МЕТОДИКА «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА». Критерии оценки




МЕТОДИКА «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»

 

Цель: Методика предназначена для определения уровня тревожнос­ти у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Описание методики: Для проведения исследования психолог предлагает ребенку лист бумаги и карандаш, затем просит нарисовать человека. На все дополнительные вопросы ребенка следует отвечать: «Как хочешь».

Тест предназначен для детей в возрасте от 3 лет 6 мес. до 7 лет. Он ориентирован на диагностику развития перцепции, сенсомоторной координации, уровня психического разви­тия ребенка. Тест должен быть вводной частью тестовой ба­тареи, чтобы привлечь ребенка к работе, дать ему нужную мотивацию.

Тестирование может проводиться индивидуально или груп­повым способом. Рекомендуется индивидуальное проведение с дошкольниками. Если тестирование проводится групповым способом, то размер группы должен быть 8—12 человек (что­бы с каждым ребенком было возможно установление эмоци­онального контакта).

Необходимо, чтобы у ребенка был карандаш, бланк теста или лист бумаги стандартного формата, которые должны ле­жать вертикально. На столе больше ничего быть не должно. Нужно, чтобы ребенок рисовал по представлению, а не сри­совывал. Рядом могут лежать цветные карандаши, и, если у ребенка возникнет потребность раскрасить рисунок, пусть раскрашивает. Желательно, чтобы у экспериментатора были запасные карандаши, так как во время рисования дети их ча­сто ломают. Одно из важнейших требований при организации тестирования — атмосфера доверия, спокойствия, в которой ребенок максимально проявил бы свою фантазию, свои воз­можности. Дети не должны испытывать напряжения, страха. Рисование должно быть частью игры.

Психодиагностам, которые работают с детьми, можно пореко­мендовать несколько принципов:

1. Все тестирование должно проводиться в виде игры.

2. Необходимо соблюдать стандартность процедуры тести­рования: подбирать одинаковую бумагу, одинаковые каран­даши.

3. Целесообразно записывать все важные обстоятельства, сопутствующие рисунку: дату, время, степень адаптации к процедуре, комментарии ребенка, латеральность держания карандаша, поворачивание листа бумаги.

4. Наиболее ценны в диагностическом плане рисунки, за появлением которых психолог мог наблюдать.

5. Психолог должен знать возрастные характеристики ри­сунка; знать, что является типичным, а что отклонением.

6. В связи с тем, что на появление рисунка влияет ряд фак­торов: уровни когнитивного, моторного, личностного и со­циального развития — и неизвестно, какой из них в данный момент преобладает, то для окончательного вывода об уровне психического развития ребенка необходимо использовать ком­плекс методик.

7. Рисунок может быть индикатором и творческих способ­ностей, и патологических процессов.

8. Чем старше ребенок, тем менее надежным показателем умственного развития становится рисунок.

9. В исследовательских целях оценку рисунка рекомендуется проводить двум специалистам независимо друг от друга.

Экспериментатор должен дать инструкцию к тесту: «Мне бы хотелось, чтобы ты на этом листе бумаги нарисовал чело­века, мужчину. Нарисуй его так, как ты лучше всего умеешь. Рисуй столько времени, сколько тебе нужно. Старайся рисо­вать как можно аккуратнее». Основная задача инструкции — сформировать мотивацию ребенка к рисованию.

Важно внимательно следить за процессом рисования. Имен­но он может дать информацию о личности ребенка и его пси­хическом развитии:

Экспериментатору рекомендуется фиксировать у себя, как ребенок сел, как он устанавливает контакт с психологом, готов ли он к работе, насколько аккуратен, заторможен или наобо­рот, насколько уверен в себе, непоседлив.

В некоторых случаях ребенка можно похвалить, поддержать, но не выделять из группы. В процессе рисования необходимо полностью избегать критической оценки и указаний на недо­статки. После окончания работы рекомендуется не прерывать ребенка сразу, а поговорить с ним о его рисунке. Это нужно для уточнения содержания изображенного, а также в собствен­но диагностическом аспекте (богатство фантазии, опыт, вер­бальные способности ребенка). Его можно попросить: «Рас­скажи мне о своем рисунке — что ты здесь нарисовал?»

Обработка данных:

Оценка рисунка проводится по 37 пунктам: 17 содержатель­ным, которые связаны с характеристикой деталей, и 20 фор­мальным, которые касаются пропорций частей тела.

Каждое положение оценивается одним баллом. Оценка теста количественная (по сумме набранных баллов) и качественная.

Критерии оценки

I. Содержательная часть.

1. Уши — должны быть ясно различимыми, произвольно изображены. Должны быть присоединены к голове, а не нари­сованы около нее.

2. Глаза — могут быть произвольной формы, с различными деталями (брови, ресницы, зрачок) и без них.

3. Туловище — может иметь какое угодно двумерное изобра­жение. Если с туловищем соединена голова, то должна быть нарисована линия, отделяющая голову от туловища. Рисова­ние «головонога» не оценивается.

4. Шея — любое ясное двумерное изображение ее как раз­личение головы и туловища.

5. Рот — ясный способ изображения. Рот должен быть на­рисован горизонтально или в виде окружности, может быть двумерным и одномерным.

6. Hoc — должен быть ясно различим. Может быть любым по форме изображения: в виде точки, двумерным, одномерным.

I. Детали глаз — брови и ресницы. Приемлем любой способ изображения. Положительный балл ставится только при на­личии двух бровей. Ресницы должны быть изображены как ряд линий, выходящих из контуров глаз. Оценивается положитель­но при прорисовке только на обоих глазах.

8. Детали глаз — зрачок. Марание внутри глаза, закрашива­ние его оценивается отрицательно. Должны быть ясно обозна­чены точки или кружок в обоих глазах, если оба глаза видны на рисунке. Если на рисунке виден один глаз, оценивание производится по наличию зрачка в нем.

9. Волосы — может быть произвольный способ изображе­ния, достаточно каракулей на темени головы.

10. Волосы —- способ изображения должен быть лучше, не­жели в п. 9. Голова не должна просвечивать, не должно быть видно ее контура.

I1. Рука — произвольный способ рисования. Если рисунок сделан анфас, должны быть нарисованы обе руки — двумер­ные или одномерные. Если в профиль и вторая рука не видна, но ее наличие можно предположить, то ставится положитель­ная оценка.

12. Пальцы — произвольный способ изображения. Должны быть нарисованы на обеих руках, количество не важно. Рисо­вание варежки оценивается положительно.

13. Пальцы — правильное количество на обеих руках или лишь на одной, если другой руки на рисунке не видно. Если нарисованы обе руки, а одна частично закрыта — оценка про­изводится по видимой руке.

14. Ступни или ботинки — на обеих ногах (если на рисунке видны обе ноги). Положительно оценивается и двумерная, и одномерная ступня, обозначенная чертой.

15. Одежда I — любое ясное изображение наличия одежды. Закрашенное туловище оценивается положительно. Ряд пуго­виц или шляпа (пусть она даже выше головы) оценивается как наличие одежды. Изображение только пупка оценивается отрицательно.

16. Одежда II — должны быть изображены две части одеж­ды — верхняя и нижняя. Одежда должна быть непрозрачной. Головной убор должен быть на голове, а не над головой. Одни пуговицы оцениваются отрицательно.

17. Одежда III — полностью одетый человек, тело его не просвечивает, что служит показателем возросшего уровня умственного развития ребенка. Зрительно изображены части одежды — рукава, штанины, ботинки. Если в п. 16 ребенок получил (—), то в п. 17 оценивание не производится.

II. Формальная часть.

18. Пропорции головы — измерение производится с учетом волос; голова должна быть меньше половины туловища и боль­ше 1/10 туловища.

19. Анфас и профиль фигуры — изображение всех частей тела на рисунке человека должно быть согласованным, т.е. пред­ставленным соответственно анфас либо в профиль. Рассогла­сование оценивается отрицательно. Изображение конечнос­тей может быть одномерным.

20. Нос двумерный — ровная линия, круг, треугольник, чер­точка оцениваются отрицательно.

21. Пропорции глаз — горизонтальный размер глаз должен быть больше, чем вертикальный. Пропорции должны сохра­няться в обоих глазах, за исключением профиля, где другой глаз не нарисован — там оценивание производится по изоб­раженному.

22. Присоединение рук — они могут быть присоединены в любом месте туловища, шеи или к месту соединения головы и туловища. Присоединение рук к голове или ногам оценива­ется отрицательно.

23. Присоединение рук — они должны быть присоединены в правильном месте — в верхней трети туловища, в точке, ко­торую можно назвать плечом. Правильное присоединение лишь одной руки, присоединение рук посредине туловища оцени­вается отрицательно.

24. Руки — не должны быть подняты вверх или разведены в стороны. Каждая рука должна образовывать с туловищем угол меньше 90°.

25. Плечи — должны быть хорошо обозначены. Овальные, шарообразные, квадратные фигуры оцениваются отрица­тельно.

26. Руки двумерные — обе руки должны быть нарисованы двумерными, длина должна быть больше ширины.

27. Пропорции рук — обе руки должны быть примерно оди­наковой длины с туловищем (измерение осуществляется от места присоединения руки к туловищу). Руки могут быть од­номерными.

28. Симметрия рук — обе руки должны быть одинаковой длины и ширины. Одномерные изображения автоматически оцениваются отрицательно.

29. Локтевой сгиб — явно заметный сгиб посредине руки. Для положительного оценивания достаточно изображения только одной согнутой руки.

30. Пальцы двумерные — длина должна быть больше шири­ны. Если видна только одна рука — оценивание производится по ней. Все видимые пальцы должны удовлетворять данному критерию.

31. Туловище — длина должна быть больше ширины, изме­рение производится в месте самой большой длины и ширины. Если оба параметра одинаковы — оценка отрицательная. Тре­угольное туловище оценивается отрицательно. Длина тулови­ща зрительно должна отчетливо превосходить ширину.

32. Присоединение ног к туловищу— оценка положительная, если присоединены обе ноги. Присоединение ног к голове оценивается отрицательно.

33. Ноги двумерные — обе ноги должны быть нарисованы двумерными, длина больше ширины. Ступня может быть изоб­ражена произвольно.

34. Пропорции ног — длина обеих ног не должна быть мень­ше длины туловища и не должна превышать длину туловища более чем в 2 раза. Ширина ног должна быть меньше ширины туловища. Изображение может быть одномерным.

35. Симметрия ног — обе ноги должны быть примерно оди­наковой длины и ширины. Одномерное изображение автома­тически оценивается отрицательно.

36. Пропорции ступней — ступня должна быть двумерной, длина больше ширины.Ступня не может быть очень длин­ной, максимум 1/2 ноги. Критерию должны соответствовать обе ноги. Одномерная ступня автоматически оценивается от­рицательно.

37. Ступня разделена — должно быть зрительное отделе­ние каблука или пятки с подошвой. Оцениваться должны обе ступни.

Каждое соответствие пункту шкалы оценивается одним баллом.

Интерпретация результатов теста

По результатам теста испытуемые получают три оценки: общий балл, содержательную оценку и формальную оценку.

Высокий общий балл по данному тесту, как правило, име­ют зрелые, интеллектуально развитые дети; аккуратные, усид­чивые, спокойные, с высокой мотивацией к рисованию. Осо­бенно это характерно для девочек. Высокий балл также часто получают глухие дети.

Интерпретация:

В «Рисунке человека» на тревожность указывают в первую оче­редь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к психологу за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т. п. Нажим на каран­даш (о нем судят по продавленное™ листа бумаги) у тревожно­го ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не со­четается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка).

О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами.

Тревожный ребенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению.

Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, ко­торая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в. пер­вую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наиболь­шее эмоциональное напряжение и являются источником его тре­вожности.

О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка.

Характерная особенность рисунка тревожного ребенка — чрез­мерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решает­ся закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое коли­чество пуговиц.

Только в том случае, если наблюдается большинство из пере­численных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисова­нии вообще.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: