Значение логики и психологии для процесса доказывания.




В достижении объективной истины по делу велика также роль логики, психологии и частных методов познания внешнего мира, широко применяемых в процессуальном доказывании.

Логика, как известно, представляет собой науку о законах и формах мышления. Эти законы и формы «суть отражения объективного в субъективном сознании человека». Они сами не нуждаются в специальном доказывании, однако любое лицо, занимающееся процессуальным доказыванием, пользуется ими неизбежно и не может игнорировать их роль в познании.

Логические законы и формы мышления находят свое применение в каждом из элементов процессуального доказывания, т. е. и в построении следственных версий, и в собирании доказательств и их источников, и в их проверке и оценке, и в обосновании выводов по делу.

Логические законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания устраняют противоречивость, сбивчивость и бездоказательность мысли, возможные в тех или иных элементах доказывания по делу.

Присущие логике индуктивные и дедуктивные формы умозаключений лежат в основе построения выводов о наличии (отсутствии) исследуемых обстоятельств дела и об их социально-правовом существе, а связанные с дедукцией силлогизмы служат средством проверки обоснованности соответствующих выводов.

Логические умозаключения по аналогии нужны в процессуальном доказывании для суждения о возможности совпадения пока неизвестных свойств тех обстоятельств дела, в отношении которых следователем (судом) уже установлено сходство их некоторых важных признаков.

Правила пользования гипотезой, выработанные в логике, облегчают работу субъектов доказывания с общими и частными следственными версиями по уголовному делу, помогают им найти наиболее эффективные пути их проверки.

Такие логические приемы, как анализ доказательств, сравнение их между собой, сопоставление доказательств с теми или иными фактами, синтез имеющихся доказательств и фактов, многократно применяются в доказывании любых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу.

Строгое соблюдение субъектами доказывания этих логических законов и форм мышления является одним из обязательных условий достижения объективной истины по делу. Необходимо только помнить, что все упомянутые выше логические категории рассчитаны на элементарно непротиворечивые отношения, на стабильные, неизменные стороны действительности, и в этом — их ограниченность. Для преодоления такой ограниченности нужна диалектическая, содержательная логика, опирающаяся на знание общих законов всех материальных и духовных явлений.

Поскольку в ходе процессуального доказывания происходит сложное взаимодействие различных субъектов между собой и с внешним миром, осваивается многочисленная чувственная и словесная информация и на ее основе формируется внутреннее убеждение, велика здесь и роль психологических факторов.

В этом плане следует, прежде всего, учесть, что доказывание имеет свою психологическую структуру с определенными компонентами, имеющими безусловное значение в достижении его цели. Профессионально-поисковый компонент в доказывании складывается из умения следователя (судей) выявлять информацию об обстоятельствах дела, их глубокой внимательности, наблюдательности и проницательности, а равно из пытливости и настойчивости в достижении цели. Коммуникативный компонент этой деятельности выражается в навыках быстро войти в контакт с носителями информации и получить ее в наиболее полном и точном виде. Конструктивный компонент в психологической структуре процессуального доказывания — это способность воссоздать картину исследуемых обстоятельств дела, намечать возможные пути раскрытия преступления и изобличения виновных. Организационный компонент состоит из личной дисциплинированности, исполнительности и инициативности субъектов доказывания, из их умения планировать и налаживать работу. Наконец, удостоверительный компонент характеризуется качеством процессуального оформления конкретных актов доказывания, обнаруженных при этом доказательств и их источников и вытекающих из них выводов по делу. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов обедняет психологическую структуру процессуального доказывания, снижает его результативность.

Несомненна важная роль психологических методов и в исследовании тех обстоятельств дела, которые связаны с субъективной стороной состава преступления и с личностью виновного. Установление конкретной формы вины, как проявления психического отношения лица к содеянному и к его последствиям, цели и мотивов совершения преступного деяния, а равно духовного и нравственного облика виновного возможно лишь при строго индивидуально-психологическом подходе к анализу и оценке соответствующих обстоятельств дела, при умелом применении судебно-пснхологических методов изучения личности и проверки ее психических свойств.

Данные психологии являются отправным моментом также при исследовании многих судебных доказательств и их источников. Для правильной оценки, скажем, показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого нужно хорошо знать психологические закономерности восприятия, запоминания и воспроизведения наблюдавшихся явлений внешнего мира, а также психологическую характеристику самих лот, которые дали эти показания.

Во всех элементах процессуального доказывания находит свое выражение и такой психологический фактор, который называется эмоциональным состоянием. Положительные эмоции содействуют достижению цели доказывания, отрицательные — осложняют доказывание. Следователю, прокурору и судьям надлежит не только стремиться быть самим в надлежащим эмоциональном состоянии, но и изучать и учитывать эмоционально-волевой момент в поведении окружающих их лиц, оказывая противодействие отрицательным эмоциям и поддерживая положительные эмоции. В некоторых случаях полезным может оказаться эмоциональный эксперимент, рассчитанный на выявление изменений в эмоциональном состоянии тех или иных участников процесса с тем, чтобы использовать эти изменения для более глубокого исследования соответствующих обстоятельств дела.

В процессуальном доказывании первостепенное значение имеет и такое психологическое свойство личности, как способность отделять свое внутреннее от внешнего и соотносить их. Благодаря этому субъекты доказывания приобретают возможность оценивать собственные чувства, действия и суждения, регулировать их, отделять от них полученные по делу знания и соотносить свои выводы с конкретными фактами.

По существу, сюда же примыкает способность субъектов доказывания избирательно реагировать на собираемую информацию и выделять из нее то, что имеет отно­шение к делу. Без этого глубоко психологического свойства личности не представлялось бы возможным определить относимость доказательств и правильно наме­тить предмет и пределы процессуального доказывания.

Отбор, исследование и оценка фактической информации завершаются формированием у следователя (прокурора, судей) внутреннего убеждения в доказанности или недоказанности определенных обстоятельств дела. Это — тоже важный психологический процесс, без знания которого трудно судить об истинности выводов, которые обосновываются в ходе доказывания.

Формирование внутреннего убеждения связано, в свою очередь, с мысленным моделированием, которое состоит в создании идеального образа (картины) тех событий, которые подлежат исследованию по делу. По мере накопления фактической информации такая модель проверяется, уточняется, пока не вырисовывается подлинная картина предмета. В основе этой работы тоже лежат определенные психологические методы познания внешнего мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: