения и навыки.
По значению швы делятся на скрепляющие, служащие для соединения отдельных частей ткани, и отделочные, которые используют для украшения одежды и других предметов. Деление — это условно, так как один и тот же шов может использоваться в различных видах работ, следовательно, иметь различное назначение.
Так, например, скрепляющий шов «вперёд иголка» в вышивке используется для украшения, а украшающий шов «козлик» или «крестик» применяется для соединения деталей.
Учителю, руководителю кружка, лучше подготовить коллекцию видов швов на плотной чертёжной или рисовальной бумаге. Такие образцы удобно использовать в качестве наглядного пособия при изучении швов, их легче демонстрировать, закреплять на доске. На бумаге предварительно выполняют разметку, чтобы получился аккуратный ровный шов. С изнаночной стороны проводят линии и намечают точки по длине стежка, ориентировочно через 10 мм. Потом иглой по этим точкам делают проколы, лицевая сторона остаётся чистой. После этого приступают к выполнению швов.
К скрепляющим можно отнести швы: «вперёд иголка», «назад иголка», «через край» и другие. К отделочным относятся швы: «полукрест», «крестик», «козлик», «тамбурный» («цепочка»), «ёлочка», «стебелёк» и другие.
Для соединения и отделки места соединения применяются маскировочные и соединительные швы.
Сначала обрабатывают края ткани: их подравнивают ножницами, подгибают и подшивают. Маскировочные и соединительные швы основаны на указанных выше швах: тамбурном, «ёлочке», петельном, «козлике». Некоторые имеют элементы новизны. Существует много вариантов этих швов разной степени сложности. Имея определённый опыт работы, опираясь на общие принципы выполнения шва, можно сделать свои оригинальные комбинации.
Соединительными швами украшают салфетки, полотенца, дорожки, занавески и другие вещи.
Вышивание. Вышивание широко используется в отделке одежды, вышивкой украшают различные текстильные предметы - постельное бельё (бельевая гладь), занавески, салфетки, полотенца и др. Есть несколько видов вышивки: односторонняя художественная гладь, двусторонняя художественная гладь, белая гладь, счётная гладь, мережка, набор, гипюр и др. некоторые виды вышивки получили своё название по месту, где они являются традиционными.
Техника и сложность работы в различных видах вышивки неодинакова. Это даёт возможность руководителю кружка, учителю сделать выбор, использовать вышивку на различных этапах обучения. В первом классе, например, можно научить детей контурному вышиванию. Детям постарше можно предложить вышивку крестиком, художественную гладь, мережку.
Бахрома. Бахрома — это специальная тесьма со свисающими по краям нитями и кисточками. Она может быть различной в зависимости от назначения отделываемого изделия и материала. В некоторых случаях бахрому делают сами.
Аппликация. Один из древнейших способов отделки ткани - накладное шитьё. Принцип выполнения такого вида работы на протяжении многих веков остался неизменным. Техника выполнения аппликационных работ, что рисунок или узор создаётся из больших цветовых пятен какого-либо материала.
Выполнять аппликацию можно из различных видов ткани. Аппликацией можно украсить детскую одежду, сделать различные сувениры, подарки к празднику, панно. Этот вид работы доступен учащимся все возрастных групп, степень сложности зависит от их подготовленности.
Тканевые элементы обычно пришивают к основе, но современные клеи позволяют выполнить аппликацию способом приклеивания. В работе с младшими школьниками целесообразно использовать и тот и другой способ.
Цветы из ленты. Есть несколько способов изготовления цветов из ленты, все они получаются очень красивыми и напоминают розу, поэтому для работы надо подбирать соответствующие цвета. В работе используют шёлковую ленту. Длина её зависит от ширины материала и от размеров цветка. Изготовление таких цветов не представляет сложности. Их могут выполнить дети буквально за несколько минут. Цветы из ленты привлекательны, являются оригинальным украшением одежды, маскарадных костюмов, экспонируемых изделий или других вещей.
Окраска и роспись ткани. Окраска ткани производится анилиновыми красителями. Существует несколько способов росписи ткани - батик, свободная роспись, роспись через трафарет. В начальной школе этот вид работы используется очень редко.
Кройка и шитьё. Кройкой называют вырезание из ткани деталей. Разметку и раскрой простых изделий учащиеся производят с помощью линейки, угольника, сантиметровой ленты, линии проводят карандашом или швейным мелом. Для сложных деталей приготавливают лекала из плотной бумаги или тонкого картона. Шитьё — это изготовление изделий из деталей. Младшие школьники шьют только вручную.