МЕТОДИКА «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»
Цель: Методика предназначена для определения уровня тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Описание методики: Для проведения исследования психолог предлагает ребенку лист бумаги и карандаш, затем просит нарисовать человека. На все дополнительные вопросы ребенка следует отвечать: «Как хочешь».
Тест предназначен для детей в возрасте от 3 лет 6 мес. до 7 лет. Он ориентирован на диагностику развития перцепции, сенсомоторной координации, уровня психического развития ребенка. Тест должен быть вводной частью тестовой батареи, чтобы привлечь ребенка к работе, дать ему нужную мотивацию.
Тестирование может проводиться индивидуально или групповым способом. Рекомендуется индивидуальное проведение с дошкольниками. Если тестирование проводится групповым способом, то размер группы должен быть 8—12 человек (чтобы с каждым ребенком было возможно установление эмоционального контакта).
Необходимо, чтобы у ребенка был карандаш, бланк теста или лист бумаги стандартного формата, которые должны лежать вертикально. На столе больше ничего быть не должно. Нужно, чтобы ребенок рисовал по представлению, а не срисовывал. Рядом могут лежать цветные карандаши, и, если у ребенка возникнет потребность раскрасить рисунок, пусть раскрашивает. Желательно, чтобы у экспериментатора были запасные карандаши, так как во время рисования дети их часто ломают. Одно из важнейших требований при организации тестирования — атмосфера доверия, спокойствия, в которой ребенок максимально проявил бы свою фантазию, свои возможности. Дети не должны испытывать напряжения, страха. Рисование должно быть частью игры.
|
Психодиагностам, которые работают с детьми, можно порекомендовать несколько принципов:
1. Все тестирование должно проводиться в виде игры.
2. Необходимо соблюдать стандартность процедуры тестирования: подбирать одинаковую бумагу, одинаковые карандаши.
3. Целесообразно записывать все важные обстоятельства, сопутствующие рисунку: дату, время, степень адаптации к процедуре, комментарии ребенка, латеральность держания карандаша, поворачивание листа бумаги.
4. Наиболее ценны в диагностическом плане рисунки, за появлением которых психолог мог наблюдать.
5. Психолог должен знать возрастные характеристики рисунка; знать, что является типичным, а что отклонением.
6. В связи с тем, что на появление рисунка влияет ряд факторов: уровни когнитивного, моторного, личностного и социального развития — и неизвестно, какой из них в данный момент преобладает, то для окончательного вывода об уровне психического развития ребенка необходимо использовать комплекс методик.
7. Рисунок может быть индикатором и творческих способностей, и патологических процессов.
8. Чем старше ребенок, тем менее надежным показателем умственного развития становится рисунок.
9. В исследовательских целях оценку рисунка рекомендуется проводить двум специалистам независимо друг от друга.
Экспериментатор должен дать инструкцию к тесту: «Мне бы хотелось, чтобы ты на этом листе бумаги нарисовал человека, мужчину. Нарисуй его так, как ты лучше всего умеешь. Рисуй столько времени, сколько тебе нужно. Старайся рисовать как можно аккуратнее». Основная задача инструкции — сформировать мотивацию ребенка к рисованию.
|
Важно внимательно следить за процессом рисования. Именно он может дать информацию о личности ребенка и его психическом развитии:
Экспериментатору рекомендуется фиксировать у себя, как ребенок сел, как он устанавливает контакт с психологом, готов ли он к работе, насколько аккуратен, заторможен или наоборот, насколько уверен в себе, непоседлив.
В некоторых случаях ребенка можно похвалить, поддержать, но не выделять из группы. В процессе рисования необходимо полностью избегать критической оценки и указаний на недостатки. После окончания работы рекомендуется не прерывать ребенка сразу, а поговорить с ним о его рисунке. Это нужно для уточнения содержания изображенного, а также в собственно диагностическом аспекте (богатство фантазии, опыт, вербальные способности ребенка). Его можно попросить: «Расскажи мне о своем рисунке — что ты здесь нарисовал?»
Обработка данных:
Оценка рисунка проводится по 37 пунктам: 17 содержательным, которые связаны с характеристикой деталей, и 20 формальным, которые касаются пропорций частей тела.
Каждое положение оценивается одним баллом. Оценка теста количественная (по сумме набранных баллов) и качественная.
Критерии оценки
I. Содержательная часть.
1. Уши — должны быть ясно различимыми, произвольно изображены. Должны быть присоединены к голове, а не нарисованы около нее.
2. Глаза — могут быть произвольной формы, с различными деталями (брови, ресницы, зрачок) и без них.
3. Туловище — может иметь какое угодно двумерное изображение. Если с туловищем соединена голова, то должна быть нарисована линия, отделяющая голову от туловища. Рисование «головонога» не оценивается.
|
4. Шея — любое ясное двумерное изображение ее как различение головы и туловища.
5. Рот — ясный способ изображения. Рот должен быть нарисован горизонтально или в виде окружности, может быть двумерным и одномерным.
6. Hoc — должен быть ясно различим. Может быть любым по форме изображения: в виде точки, двумерным, одномерным.
I. Детали глаз — брови и ресницы. Приемлем любой способ изображения. Положительный балл ставится только при наличии двух бровей. Ресницы должны быть изображены как ряд линий, выходящих из контуров глаз. Оценивается положительно при прорисовке только на обоих глазах.
8. Детали глаз — зрачок. Марание внутри глаза, закрашивание его оценивается отрицательно. Должны быть ясно обозначены точки или кружок в обоих глазах, если оба глаза видны на рисунке. Если на рисунке виден один глаз, оценивание производится по наличию зрачка в нем.
9. Волосы — может быть произвольный способ изображения, достаточно каракулей на темени головы.
10. Волосы —- способ изображения должен быть лучше, нежели в п. 9. Голова не должна просвечивать, не должно быть видно ее контура.
I1. Рука — произвольный способ рисования. Если рисунок сделан анфас, должны быть нарисованы обе руки — двумерные или одномерные. Если в профиль и вторая рука не видна, но ее наличие можно предположить, то ставится положительная оценка.
12. Пальцы — произвольный способ изображения. Должны быть нарисованы на обеих руках, количество не важно. Рисование варежки оценивается положительно.
13. Пальцы — правильное количество на обеих руках или лишь на одной, если другой руки на рисунке не видно. Если нарисованы обе руки, а одна частично закрыта — оценка производится по видимой руке.
14. Ступни или ботинки — на обеих ногах (если на рисунке видны обе ноги). Положительно оценивается и двумерная, и одномерная ступня, обозначенная чертой.
15. Одежда I — любое ясное изображение наличия одежды. Закрашенное туловище оценивается положительно. Ряд пуговиц или шляпа (пусть она даже выше головы) оценивается как наличие одежды. Изображение только пупка оценивается отрицательно.
16. Одежда II — должны быть изображены две части одежды — верхняя и нижняя. Одежда должна быть непрозрачной. Головной убор должен быть на голове, а не над головой. Одни пуговицы оцениваются отрицательно.
17. Одежда III — полностью одетый человек, тело его не просвечивает, что служит показателем возросшего уровня умственного развития ребенка. Зрительно изображены части одежды — рукава, штанины, ботинки. Если в п. 16 ребенок получил (—), то в п. 17 оценивание не производится.
II. Формальная часть.
18. Пропорции головы — измерение производится с учетом волос; голова должна быть меньше половины туловища и больше 1/10 туловища.
19. Анфас и профиль фигуры — изображение всех частей тела на рисунке человека должно быть согласованным, т.е. представленным соответственно анфас либо в профиль. Рассогласование оценивается отрицательно. Изображение конечностей может быть одномерным.
20. Нос двумерный — ровная линия, круг, треугольник, черточка оцениваются отрицательно.
21. Пропорции глаз — горизонтальный размер глаз должен быть больше, чем вертикальный. Пропорции должны сохраняться в обоих глазах, за исключением профиля, где другой глаз не нарисован — там оценивание производится по изображенному.
22. Присоединение рук — они могут быть присоединены в любом месте туловища, шеи или к месту соединения головы и туловища. Присоединение рук к голове или ногам оценивается отрицательно.
23. Присоединение рук — они должны быть присоединены в правильном месте — в верхней трети туловища, в точке, которую можно назвать плечом. Правильное присоединение лишь одной руки, присоединение рук посредине туловища оценивается отрицательно.
24. Руки — не должны быть подняты вверх или разведены в стороны. Каждая рука должна образовывать с туловищем угол меньше 90°.
25. Плечи — должны быть хорошо обозначены. Овальные, шарообразные, квадратные фигуры оцениваются отрицательно.
26. Руки двумерные — обе руки должны быть нарисованы двумерными, длина должна быть больше ширины.
27. Пропорции рук — обе руки должны быть примерно одинаковой длины с туловищем (измерение осуществляется от места присоединения руки к туловищу). Руки могут быть одномерными.
28. Симметрия рук — обе руки должны быть одинаковой длины и ширины. Одномерные изображения автоматически оцениваются отрицательно.
29. Локтевой сгиб — явно заметный сгиб посредине руки. Для положительного оценивания достаточно изображения только одной согнутой руки.
30. Пальцы двумерные — длина должна быть больше ширины. Если видна только одна рука — оценивание производится по ней. Все видимые пальцы должны удовлетворять данному критерию.
31. Туловище — длина должна быть больше ширины, измерение производится в месте самой большой длины и ширины. Если оба параметра одинаковы — оценка отрицательная. Треугольное туловище оценивается отрицательно. Длина туловища зрительно должна отчетливо превосходить ширину.
32. Присоединение ног к туловищу— оценка положительная, если присоединены обе ноги. Присоединение ног к голове оценивается отрицательно.
33. Ноги двумерные — обе ноги должны быть нарисованы двумерными, длина больше ширины. Ступня может быть изображена произвольно.
34. Пропорции ног — длина обеих ног не должна быть меньше длины туловища и не должна превышать длину туловища более чем в 2 раза. Ширина ног должна быть меньше ширины туловища. Изображение может быть одномерным.
35. Симметрия ног — обе ноги должны быть примерно одинаковой длины и ширины. Одномерное изображение автоматически оценивается отрицательно.
36. Пропорции ступней — ступня должна быть двумерной, длина больше ширины.Ступня не может быть очень длинной, максимум 1/2 ноги. Критерию должны соответствовать обе ноги. Одномерная ступня автоматически оценивается отрицательно.
37. Ступня разделена — должно быть зрительное отделение каблука или пятки с подошвой. Оцениваться должны обе ступни.
Каждое соответствие пункту шкалы оценивается одним баллом.
Интерпретация результатов теста
По результатам теста испытуемые получают три оценки: общий балл, содержательную оценку и формальную оценку.
Высокий общий балл по данному тесту, как правило, имеют зрелые, интеллектуально развитые дети; аккуратные, усидчивые, спокойные, с высокой мотивацией к рисованию. Особенно это характерно для девочек. Высокий балл также часто получают глухие дети.
Интерпретация:
В «Рисунке человека» на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к психологу за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т. п. Нажим на карандаш (о нем судят по продавленное™ листа бумаги) у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка).
О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами.
Тревожный ребенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению.
Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в. первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности.
О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка.
Характерная особенность рисунка тревожного ребенка — чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц.
Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании вообще.